Приговор Дуванского районного суда РБ от 01.06.2011 года в отношении Ибрагимова Р.Ф. оставить без изменения.



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Уфа 4 августа 2011 г.

Судебная коллегия по уголовным делам

Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Мугиновой Р.М.,

судей Фомина Ю.А. и Денисова О.И.,

при секретаре Худайгулове Т.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Ибрагимова Р.Ф. на приговор Дуванского районного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2011 года, которым

Ибрагимов Р.Ф., родившийся ... года, ...

...

Заслушав доклад судьи Фомина Ю.А., мнение прокурора Валеевой М.Р. о законности приговора, выступление адвоката Деминой В.М. и объяснение Ибрагимова Р.Ф., поддержавших кассационную жалобу, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ибрагимов признан виновным в умышленном причинении смерти своей сожительнице П. путем нанесения ей удара ножом в область шеи с повреждением общей сонной артерии и внутренней яремной вены.

Преступление совершено ... года г. в ... при обстоятельствах, изложенных в приговоре.

В судебном заседании Ибрагимов вину признал частично.

В кассационной жалобе он просит переквалифицировать его действия на ч.1 ст.107 УК РФ, указав об аморальном и противоправном поведении потерпевшей, которая злоупотребляла спиртным, изменяла ему, и когда она заявила, что уходит к другому мужчине, то это «переполнило чашу его терпения», т.е. преступление он совершил в состоянии аффекта; в момент совершения преступления был трезв; наказание чрезмерно суровое, судебно-психиатрическая экспертиза не назначалась; суд не учел положительную характеристику.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает приговор законным и обоснованным.

Вывод суда о виновности Ибрагимова в преступлении в отношении П. при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основан на доказательствах, исследованных в судебном заседании всесторонне, полно и объективно.

Утверждения Ибрагимова о необоснованности предъявленного ему обвинения по ч.1 ст.105 УК РФ, содержащиеся в его кассационной жалобе, опровергаются материалами уголовного дела.

Вина Ибрагимова подтверждается показаниями Ибрагимовых том, что их сын им рассказал о том, что ударил ножом в шею П., когда та сказала, что уйдет от него; показаниями К. о том, что Ибрагимов показал ему об убийстве сожительницы путем нанесения ударов ножом в шею. Свидетель Г. показала о том, часто видела П. с синяками, относительно которых П. рассказывала, что ее избивал Ибрагимов.

Судебная коллегия оценку, данную судом показаниям свидетелей, как достоверным, находит правильной, поскольку их показания на предварительном и судебном следствии последовательны и согласуются с другими имеющимися в деле доказательствами, в том числе и объективными.

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, у П. имелось телесное повреждение в виде колото-резаной раны шеи, полученное от двухкратного воздействия колюже-режущего предмета, с повреждением общей сонной артерии и внутренней яремной вены, оценивающейся, как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, и состоящей в прямой причиной связи со смертью; по заключению экспертизы, не исключено, что телесное повреждение, повлекшее смерть П. причинено ножом, изъятым с места происшествия.

Кроме того, и сам Ибрагимов не отрицал того, что он на почве ревности ударил ножом в шею П..

Анализ приведенных выше и других имеющихся в деле доказательств, надлежащая оценка которым дана в приговоре, свидетельствует о том, что суд правильно установил фактические обстоятельства дела и обоснованно квалифицировал действия Ибрагимова по ч. 1 ст.105 УК РФ, как умышленное причинение смерти другому человеку.

Доводы кассационной жалобы нельзя признать обоснованными по вышеприведенным и следующим основаниям.

Вывод суда первой инстанции о виновности Ибрагимова в совершении преступления в отношении П. при обстоятельствах, изложенных в приговоре, основан на доказательствах, исследованных в судебном заседании всесторонне, полно и объективно.

Об умысле Ибрагимова на убийство потерпевшей свидетельствуют характер его действий, способ совершения преступления, орудие, которым было причинено телесное повреждение, его локализация у потерпевшей, по мотиву ревности и связанных с этим неприязненных отношений, возникших после совместного употребления спиртных напитков.

Довод Ибрагимова о том, что он в момент совершения находился в трезвом состоянии, противоречит его же собственным показаниям, данным в судебном заседании, о том, что перед совершением преступления он употреблял спиртное, полагал, что в его крови имелся алкоголь, а если был бы трезвым, то наверно, произошло бы то же самое. Об употреблении Ибрагимовым спиртного показали также Я., К.. Кроме того, нахождение Ибрагимова в момент совершения преступления в трезвом состоянии или же в состоянии алкогольного опьянения, судом при назначении ему наказания, не учитывалось, и на квалификацию его действий никоим образом не повлияло.

Доводы Ибрагимова о совершении преступления в состоянии аффекта, нельзя признать убедительными. В соответствии со ст. 107 УК РФ убийством, совершенным в состоянии аффекта, признается умышленное лишение жизни другого человека, совершенное в состоянии внезапно возникшего сильного душевного волнения (аффекта) вызванного насилием, издевательством или тяжким оскорблением со стороны потерпевшего либо иными противоправными или аморальными действиями (бездействием) потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего.

Из явки с повинной Ибрагимова и его показаний в судебном заседании следует, что он полностью контролировал свое поведение, действовал целенаправленно, когда после того, как П. сказал ему о своем желании уйти к другому мужчине, он от обиды и со злости ударил ее ножом в область шеи.

Поведение Ибрагимова до совершения убийства и после него свидетельствует об отсутствии у него каких-либо признаков аффекта. Данные обстоятельства подтверждены показаниями Я., С., С. о том, что когда у них находились П. и Ибрагимов, каких-либо ссор не было.

Из показаний Ибрагимова следует, что в момент конфликта П. каких-либо противоправных действий в отношении него не совершала и угроз применения какого-либо насилия, не высказывала. Нельзя согласиться и с доводом Ибрагимова о наличии в его действиях смягчающего наказание обстоятельства - аморального поведения потерпевшей, поскольку, как видно материалов дела и показаний самого Ибрагимова, П. перед совершением Ибрагимовым убийства, каких-либо аморальных действий не совершала, она лишь высказала желание уйти от Ибрагимова к другому мужчине, что к аморальному поведению отнести нельзя.

В связи с чем, вывод суда об отсутствии в действиях Ибрагимовой смягчающего наказание обстоятельства – противоправного или аморального поведения потерпевшей, о чем также указал и государственный обвинитель в судебных прениях, является обоснованным.

Выводы суда об отсутствии длительной психотравмирующей ситуации, которая, по мнению Ибрагимова, имела место, являются обоснованными.

В ходе предварительного следствия и в судебном заседании каких-либо сомнений в психической полноценности Ибрагимова не возникло, каких-либо объективных данных о необходимости назначения судебно-психиатрической экспертизы не имелось. Кроме того и сам Ибрагимов о назначении такой экспертизы и не ходатайствовал. Судом правильно установлено, что преступление Ибрагимовым совершено в состоянии алкогольного опьянения, его показания свидетельствуют о том, что преступление им было совершено осознанно, и как он сам показал, от обиды на П., когда та высказала намерение расстаться с ним.

При таких обстоятельствах довод Ибрагимова о совершении убийства в состоянии аффекта, является несостоятельным, и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, установленным судом первой инстанции, и оснований для переквалификации его действий на ч. 1 ст. 107 УК РФ, чем просит осужденный в своей жалобе, не имеется.

Кроме того, как видно из протокола судебного заседания, доводы Ибрагимова, аналогичные тем, которые приводятся в кассационной жалобе, в том числе об аморальном и противоправном поведении потерпевшей, тщательно проверялись судом, но не подтвердились. Поэтому они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в приговоре.

Как видно из материалов дела, органами предварительного следствия при производстве предварительного расследования и судом при рассмотрении дела каких-либо нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, допущено не было, настоящее дело расследовано и рассмотрено всесторонне, полно и объективно.

Наказание Ибрагимову назначено судом в соответствии со ст. 60 УК РФ с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о его личности, смягчающих наказание обстоятельств, и является справедливым.

При этом суд привел убедительные мотивы назначения ему наказания, связанного с реальным лишением свободы, обоснованно не усмотрев оснований для применения ст. 73 УК РФ.

Исключительных обстоятельств, связанных с целями и мотивами, совершенного Ибрагимовым умышленного убийства, для применения к нему ст. 64 УК РФ, судебная коллегия не усматривает.

Таким образом, оснований для отмены приговора по доводам кассационной жалобы, в том числе и в части назначенного наказания, не имеется.

Руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Дуванского районного суда Республики Башкортостан от 10 июня 2011 года в отношении Ибрагимова Р.Ф. оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий п/п Судьи: п/п

...1