приговор Белебеевского городского суда РБ от 27 февраля 2007 года в отношении Иргашева Т.Д. изменен.



К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г.Уфа 01 сентября 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе: председательствующего Габитова Р.Х.

судей Мулюкова У.А., Бикмаева Р.Я.

при секретаре Азнабаевой О.В.

рассмотрела в судебном заседании кассационную жалобу осужденного Иргашева Т.Д. на приговор Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2008 года, которым

Иргашев Т.Д., ... года года рождения в ...,

осужден к лишению свободы по ч.1 ст. 105 УК РФ на 10 лет в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Мулюкова У.А.; объяснения осужденного Иргашева Т.Д. и адвоката Иванова Д.И., поддержавших доводы жалобы; мнение прокурора Резванова М.Г., полагавшего приговор изменить, снизив срок лишения свободы, судебная коллегия

установила:

Иргашев признан виновным в том, что ... года года в г. ... в квартире № ... д. ... по ул. ... в ходе ссоры с Г.. несколько раз ударил его топором по голове, причинив смерть.

Иргашев признал вину. В кассационной жалобе он просит изменить приговор, смягчить наказание. Суд, по его мнению, хоть и указал в приговоре, но не учел явки с повинной, активное способствование раскрытию преступления. Его чистосердечное признание помогло установлению истины по делу и не дало совершить судебной ошибки. Преступление совершил от безысходности и отчаяния.

В дополнениях к кассационной жалобе Иргашева адвокат Иванов Д.И. просит приговор отменить в связи с необходимостью применения к Играшеву смягчающих обстоятельств и судебно-психиатрической экспертизы. Указывает на то, что суд не учел противоправность и аморальность поведения потерпевшего Г. несмотря на показания представителя потерпевшего Г. о том, что его отец в прошлом боксер; свидетелей А.., С.., К.., В.., П.. У. что мать Иргашева находилась при смерти, и срочно нужен был паспорт, чтобы поехать к ней в Узбекистан, а паспорт находился у Г., что потерпевший Г. был вспыльчивым, мог оскорбить рабочих. Суд же не дал оценки тому, что паспорт удерживался незаконно, поведение потерпевшего противоправно и явилось поводом для совершения преступления. Кроме того, суд не учел в качестве смягчающего обстоятельства раскаяние виновного, которое послужило основанием для прекращения уголовного преследования в отношении гражданина, непричастного к совершению преступления, - первоначально по подозрению в убийстве Г. был заключен под стражу Я.., и когда Иргашев узнал об этом, он явился с повинной в правоохранительные органы. Кроме того, необходимо было учесть и помимо активного способствования раскрытию преступления, и активное способствование расследованию преступлению, что подтверждается протоколом проверки показаний на месте от 25 июля 2007 года и обнаружения в лесном массиве одежды Иргашева. Суд не устранил сомнения в психической полноценности Иргашева, каких-либо документов о том, что Иргашев не состоит на учете у врача-психиатра по месту прописки в Республике Узбекистан, не имеется, запросы не осуществлены.

Проверив материалы уголовного дела, доводы кассационных жалоб, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим мотивам.

Оснований для назначения судебно-психиатрической экспертизы не было, поскольку сомнений в психической полноценности Иргашева, каких-либо документов о том, что Иргашев состоит где – либо на учете у врача-психиатра не было, и по сей день с момента совершения преступления с июля 2007 года в условиях состязательности процесса стороной защиты никаких данных об этом не представлено.

Довод кассационной жалобы, что потерпевший Г. в прошлом боксер, не могут повлечь смягчения наказания.

Довод кассационной жалобы, что суд не учел явки с повинной и активное способствование Иргашева раскрытию преступления, не подтвердился: эти обстоятельства учтены судом.

Однако, как видно из приговора, Г. не возвращал паспорт Иргашева, на что указали Иргашев, свидетели Л. и С. (сожительница Г.) и в речи государственный обвинитель, но суд не учел, что поводом преступления явилось удерживание паспорта, - такое поведение потерпевшего Г. явно противоправно и следует учесть смягчающим наказание обстоятельством. Нет необходимости учитывать ещё и аморальность поведения потерпевшего Г., его поведение охватывается признаком противоправности. Следует учесть смягчающим наказание обстоятельством раскаяние Иргашева и активное способствование расследованию преступлению, что видно из показаний Иргашева и протокола проверки его показаний на месте от 25 июля 2007 года. Соразмерно этим обстоятельствам на основании ст.60 п.»и» ч.1 ст.383 УПК РФ Иргашеву следует снизить срок лишения свободы.

Кроме того, в приговоре указано, что Иргашев заранее спланировал убийство Г., однако в обвинительном заключении о разработке плана убийства ничего не указано. В силу ч.1 и 2 ч.1 ст.383 УПК РФ снизить срок лишения свободы.

Федеральным Законом №141-ФЗ от 26 сентября 2009 года внесены изменения в ст.10 УК РФ и на этом основании срок лишения свободы следует соразмерно снизить.

Иных оснований для отмены или изменения приговора, предусмотренных ст. 379 УПК РФ нет. При таких обстоятельствах в остальном приговор является законным и обоснованным.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 377, 378 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

определила:

Приговор Белебеевского городского суда Республики Башкортостан от 27 февраля 2008 года в отношении Иргашева Т.Д. изменить: исключить указание суда, что Иргашев заранее спланировал убийство Г. на основании п.»з» ст.62 УК РФ Федеральным Законом №141-ФЗ от 26 сентября 2009 года и снизить с учетом этих обстоятельств срок лишения свободы с 10 лет до 9 лет 6 месяцев; в остальном приговор оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

...

...4