приговор изменен



КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 октября 2011 г. г. Уфа.

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Башкортостан

в составе председательствующего судьи Ракипова Х. Г., судей Денисова О. И. и Латыпова Л. А., рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные представление государственного обвинителя Ю. и жалобу осужденного Низамутдинова Р. Х. на приговор Бураевского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2011 года.

Указанным приговором

НИЗАМУТДИНОВ Р.Х., ... года года рождения, не судимый,

осужден по ч. 1 ст. 105 УК РФ к 8 годам лишения свободы с ограничением свободы сроком на 1 год с возложением соответствующих обязанностей с отбыванием лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.

Заслушав доклад судьи Денисова О. И. об обстоятельствах дела и доводах кассационной жалобы, мнение прокурора Галимовой А. Р. об отмене приговора, выступление осужденного адвокат Дергач О. А. в поддержку доводов кассационной жалобы, потерпевшей Абдуловой А. И. о законности приговора, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Низамутдинов признан виновным и осужден за совершение 16 мая 2011 года в ... умышленного убийства А. при обстоятельствах, изложенных в описательно-мотивировочной части приговора.

В судебном заседании Низамутдинов вину в совершении преступления признал частично.

В кассационных:

- представлении государственный обвинитель Ю. предлагает отменить приговор вследствие его несправедливости, указывая на наличие смягчающего наказание обстоятельства наличие двоих малолетних детей у Низамутдинова, которое не было учтено судом при назначении этому лицу наказания;

- жалобе осужденный Низамутдинов, считая назначенное наказание чрезмерно суровым, просит его смягчить. Указывает на то, что судом не были учтены действия самого потерпевшего, которых спровоцировал его на эти действия и причинил и ему телесные повреждения.

В возражении на кассационное представление потерпевший А. считая приговор законным и справедливым, указывает на непринципиальную позицию государственного обвинителя Ю. который просил назначить Низамутдинову 10 лет лишения свободы, и вдруг изменил свою позицию, прося снизить осужденному наказание. Осужденный никакой материальной и физической помощи детям не оказывает, совместно с ними не проживает.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационных представления и жалобы, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению по следующим основаниям.

Как видно из приговора, вывод суда о виновности Низамутдинова в умышленном убийстве А. основан на надлежаще исследованных в судебном заседании доказательствах, должный анализ и правильная оценка которым даны в этом судебном документе.

В частности, из показаний свидетелей Т. К. Г. следует, что они явились очевидцами обнаружения А. лежащим поперёк двери дома, лицо которого было в крови, голова повёрнута налево, лицо которого было сильно распухшим.

Согласно данным протокола осмотра места происшествия в присутствии понятых был осмотрен труп А.

Суд первой инстанции, тщательно проверив показания этих свидетелей, пришёл к правильному выводу о их достоверности.

Сам Низамутдинов в явке с повинной указывал на то, что толкнул А. отчего тот упал и ударился головой о бетон, затем несколько раз ударил его кулаком по голове, после чего потерпевший умер.

Судебная коллегия такую оценку вышеуказанных доказательств находит правильной, поскольку они согласуются между собой и с другими доказательствами по делу, в частности с данными протоколов осмотров мест происшествия, осмотра трупа, результатами заключения судебно-медицинской экспертизы о наличии, характере, степени тяжести обнаруженных экспертом у потерпевшего телесных повреждений, о причинах и времени смерти А. а также другими доказательствами по делу.

Так, судмедэксперт С. в своём заключении исключил получение А. телесных повреждений при падении с высоты собственного роста, что подтверждается расположением вдавленных повреждений костей черепа в различных областях и плоскостях головы.

Доводы осужденного о причинении смерти А. в состоянии сильного душевного волнения, об отсутствии умысла на убийство, судом первой инстанции были тщательно проверены при разбирательстве дела в судебном заседании, и мотивированно отвергнуты в приговоре как несостоятельные. В материалах дела отсутствуют какие-либо данные, свидетельствующие о применении к Низамутдинову недозволенных методов ведения следствия.

Совокупность приведённых в приговоре доказательств свидетельствуют о том, что суд в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными в судебном заседании, действиям Низамутдинова дал правильную правовую оценку по ч. 1 ст. 105 УК РФ как убийство, то есть умышленное причинение смерти другому человеку.

Нарушений уголовно-процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение приговора, при проведении предварительного следствия и его рассмотрения в судебном заседании допущено не было, дело расследовано органом предварительного следствия и рассмотрено судом с достаточной полнотой, всесторонне и объективно. Не допущено и нарушений прав Низамутдинова на защиту, вопреки доводам его жалобы.

Что касается доводов жалобы о чрезмерной суровости наказания, то и их судебная коллегия считает состоятельными. Из приговора видно, что наказание Низамутдинову назначено судом в соответствии со статьями 6, 43, 60 и 61 УК РФ с учётом содеянного, его личности, смягчающих обстоятельств по делу.

Между тем, судом не учтены при назначении наказания осужденному наличие у него двоих малолетних детей и противоправного поведения потерпевшего, что подтверждается материалами дела.

Поэтому эти обстоятельства, по мнению судебной коллегии, подлежат признанию смягчающими обстоятельствами, что влечёт за собой соразмерное всем установленным дела снижение размера назначенного Низамутдинову наказания.

Кроме этого согласно положений ч. 6 ст. 86 УК РФ из вводной части приговора подлежит исключению указание на погашенную судимость Низамутдинова.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 377, 377 и 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Приговор Бураевского районного суда Республики Башкортостан от 11 августа 2011 года в отношении НИЗАМУТДИНОВА Р.Х. изменить: признать наличие малолетних детей и противоправное поведение потерпевшего смягчающими обстоятельствами и снизить наказание до 7 (семи) лет 10 (десяти) месяцев лишения свободы; исключить из вводной части указание на судимость Низамутдинова. В остальной части приговор оставить без изменения, чем частично удовлетворить кассационные представление и жалобу.

Председательствующий

Судьи

Справка:

судья первой инстанции Манапов О. А.;

дело Верховного суда РБ № 22 – 12033.