Постановление Президиума ВС РА об изменении приговора и исключении квалифицирующего признака



Судья Безуглов В.В.

Судебная коллегия: Набокова А.М. - докладчик

Панеш Х.Е., Вологдин В.С. 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Президиума Верховного Суда Республики Адыгея

гор. Майкоп                             22 декабря 2011 года

Президиум Верховного Суда Республики Адыгея в составе председательствующего – Трахова А.И.

членов президиума: Иманкулова Р.И., Кулинченко О.М. и Мейстер В.М.

с участием заместителя прокурора Республики Адыгея Губина С.А.

рассмотрел уголовное дело по надзорной осужденного Музыченко А.Н. о пересмотре приговора Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года и кассационного определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 12.04.2011 года.

В надзорной жалобе осужденный просит отменить приговор суда в связи с неправильным применением уголовного закона, переквалифицировать его действия с ч.2 ст. 161 УК РФ и снизить назначенное ему наказание.

Заслушав доклад заместителя Председателя Верховного Суда Республики Адыгея Иманкулова Р.И., изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, доводы надзорной жалобы Музыченко А.Н. и мотивы возбуждения надзорного производства, мнение заместителя прокурора Республики Адыгея Губина С.А., полагавшего приговор суда подлежащим изменению, Президиум

УСТАНОВИЛ:

приговором Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года

Музыченко А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец села <адрес>, гражданин РФ, со средним образованием, зарегистрированный и проживающий в а.<адрес> Республики Адыгея по <адрес>, ранее судимый:

1) по приговору Кошехабльского районного суда от 14.11.2007 года по ч.2 п. «в» ст. 158 УК РФ к 1 году лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год 6 месяцев;

2) по приговору мирового судьи Гиагинского района от 27.08.2008 года по ч.1 ст. 159, ст. 70 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы, освобожденный от отбывания наказания условно-досрочно по постановлению Кошехабльского районного суда от 25.09.2009 года с не отбытым сроком 5 месяцев 1 день,

- осужден по ч.3 ст. 162 УК РФ к 7 годам 2 месяцам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Срок наказания исчислен с 09.03.2011 года с зачетом в срок наказания времени содержания под стражей в качестве меры пресечения в период с 29.11.2010 года по 08.03.2011 года.

По этому же делу осужден Гаижев А.Х. по ч.3 ст. 162 УК РФ, в отношении которого приговор не обжалуется.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 12.04.2011 года приговор Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года оставлен без изменения с исключением из описательно-мотивировочной части приговора указания о совершении осужденными разбоя по предварительному сговору.

В надзорной жалобе осужденный Музыченко А.Н., не оспаривая доказанность виновности, просит отменить приговор суда в связи с неправильным применением уголовного закона, переквалифицировать его действия с ч.2 ст. 161 УК РФ и снизить назначенное ему наказание.

В обоснование доводов жалобы осужденный указывает, что никакого сговора с Гаижевым А.Х. на совершение преступления у него не было, что он не высказывал никаких угроз в адрес потерпевшего, и оружие при совершении преступления не применял. Кроме того, осужденный указывает, что показания потерпевшего ФИО 2, на которые суд сослался в приговоре в подтверждение доказанности его виновности, содержат противоречия.

Изучив материалы уголовного дела, проверив доводы надзорной жалобы осужденного, Президиум считает, что приговор суда и кассационное определение подлежат изменению по следующим основаниям.

Согласно приговору суда, Музыченко А.Н. и Гаижев А.Х. признаны виновными в совершении разбоя, то есть нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного с незаконным проникновением в жилище, с угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья и применением предмета, используемого в качестве оружия. Преступление совершено Музыченко А.Н. и Гаижевым А.Х. при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре суда.

Вина Музыченко А.Н. в совершении инкриминируемого ему преступления установлена в ходе тщательного исследования представленных сторонами доказательств, правильной оценки их в совокупности и подтверждается признательными показаниями подсудимых, данными в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства, показаниями потерпевшего ФИО 2, свидетелей ФИО 1, ФИО 3, ФИО 4, а также другими указанными в приговоре доказательствами.

В судебном заседании Музыченко А.Н. частично признал свою виновность в совершении инкриминированного преступления, и пояснил, что признает предъявленное ему обвинение за исключением применения ножа при совершении преступления.

Как следует из материалов дела, органами предварительного расследования Гаижев А.Х. и Музыченко А.Н. обвинялись в совершении нападения в целях хищения чужого имущества, совершенного группой лиц по предварительному сговору с незаконным проникновением в жилище, с угрозой применения насилия опасного для жизни или здоровья и применением предметов используемых в качестве оружия.

В ходе судебного разбирательства государственный обвинитель отказался от обвинения в части квалификации действий Гаижева А.Х. и Музыченко А.Н. по признакам совершения преступления группой лиц по предварительному сговору и попросил исключить указанный квалифицирующий признак из объема обвинения, что и было сделано судом при вынесении приговора.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Верховного суда Республики Адыгея от 12.04.2011 из описательно-мотивировочной части приговора суда исключена ссылка на совершение разбоя по предварительному сговору.

В соответствии с требованиями ч.2 ст. 35 УК РФ, преступление признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления.

Доводы жалобы осужденного о необходимости переквалификации его действий с ч.2 ст. 161 УК РФ, не могут быть признаны состоятельными, поскольку судом первой инстанции было установлено, что в ходе завладения имуществом Музыченко А.Н., видя, что Гаижев А.Х. угрожает потерпевшему ножом, стал сам угрожать потерпевшему убийством, что в соответствии с пунктом двадцать первым Постановления Пленума Верховного суда РФ №29 от 27.12.2002 года «О судебной практике по делам о краже, грабеже, разбое» квалифицируется как угроза применения насилия, опасного для жизни или здоровья.

Тот факт, что Музыченко А.Н. высказывал угрозы при совершении преступления подтверждается показаниями потерпевшего ФИО 2, данными в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства. Суд первой инстанции обоснованно сослался в приговоре в подтверждение выводов о доказанности виновности Музыченко А.Н. на показания потерпевшего ФИО 2, поскольку его показания не содержат существенных противоречий относительно фактических обстоятельств и отвечают требованиям допустимости. Кроме того, показания потерпевшего ФИО 2 подтверждаются показаниями свидетелей ФИО 3, ФИО 4, к которым потерпевший обратился за помощью после совершения разбойного нападения.

В ходе судебного разбирательства было установлено, что подсудимые договорились о совершении кражи, которая впоследствии переросла в совершение разбойного нападения. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что осужденные Гаижев А.Х. и Музыченко А.Н. действовали без предварительного сговора, то есть каждый из них фактически выполнял самостоятельные действия.

Наличие предварительной договоренности между подсудимыми на использование ножа при совершении преступления, судом установлено не было. Судом первой инстанции установлено, что при совершении преступления только Гаижев А.Х. угрожал потерпевшему ножом, требуя при передать ему имущество. Данный факт подтверждается показаниями потерпевшего, пояснявшего, что ножом угрожал ему только Гаижев А.Х.

Президиум считает, что в действиях осужденного Музыченко А.Н. не содержится квалифицирующего признака совершения преступления с применением предметов, используемых в качестве оружия, поскольку сам Музыченко А.Н. при совершении преступления не использовал оружие или предметы, используемые в качестве оружия, а квалифицирующий признак совершения преступления группой лиц по предварительному сговору был исключен из объема обвинения в связи отказом государственного обвинителя от обвинения в этой части.

При таких обстоятельствах Президиум приходит к выводу о необходимости исключения из осуждения Музыченко А.Н. квалифицирующего признака совершения преступления с применением предметов, используемых в качестве оружия, и снижения назначенного ему наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 407-409 УПК РФ, Президиум Верховного Суда Республики Адыгея

ПОСТАНОВИЛ:

надзорную жалобу осужденного Музыченко А.Н. удовлетворить частично. Изменить приговор Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 12.04.2011 года в отношении Музыченко А.Н..

Исключить из приговора Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года указание о наличии в действиях осужденного Музыченко А.Н. квалифицирующего признака совершения преступления с применением предметов, используемых в качестве оружия. Снизить наказание, назначенное осужденному Музыченко А.Н. по ч.3 ст. 162 УК РФ, до 7(семи) лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

В остальной части приговор Красногвардейского районного суда от 09.03.2011 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея от 12.04.2011 года оставить без изменения.

Председательствующий                          А.И. Трахов