ч. 4 ст. 111 УКРФ



Судья Дударева М.М.    Дело № 22-131             2011 год

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Майкоп                                    15 марта 2011 года

Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Набоковой А.М.,

судей: Четыз С.Г.и Вологдина В.С.,

с участием прокурора Фоминой А.С., осужденного Кириченко А.А., с применением видеоконференцсвязи, его защитника – адвоката Козбанова В.П.,

при секретаре Абреговой С.О.,

рассмотрела в судебном заседании от 15 марта 2011 года

уголовное дело по кассационной жалобе осужденного Кириченко А.А. на приговор Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2011 года, которым

Кириченко А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, гражданин РФ, зарегистрированный и проживающий по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, ранее судимый приговором Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 21.05.2009 г. по ч. 3 ст. 30, ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев. Постановлением Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 11 августа 2010 года испытательный срок продлен на 3 месяца.

– признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ, и ему назначено наказание 8 (восемь) лет лишения свободы, без ограничения свободы.

На основании ст. 73 УК РФ условно, с испытательным сроком 1 год 6 месяцев.

На основании ст. 70 УК РФ, по совокупности приговоров, к наказанию, назначенному по последнему приговору суда, частично присоединена не отбытая часть наказания по приговору Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 21.05.2009 г. в размере 1 (одного) года лишения свободы, без штрафа, и окончательно назначено наказание Кириченко А.А. в виде лишения свободы сроком на 9 (девять) лет, без штрафа, без ограничения свободы, с отбыванием назначенного наказания в исправительной колонии строгого режима

Срок назначенного наказания Кириченко А.А. исчислен с 26.01.2011 г. В срок отбывания наказания зачтен срок его задержания в порядке ст.ст. 91, 92 УПК РФ и срок предварительного содержания под стражей, начиная с 25.09.2010 г.

Мера пресечения Кириченко А.А., в виде заключения под стражу, оставлена без изменения до вступления приговора в законную силу.

Заслушав доклад судьи Вологдина В.С., объяснения осужденного Кириченко А.А., с применением видеоконференцсвязи, его защитника – адвоката Козбанова В.П., поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение прокурора Фоминой А.С., полагавшей необходимым приговор суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

в кассационной жалобе осужденный Кириченко А.А. просит отменить приговор Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2011 года в отношении него и направить материалы дела на новое рассмотрение в тот же суд, но в ином составе.

    В обоснование жалобы ссылается на то, что не установлен его умысел на причинение тяжкого вреда здоровью ФИО12 Все произошедшее случилось неожиданно для него и без каких-либо видимых причин. Осужденный утверждает, что свидетель ФИО5 и в ходе предварительного расследования, и в ходе судебного заседания пояснял, что Кириченко А.А. наносил потерпевшему удары только руками и ногами. Данных о том, что он бил ФИО12 какими-либо предметами в материалах дела не имеется. Указывает, что свидетель ФИО5 скрыл тот факт, что 25.09.2010 г. в его дом заходили ФИО6, ФИО7 и ФИО16, и именно они могли совершить преступление в отношении ФИО12, поскольку на табуретке, которой наносились удары потерпевшему, отпечатки его пальцев не установлены. Кириченко А.А. поясняет, что находился в день совершения преступления в такой степени алкогольного опьянения, что ничего не помнит. Полагает, что не смог бы нанести потерпевшему ФИО12 удары ногами, повлекшими его смерть, поскольку был обут в тот день в мягкие резиновые шлепанцы. При данных обстоятельствах, по мнению осужденного, нельзя прийти к выводу о том, что именно он наносил удары табуреткой и её ножками потерпевшему ФИО12 и что последний умер от тех телесных повреждений, которые причинил ему он ногами и руками.

В возражениях на кассационную жалобу осужденного Кириченко А.А. прокурор Шовгеновского района Республики Адыгея Калюжный В.В. опровергает содержащиеся в ней доводы, которые просит оставить без удовлетворения, а приговор – без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит приговор суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 373 УПК РФ суд, рассматривающий уголовное дело в кассационном порядке, проверяет законность, обоснованность, справедливость приговора и иного судебного решения.

Согласно приговору Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2011 года Кириченко А.А. признан виновным и осужден за совершение преступления, предусмотренного ч.4 ст. 111 УК РФ.

Преступление было совершено им при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.

Вина Кириченко А.А. в совершении умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни ФИО12, повлекшего по неосторожности его смерть, установлена судом в ходе тщательного исследования представленных сторонами доказательств, правильной их оценки в совокупности и подтверждается:

– показаниями свидетелей ФИО5, ФИО9, ФИО10, ФИО6, ФИО7, ФИО11;

– протоколом осмотра места происшествия от 25.10.2010 г., схемой и фототаблицей к нему;

– протоколом выемки от 26.09.2010 г.;

– протоколом осмотра предметов от 27.09.2010 г.;

– заключением эксперта ГУ «Адыгейское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 15.11.2010 г. № 649;

– заключением дополнительной судебно-медицинской экспертизы от 26.11.2010 г. № 649-А, проведенной экспертом ГУ «Адыгейское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» и другими, указанными в приговоре, доказательствами.

    Доводы осужденного о противоречивости приговора и несоответствии его выводов фактическим обстоятельствам полностью опровергаются материалами уголовного дела и выработанными судебной практикой критериями оценки наличия у виновного лица умысла на совершение преступления против личности.

Собранными по уголовному делу доказательствами установлено, что в домовладении, принадлежащем ФИО5, в момент совершения преступления никого, кроме ФИО5, ФИО12 и Кириченко А.А. не было.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО5, пояснивший, что он сидел в углублении кровати, а стол, стоящий перед ним, мешал ему видеть происходящее, вместе с тем четко указал, что именно Кириченко А.А. беспричинно стал наносить удары руками и ногами лежащему на полу ФИО12, при этом Кириченко А.А. был весь в крови.

Свидетель ФИО6 показал, что 25.09.2010 г. видел Кириченко А.А. всего в крови и с разбитой головой, выходящего со двора ФИО5 Свидетель зашел в дом и увидел, что ФИО5 сидел на кровати в крови, а рядом на полу лежал труп. Больше в доме никого не было. На его вопрос к ФИО5, что случилось и кто лежит на полу, последний ответил, что на полу лежит ФИО12, которого побил Кириченко А.А. (т. 3 л.д. 60).

О том, что Кириченко А.А. вернулся домой 25.09.2010 г. в 12.00 час. весь в крови пояснила и свидетель ФИО13 Кроме того, она сообщила, что слышала, как Кириченко А.А. звонил своей матери и признавался в том, что совершил убийство человека (т. 3 л.д. 59).

Согласно заключению эксперта ГУ «Адыгейское республиканское бюро судебно-медицинской экспертизы» от 15.11.2010 г. (т. 3 л.д. 63) удары ФИО12 наносились в различные части лица и шеи, причем многократно (не менее 6), с применением подручных средств, что не могло не осознаваться Кириченко А.А. и, следовательно, однозначно говорит о прямом умысле на нанесение ударов. При этом наличие или отсутствие для этого ссоры и факт неприязненных отношений не могут влиять на квалификацию действий осужденного.

Доводы Кириченко А.А. о его непричастности к причинению тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни ФИО12, повлекшего по неосторожности его смерть, ввиду отсутствия на табуретке и её ножках, которыми наносились удары потерпевшему, отпечатков его пальцев, являются не состоятельными.

Судебная коллегия считает, что при наличии прямых свидетелей произошедшего, факт неустановления отпечатков пальцев Кириченко А.А. на табуретке и её ножках не может иметь существенного значения для установления истины по делу.

Что касается доводов осужденного Кириченко А.А. о том, что 25.09.2010 г. он находился в состоянии сильного алкогольного опьянения, в связи с чем ничего не помнит, то с ними согласиться нельзя.

Данное обстоятельство, согласно уголовному законодательству, не может влиять на определение степени его вменяемости, поскольку он сам ввел себя в указанное состояние, при том, что понимал, что с учетом его наркологического диагноза ему противопоказано употребление алкоголя.

Наказание Кириченко А.А. назначено в пределах санкции соответствующей нормы Особенной части УК РФ, с учетом тяжести и степени общественной опасности им содеянного, данных о его личности, является справедливым, полностью соответствует положениям ч. 2 ст. 43, ст. ст. 60-62 УК РФ, ст. 383 УПК РФ.

Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену приговора, нет.

При таких обстоятельствах, оснований к удовлетворению кассационной жалобы коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 377, 378, 388 УПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

приговор Шовгеновского районного суда Республики Адыгея от 26 января 2011 года в отношении Кириченко А.А. оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий – Набокова А.М.

Судьи – Четыз С.Г.и Вологдин В.С.

Копия верна:

Судья Верховного Суда

Республики Адыгея                                                                   В.С.Вологдин