дело № 3-1/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 января 2011 года г. Майкоп
Верховный Суд Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
при секретаре – Бурда А.И.
с участием прокуроров – Пешко А.В. и Базарова Е. Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим действующему законодательству отдельных положений приказа Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» с изменениями, внесенными приказами № 111-к от 29.06.2009 года и №49-к от 19.02.2010 «О внесении изменений в приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 года № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха»,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании противоречащим действующему законодательству отдельных положений приказа Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» с изменениями, внесенными приказами № 111-к от 29.06.2009 года и №49-к от 19.02.2010 «О внесении изменений в приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 года № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».
В обоснование указал, что приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 года № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» утвержден названный паспорт. Приказами № 111-к от 29.06.2009 года и №49-к от 19.02.2010 «О внесении изменений в приказ Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» в него внесены изменения. Отдельные положения паспорта не соответствуют требованиям республиканского, федерального и международного законодательства.
Так, пунктом 6 данного паспорта определены режимы охраны памятника природы. Согласно данному пункту, в частности, на территории памятника природы запрещаются все виды рубок, за исключением, рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Пунктом 7 приказа определены допустимые виды использования, среди которых, в частности, предусмотрена возможность проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, строительство, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях памятника природы.
Иными словами в соответствии с паспортом на землях памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а также рубка лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов.
Вместе с тем, Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 «Об объявлении верховья реки Цица, верховий рек Пшеха и Пшехашха памятниками природы республиканского значения», Верховья рек Пшеха и Пшехашха признаны памятником природы республиканского значения.
Решением 23-й сессии Комитета по всемирному наследию (декабрь 1999 года) памятник природы регионального значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации «Западный Кавказ» под № 900.
Статьей 3, а также преамбулой Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен принцип преобладания интереса сохранения памятника природы над интересами его использования, а также принцип презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии со ст. 58 этого же закона особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного природного наследия.
Согласно ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Далее прокурор отмечает, что приказом МПР РФ от 16.07.2007 № 181 «Об утверждении Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях» определено, что в лесах, расположенных на территориях памятников природы и в границах их охранных зон, запрещается проведение рубок лесных насаждений в случае, если это влечет за собой нарушение сохранности памятников природы.
Положениями ст. 1 Градостроительного кодекса РФ определено, что линейными объектами являются (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения. Исходя из смысла ст.ст. 41, 48 Градостроительного кодекса РФ линейные объекты являются объектами капитального строительства.
Исходя из положений приказа Минприроды РФ № 525, Роскомзема № 67 от 22.12.1995 «Об утверждении Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы», в частности, прокладка трубопроводов влечет за собой нарушение почвенного покрова. Аналогичным образом строительство, реконструкция и эксплуатация других объектов также влечет за собой нарушение почвенного слоя, а также имеющихся на территории памятника природы лесных насаждений.
Более того, Законом Республики Адыгея от 07.06.2007 № 86 «О регулировании земельных отношений» на землях особо охраняемых природных территорий республиканского значения запрещаются: строительство трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций.
Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 определено, что данный памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» характеризуется уникальными природными комплексами, а именно высоким разнообразием ландшафта, геологическим строением, гидрологическим значением, ареалом распространения вымирающих видов растительного и животного мира. На его территории запрещена любая деятельность, влекущая за собой нарушения сохранности памятника природы.
В соответствии с выпиской из материалов обоснования включения номинации «Западный Кавказ» в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО от 07.07.2009г. № 865 на территории названного памятника природы имеются первичные буковые и буковопихтовые леса.
Согласно Постановлению Кабинета Министров РА от 29.09.1997 № 346 «О Красной книге Республики Адыгея» семейство буковых включено в список редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного и растительного мира Красной книги Республики Адыгея. В соответствии с этим же нормативным правовым актом объекты животного и растительного мира, занесенные в Красную книгу Республики Адыгея, подлежат особой охране. Статьей 60 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования.
Изложенное в своей совокупности, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что разрешенная Паспортом на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» деятельность по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также рубка лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, является деятельностью, которая влечет за собой нарушение сохранности памятников природы, то есть деятельностью, запрещенной федеральным и республиканским законодательством для осуществления на особо охраняемых природных территориях, включенных в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.
Аналогичная позиция изложена в письме Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 18.02.2010 № 01-01/08/851.
Кроме того, в пункте 7 Паспорта среди допустимых видов использования указано осуществление рекреационной и туристической деятельности, без конкретизации видов такой деятельности, осуществление которых допустимо.
Вместе с тем, памятник природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», являясь особо охраняемой природной территорией, включенной в Список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, подлежит особой охране. Исходя из смысла положений ст. 4 ФЗ «Об охране окружающей среды» уровень охраны, установленной для объектов, включенных в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, не может быть меньшим по сравнению с уровнем охраны, установленным для особо охраняемых природных территорий федерального значения.
При этом пунктами 18, 8 Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды РФ от 25.01.1993г. № 15, в качестве вида рекреационной деятельности, не угрожающей состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов, указаны только транзитные прогулки.
Пунктом 8 данного нормативного правового акта установлено, что на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.
Мнение о возможности осуществления на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» рекреационной деятельности только в виде транзитных прогулок также высказано в письме Министерства природных ресурсов РФ от 07.05.2008 №04-12-46/4462 «О проекте паспорта памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».
Одновременно прокурор отмечает, что вопросы охраны и использования памятников природы, включенных в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, определены Конвенцией об охране всемирного культурного и природного наследия, принятой 16.11.1972 г. на семнадцатой сессии Генеральной конференции ООН по вопросам образования, науки и культуры и ратифицированной СССР 09.03.1988 г.
В соответствии со ст. 4 Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия, Российская Федерация приняла на себя обязательства обеспечивать охрану, сохранение, консервацию и передачу будущим поколениям природного наследия, которое расположено на ее территории. В соответствии со ст. 3 данного договора каждое государство – сторона Конвенции обязуется не принимать преднамеренных действий, которые могли бы причинить прямо или косвенно ущерб природному наследию.
Согласно Федеральному закону от 15.07.1995г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» указанная выше, ратифицированная СССР Конвенция, является международным договором и входит в составную часть правовой системы Российской Федерации.
Учитывая изложенное, предусмотренная Паспортом возможность осуществления на территории памятника природы рекреационной и туристической деятельности, без конкретизации видов такой деятельности, противоречит нормам федерального и международного законодательства.
Кроме того, пунктом 6 установлено, что на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» запрещено повреждение и уничтожение аншлагов, квартальных столбов, иных межевых знаков, а также искусственных сооружений, предназначенных для отдыха и обеспечения безопасности посетителей.
По своему содержанию данное положение фактически предусматривает возможность возведения на территории памятника природы искусственных сооружений, что на основании выше приведенных норм действующего законодательства также незаконно.
Пунктом 7 Паспорта к допустимым видам использования памятника природы отнесено: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; обеспечение санитарной и пожарной безопасности; ведение эколого-просветительской работы. Вместе с тем, перечисленные виды деятельности не являются разрешенными видами деятельности, а относятся к задачам по охране и пропагандированию памятников природы, а потому не могут быть составной частью режима охраны особо охраняемой природной территории.
Изложенное в своей совокупности свидетельствует о том, что вышеприведенные положения паспорта, утвержденного Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 № 7-пр (в действующей редакции), не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Кроме того, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от 28.01.2008 № 19 «О формах паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения» Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея паспорт памятника природы республиканского значения должен быть составлен по форме согласно приложению № 1 к названному Постановлению.
В соответствии с соответствующим приложением № 1 паспорт памятника природы должен содержать в себе сведения о собственниках, владельцах, арендаторах и пользователях земельных участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения. В нарушение данного требования в п. 9 паспорта памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» данные сведения не указаны.
Изложенное свидетельствует о том, что по своему содержанию паспорт памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», включенного в Список всемирного природного наследия, не соответствует требованиям действующего законодательства, что в свою очередь может повлечь за собой использование памятника природы с нарушением режима его особой охраны и причинение ему ущерба.
В процессе подготовки дела к судебному разбирательству, прокурор уточнил заявленные требования и просил признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий:
абзац 2 п. 6 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), в части слов «и рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов»,
абзац 10 п. 6 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), в части слов «за исключением линейных объектов»,
абзац 1 п. 7 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года) полностью,
абзац 2 п. 7 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года) полностью,
абзац 5 п. 7 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года) полностью,
абзац 7 п. 7 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года) полностью,
абзац 8 п. 7 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), в той части, в которой данный абзац предусматривает возможность осуществления любой рекреационной деятельности, без конкретизации ее видов, то есть является неопределенным, в то время как в соответствии с действующим законодательством на территории данного памятника природы допустимо осуществление рекреационной деятельности только в виде транзитных прогулок,
п. 9 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), как не содержащий в себе обязательных в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от 28.01.2008 года № 19 «О формах паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения» сведений (наименование и юридический адрес) о собственниках, владельцах, арендаторах и пользователях земельных участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха».
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные заявленные требования.
Представители Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея Дубасов В.А. и Хиштов А.А. полагают, что оспариваемые прокурором положения паспорта памятника природы регионального значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» не противоречат нормам международного права и законодательства Российской Федерации и заявление прокурора удовлетворению не подлежит. При этом указали, что абзацы 2,10 пункта 6 и абзац 7 пункта 7 паспорта памятника природы не подлежат признанию недействующими, поскольку в соответствии со ст. 5 Конвенции по охране всемирного культурного и природного наследия государства - стороны Конвенции, по возможности стремятся, с тем, чтобы обеспечить возможно более активную популяризацию природного наследия, расположенного на их территории. Осуществить же активную популяризацию памятника природы республиканского значения без обеспечения транспортной доступности его территории не представляется возможным. В целях обеспечения соответствия документации, обосновывающей строительство линейных объектов экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательству в области охраны окружающей среды, а также предотвращения негативного воздействия такой деятельности на памятник природы в соответствии с положениями статей 11 и 12 Федерального закона от 23.11.1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», проводится экологическая экспертиза.
Полагают необоснованным требование о признании недействующими абзацев 1,2 и 5 пункта 7 паспорта, поскольку памятник природы не является юридическим лицом, а является только территорией с особым режимом охраны. В связи с этим полагают, что выделение этих абзацев из раздела «допустимые виды использования» в раздел, определяющий его задачи неправомерно. Кроме того, вышеназванный паспорт не содержит такого раздела, как не предусматривает раздел паспорта памятника природы «Задачи памятника природы федерального значения» Положение о памятниках природы федерального значения, утвержденное приказом Минприроды России от 25.01.1993 года.
По пункту 9 паспорта, который предусматривает сведения о собственниках, владельцах, арендаторах и пользователях земельных участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения и не содержит конкретных сведений об этих лицах, поясняют, что данный пункт был внесен по требованию Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея, в связи с тем, что указанный пункт содержится в памятниках природы федерального значения и предполагалось, что арендаторов памятника природы республиканского значения «Верховье рек Пшеха и Пшехашка» будет небольшое количество. Однако, территория данного памятника природы составляет 5776 га. В аренду предоставляются участки от 1 до 4 га и внесение сведений обо всех арендаторах, расположенных в границах памятника природы в паспорт памятника природы, будет нецелесообразным. Вместе с тем полагали, что пункт 9 следует признать недействующим по доводам заявления прокурора.
Представитель Управления лесами Республики Адыгея Маушева Ф.М. также полагает, что оспоренные прокурором положения паспорта памятника природы регионального значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 года № 7-пр не противоречат федеральному законодательству и нормам международного права.
Представитель Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Шалай Ю.И. полагает, что заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению, поскольку отдельные положения пунктов 6,7,9 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», являющегося частью территориального природного комплекса «Западный Кавказ», включенного в список Всемирного природного наследия ЮНЕСКО, действительно не соответствуют федеральному законодательству и содержанию Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16.11.1972 года по обеспечению его сохранности и целостности. При этом, указал, что абзацы 1, 2 и 5 пункта 7 паспорта возможно не признавать несоответствующими федеральному законодательству, поскольку основания к их признанию несоответствующими федеральному законодательству, являются формальными, и сводятся к тому, что эти положения изложены в разделе о допустимых видах использования, а не в ином разделе паспорта.
Заслушав объяснения участвующих в деле прокуроров, мнение представителей: Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, Управления лесами Республики Адыгея, Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление заместителя прокурора РА подлежит частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 года (с последующими изменениями) в разделе VI определяет памятники природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения и устанавливает, что памятники природы могут быть федерального и регионального значения, а также предусматривает, что природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 26 раздела VI закона установлено, что органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Федерального закона «Об особо охраняемых природных территориях» исполнительным органом государственной власти РА - Кабинетом Министров Республики Адыгея определено Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея уполномоченным органом исполнительной власти Республики Адыгея по оформлению паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 28.01.2008 года № 19 «О формах паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения» установлено, что оформление паспорта памятника природы республиканского значения осуществляется по форме согласно приложению № 1 указанного постановления.
Во исполнение названного постановления Кабинета Министров РА Управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея издан приказ от 11.04.2008 года № 7-пр «Об утверждении паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», который в дальнейшем изменен приказами от 29.06.2009 года № 111-к и от 19.02.2010 года № 49-к. Тексты приказа и изменений, внесенных в приказ, опубликованы в «Собрании законодательства Республики Адыгея» и в газете «Советская Адыгея». Данный приказ содержит в себе правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, то есть является нормативным правовым актом.
Анализируя оспоренные прокурором положения нормативного правового акта, суд пришел к выводу о том, что пункт 9 паспорта памятника природы, как не содержащий в себе обязательных в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от 28.01.2008 года № 19 «О формах паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения» сведений, которые в нем должны содержаться, не соответствует действующему законодательству.
Так, в соответствии с пунктом 9 Приложения № 1 к Постановлению Кабинета Министров паспорт памятника природы республиканского значения должен содержать сведения о собственниках, владельцах, арендаторах и пользователях земельных участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения, то есть должны быть указаны: наименование и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы республиканского значения и его охранная зона, наименование и юридический адрес юридических (физических) лиц, взявших на себя обязательства по охране памятника природы республиканского значения и обеспечение установленного для него режима.
Как следует из представленной копии реестра арендаторов и лесопользователей лесных (земельных) участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» по состоянию на 31.12.2010 года значится семь арендаторов и лесопользователей.
Однако в пункте 9 паспорта памятника природы, которым предусмотрено наличие вышеназванных сведений о собственниках, владельцах, арендаторах земельных участков, сведения, содержащиеся в реестре не отражены.
То есть, Управление природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея, формально исполнив требование о включении в текст паспорта пункта 9, установленного приложением № 1 к постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея о форме паспорта памятника природы республиканского значения, которым предусмотрено, что в паспорте указываются наименование и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы, своим приказом в паспорте, в действительности эти сведения не разместил. В названном пункте их перечень отсутствует, что свидетельствует о том, что паспорт не соответствует предъявляемым к нему постановлением Кабинета Министров требованиям.
С учетом изложенного, суд считает, что заявление прокурора в части признания пункта 9 паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), как не содержащего в себе обязательных в соответствии с Постановлением Кабинета Министров РА от 28.01.2008 года № 19 «О формах паспорта и охранного обязательства памятника природы республиканского значения» сведений (наименование и юридический адрес) о собственниках, владельцах, арендаторах и пользователях земельных участков, расположенных в границах памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», не соответствующим требованиям действующего законодательства, недействующим и не порождающим правовых последствий подлежит удовлетворению в той мере, в которой он не содержит в себе сведений о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земельных участков, на которых расположен памятник природы республиканского значения.
Также подлежит удовлетворению заявление прокурора в части признания абзаца 8 пункта 7 Паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», утвержденного приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Адыгея от 11.04.2008 № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009 года, № 49-к от 19.02.2010 года), в той мере, в которой данный абзац предусматривает возможность осуществления любой рекреационной деятельности, без конкретизации ее видов, то есть является неопределенным, в то время как в соответствии с действующим законодательством на территории памятника природы ограничено осуществление рекреационной деятельности.
Как следует из абзаца 8 пункта 7 паспорта, допустимым видом использования памятника природы является осуществление рекреационной и туристкой деятельности на территории памятника природы при соблюдении следующих обязательных для выполнения условий:
а) возведения только временных построек в местах согласованных с Управлением (пункты остановок и навесов для краткосрочного пребывания граждан на территории памятника природы и так далее);
б) положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектам строительства временных построек;
в) возможность единовременного нахождения людей на территории памятника природы на основе согласованных с Управлением научно-обоснованных предельно допустимых рекреационных нагрузок на природные комплексы и объекты;
г) проведения комплексной ревизии реального состояния памятника природы с привлечением специализированных организаций;
д) очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
То есть паспорт памятника природы предусматривает возможность осуществления рекреационной и туристской деятельности, при соблюдении обязательных для выполнения условий, но без конкретизации видов такой деятельности, осуществление которых допустимо или недопустимо.
Между тем, после объявления Указом Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 № 274 «Об объявлении верховья реки Цица, верховий рек Пшеха и Пшехашха памятниками природы республиканского значения» верховий рек Пшеха и Пшехашха памятником природы республиканского значения, данный памятник природы решением 23-й сессии Комитета по всемирному наследию (декабрь 1999 года) включен в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО в номинации «Западный Кавказ» под № 900.
В соответствии со ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объекты, включенные в Список всемирного природного наследия, подлежат особой охране.
Исходя из смысла положений ст. 4 того же закона, уровень охраны, установленный для объектов, включенных в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО, не может быть меньше, по сравнению с уровнем охраны, установленных для особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 года № 15 утверждено Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации. В соответствии с пунктом 18 названного Положения в качестве вида рекреационной деятельности, не угрожающей состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов, указаны только транзитные прогулки. Пунктом 8 Положения предусмотрено, что на территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» № 33-ФЗ от 14.03.1995 года (с последующими изменениями) также определяет порядок деятельности на территориях, на которых находятся памятники природы и предусматривает, что на указанных территориях и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.
Из названных норм следует, что рекреационная деятельность в том смысле, в котором возможно ее осуществление в лесах в соответствии со ст. 41 Лесного кодекса РФ, недопустима. Так, согласно ч.2 ст. 41 Лесного кодекса РФ при осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах, помимо возведения временных построек на лесных участках (беседок, пунктов хранения инвентаря и др.), осуществляется благоустройство лесных участков (размещение дорожно-тропиночной сети, информационных стендов и аншлагов по природоохранной тематике, скамей, навесов от дождя, указателей направления движения, контейнеров для сбора и хранения мусора и др.).
Наиболее полно понятие рекреационной деятельности отражено в Приказе МПР России от 24.04.2007 года № 108 «Об утверждении Правил использования лесов для осуществления рекреационной деятельности». Согласно пункту 4 Правил, разработанных в соответствии со ст. 41 Лесного кодекса Российской Федерации для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности лица, использующие леса, могут организовывать туристические станции, туристические тропы и трассы, проведение культурно-массовых мероприятий, пешеходные, велосипедные и лыжные прогулки, конные прогулки (верхом и/или на повозках), занятия изобразительным искусством, познавательные и экологические экскурсии, спортивные соревнования по отдельным видам спорта, специфика которых соответствует проведению соревнований в лесу, физкультурно-спортивные фестивали и тренировочные сборы, а также другие виды организации рекреационной деятельности.
Таким образом, понятие рекреационной деятельности вмещает в себя возможность осуществления этой деятельности при широком использовании территорий, на которых она проводится.
При таких обстоятельствах доводы прокурора о том, что при отсутствии конкретизации разрешенных видов рекреационной деятельности абзац 8 пункта 7 Правил в части слова «рекреационной» не соответствует федеральному законодательству, являются обоснованными и заявление в этой части подлежит удовлетворению.
Утверждения представителей заинтересованных лиц Управления лесами РА и Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА о том, что поскольку в паспорте указано, что рекреационная деятельность возможна лишь при выполнении определенных условий, то данное положение паспорта не противоречит нормам действующего законодательства, не обоснованны, так как соблюдение перечисленных условий возможно при различном объеме видов рекреационной деятельности. И только при конкретизации этих видов деятельности возможно использование памятника природы без угрозы состоянию и сохранности данного памятника природы.
Относительно заявленных требований прокурора о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий абзацев 1, 2 и 5 пункта 7 паспорта о допустимых видах использования, суд не усматривает наличие оснований полагать, что данные нормы подлежат признанию недействующими.
Так, в соответствии со ст. 251 ГПК РФ, прокурор, обращаясь с заявлением о признании нормативного правового акта недействующим, обязан указать какому нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, противоречит оспариваемая норма.
Абзацами 1,2 и 5 пункта 7 паспорта к допустимым видам использования памятника природы отнесено: сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия; обеспечение санитарной и пожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов, ведение эколого-просветительской работы.
По мнению прокурора, перечисленные виды деятельности не являются разрешенными видами деятельности, а относятся к задачам по охране и пропагандированию памятников природы, а потому не могут быть составной частью режима охраны особо охраняемой природной территории. Полагает прокурор, что федеральное законодательство не предусматривает названных видов деятельности, поэтому оспариваемые абзацы пункта седьмого паспорта ему противоречат и подлежат исключению из раздела паспорта о допустимых видах использования памятника природы. В то же время эти абзацы, по мнению прокурора, могут содержаться в самостоятельном разделе паспорта, определяющем задачи памятника природы.
То есть, в данном случае заявление прокурора сводится к внесению исправлений технической конструкции и содержания, принятых норм. Утверждение прокурора, что названные нормы подлежат перемещению в одном и том же нормативном акте из одного раздела в другой не могут являться основанием для вмешательства в нормотворческую деятельность органа власти субъекта.
По существу же оспоренные абзацы паспорта не содержат противоречий федеральному законодательству.
Так, в соответствии с преамбулой к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 года (с последующими изменениями) каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В соответствии с Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации», утвержденным Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25.01.1993 года № 15 основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии. При этом Положением закреплено, что использование памятников природы допускается, в частности, в целях эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.)
При этом, допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника (ст.ст. 18-19 Положения…). В частности п.18 Положения предусматривает, что допускается использование памятников природы в целях:
– эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);
– природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.).
То есть цели и задачи использования памятника природы, изложенные в оспоренных абзацах пункта 7 Паспорта, соответствуют целям, в которых допускается использование памятников природы в соответствии с Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований к удовлетворению заявления прокурора в части признания недействующими абзацев 1, 2 и 5 пункта 7 Паспорта не имеется.
По доводам прокурора о признании абзацев 2 в части слов «и рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов», 10 в части слов «за исключением линейных объектов» пункта 6 и абзаца 7 пункта 7 Паспорта недействующими, суд также не находит оснований к удовлетворению заявления прокурора в этой части.
Так, пунктом 6 Паспорта определены режимы охраны памятника природы. При этом, установлено, в частности, что на всей территории памятника природы запрещаются все виды рубок, за исключением уборки угрожающих падением деревьев, сухостоя, валежника и рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, а также запрещается строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство капитальных зданий и сооружений, за исключением линейных объектов.
В соответствии с абзацем 7 пункта 7 допустимым видом использования является проведение работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществить на землях памятника природы.
То есть, в соответствии с названными пунктами паспорта на землях памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пшехашха» разрешены строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов, а также рубка лесных насаждений на участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществить на землях памятника природы.
Прокурор полагает, что строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов на территории памятника природы запрещены федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея, поскольку на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение памятников природы действующим законодательством.
В обоснование своей позиции прокурор сослался на положения федеральных законов и законодательства Республики Адыгея, регулирующие эти правоотношения.
Так, прокурор указал, что ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» гласит о том, что на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Статья 59 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды» устанавливает запрет хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду и ведущей к деградации и (или) уничтожению природных объектов, находящихся под особой охраной.
Однако перечисленные положения свидетельствуют о том, указанные Федеральные законы допускают возможность осуществления хозяйственной и иной деятельности, не ведущей к деградации и (или) уничтожению природного объекта, находящегося под особой охраной, в том числе, объекта всемирного природного наследия.
То есть анализ вышеприведенных норм федерального законодательства не свидетельствует о безусловном запрете ведения хозяйственной деятельности на особо охраняемых природных территориях. Вышеперечисленные нормы лишь содержат запрет на ведение всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности природных объектов. Толкование этих норм позволяет сделать вывод о том, что названные законы допускают возможность осуществления хозяйственной и иной деятельности, не ведущей к деградации и (или) уничтожению природного объекта, находящегося под особой охраной, в том числе, объекта всемирного природного наследия.
Кроме того, в соответствии с Положением о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации от 25 января 1993 года № 15, использование памятников природы допускается, в том числе, в производственных, целях, не противоречащих целях задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.
Данная норма также свидетельствует о том, что на территории памятника природы допустимо ведение хозяйственной деятельности.
В обоснование заявленных требований прокурор также сослался на положения статьи 26 Закона Республики Адыгея «О регулировании земельных отношений» от 7.06.2007 года № 86, в соответствии с которым на землях особо охраняемых природных территорий республиканского значения запрещается:
предоставление земельных участков для ведения садоводства;
строительство трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральным законодательством;
движение и стоянка механических транспортных средств, не связанных с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон сельскохозяйственных животных вне автомобильных дорог;
иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами и законодательством Республики Адыгея.
Между тем закон Республики Адыгея «О регулировании земельных отношений», лишь устанавливает определенные ограничения использования земель особо охраняемых природных территорий республиканского значения, и не содержит запрета на ведение хозяйственной деятельности на территории памятника природы республиканского значения. Названные ограничения перечислены в пунктах 1-3 части 1 статьи 26 закона. Кроме того указано, что запрещены иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами и законодательством Республики Адыгея.
Указ Президента Республики Адыгея от 23.12.1997 года «Об объявлении верховья реки Цица, верховий рек Пшеха и Пшехашха памятниками природы республиканского значения» содержит запрет любой деятельности на территории памятника природы «Верховья рек Пшеха и Пшехашха», влекущей за собой нарушения сохранности памятника природы.
То есть, из анализа содержаний нормативных актов Республики Адыгея видно, что особо охраняемые природные территории республиканского значения имеют особый режим хозяйственной деятельности, который характеризуется возможностью как полного запрета некоторых видов деятельности, так и их ограничения.
Запрещено строительство трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, подпадающих под понятие «линейный объект». Однако, понятие «линейный объект», содержащееся в Федеральном законе «О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую», в Градостроительном кодексе, значительно шире и предполагает, что к линейным объектам относится и многое другое, помимо перечисленных в ст. 26 закона РА «О регулировании земельных отношений.
Поскольку в федеральных законах и в республиканском законодательстве отсутствуют нормы о полном запрете осуществления определенных видов хозяйственной деятельности, то оспариваемые положения паспорта, предусматривающие обязательность государственной экологической экспертизы, которой предваряется выполнение любых работ, связанных с линейными объектами и возможность проведения работ по строительству, реконструкции и эксплуатации линейных объектов допустима только при условии наличия положительного заключения государственной экологической экспертизы по проектной документации объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществить на землях памятника природы, а рубка лесных насаждений на лесных участках при проведении линейных объектов также допустима лишь при строительстве, реконструкции и эксплуатации линейных объектов, прошедших экологическую экспертизу, то оснований полагать, что разрешенная паспортом хозяйственная деятельность находится в противоречии в федеральным и республиканским законодательством, не имеется.
Довод заявления о том, что оспоренные положения паспорта противоречат международному законодательству, также не может быть признан обоснованным.
В соответствии со статьей 5 Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года (далее - Конвенция) государства - стороны Конвенции стремятся обеспечить, возможно, более эффективную охрану, сохранение и возможно более активную популяризацию культурного и природного наследия, расположенного на их территории, в условиях, свойственных каждой стране.
В силу статьи 6 Конвенции полностью признаются суверенитет государств, на территории которых находится культурное и природное наследие, а также нормы права, предусмотренные национальным законодательством в отношении указанного наследия.
Согласно пункту 18 Рекомендаций ЮНЕСКО об охране в национальном плане культурного и природного наследия от 16 ноября 1972 года (далее - Рекомендации) государства должны по мере возможности принимать необходимые научные, технические, административные, юридические и финансовые меры для обеспечения охраны культурного и природного наследия, находящегося на их территории. Эти меры определяются законодательством и строем государства. В силу пункта 40 Рекомендаций культурное и природное наследие должно охраняться в своих отдельных элементах или в целом, в зависимости от представляемого им интереса, законодательством или положениями в соответствии с компетентностью и правовыми процедурами каждой страны.
Таким образом, указанные международно-правовые акты также не устанавливают императивных запретительных механизмов в отношении объектов всемирного природного наследия, а содержат отсылку к национальному законодательству тех государств, на территории которых находятся указанные объекты, и которые обязаны обеспечить нормативное регулирование отношений, связанных с охраной объектов всемирного природного наследия. Культурное и природное наследие не рассматривалось как тормоз национального развития, а стало определяющим фактором такого развития.
При этом в соответствии с пунктом 119 Руководства по выполнению Конвенции об охране всемирного наследия от 2 февраля 2005 года №WHC.99/2 объекты всемирного наследия можно продолжать использовать и предлагать различные виды использования, которые являются устойчивыми с точки зрения экологии и культуры. Государства - стороны и партнеры должны гарантировать, что такое устойчивое использование не окажет неблагоприятное воздействие на выдающуюся мировую ценность, целостность и /или подлинность объекта.
То есть, международное право не исключает возможности использования объектов всемирного природного наследия человеком при условии обеспечения государством гарантий сохранения целостности и подлинности указанных объектов.
С учетом изложенного суд пришел к выводу о законности оспариваемых абзацев 2 и 10 пункта 6 и абзаца 7 пункта 7 и об отсутствии оснований к удовлетворению заявления прокурора в этой части.
Руководствуясь ст.ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворить частично.
В удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Адыгея о признании абзацев 1, 2, 5 и 7 пункта 7, абзаца 2 пункта 6 в части слов «и рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов», абзаца 10 пункта 6 в части слов «за исключением линейных объектов» Паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пхехашха», утвержденного Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 года № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009, № 49 –к от 19.02.2010 года) противоречащими федеральному законодательству, отказать.
Заявление заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим действующему законодательству пункта 9 в той мере, в которой он не содержит в себе сведений о собственниках, владельцах, пользователях и арендаторах земельных участков, на которых расположен памятник природы республиканского значения и абзаца 8 пункта 7 в части слов «рекреационной» в той мере, в которой он не содержит конкретизации разрешенных видов рекреационной деятельности Паспорта памятника природы республиканского значения «Верховья рек Пшеха и Пхехашха», утвержденного Приказом Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды РА от 11.04.2008 года № 7-пр (с учетом изменений и дополнений, внесенных приказами № 111-к от 29.06.2009, № 49-к от 19.02.2010 года) удовлетворить и признать перечисленные положения нормативно правового акта Республики Адыгея недействующими со дня вступления решения суда в силу.
Сообщение о настоящем решении после вступления в законную силу опубликовать в республиканской газете «Советская Адыгея и в «Собрании законодательства Республики Адыгея.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий –
судья Верховного Суда
Республики Адыгея – Мейстер В.М.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер