административный регламент



дело № 3-16/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    11 ноября 2011 года    город Майкоп

Верховный Суд Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Шишева Б.А.

при секретаре – Бурда А.И.

с участием прокурора – Мугу А.Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству приказа Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея от 26 ноября 2010 года №149-пр «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственые соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты»,

У С Т А Н О В И Л:

заместитель прокурора Республики Адыгея обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству приказа Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея от 26 ноября 2010 года №149-пр «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственые соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты».

В обоснование указал, что в нарушение действующего законодательства, Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея (далее – Управление) приказом № 149-ПР от 26 ноября 2010 года самостоятельно утвержден Административный регламент исполнения Управлением государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты».

Так, согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 года № 209 (далее - Закон), Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе в части организации и осуществления сохранения и использования охотничьих ресурсов и среды их обитания, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения.

Пунктом 3 части 4 статьи 33 Закона установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.

В соответствии с пунктом 4.1 части 5 статьи 33 Закона административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий утверждает высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).

Изложенное, по мнению прокурора, свидетельствует о том, что начальник Управления не вправе был самостоятельно своим приказом утверждать Административный регламент исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования.

Представитель Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея Андросова С.Н. полагает, что оспариваемый прокурором приказ не противоречит действующему законодательству Российской Федерации, а потому в удовлетворении заявления прокурора просит отказать. При этом указала, что приказ начальника Управления № 149-ПР от 26 ноября 2010 года отмене не подлежит, так как издан правомерно, поскольку в соответствии с требованиями пункта 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закона), высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций до утверждения регламентов, указанных в пункте 3 части 4 ст. 33 настоящего Закона.

Согласно пункту 3 части 4 статьи 33 Закона, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам переданных полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты.

В данном случае, как полагает представитель Управления, федеральный орган в лице Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, издал приказ № 121 от 23 апреля 2010 года «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов». В соответствии с данным приказом Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея и был разработан административный регламент.

Кроме того, частью 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Установленным в Республике Адыгея порядком разработки и утверждения исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея административных регламентов исполнения государственных функций, определено, что административный регламент утверждается приказом исполнительного органа государственной власти Республики Адыгея, исполняющего соответствующую государственную функцию.

Изложенное выше, как считает, представить Управления, свидетельствует о том, что руководитель Управления имел право своим приказом утвердить административный регламент.

Заслушав объяснения участвующего в деле прокурора, мнение представителя Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление заместителя прокурора Республики Адыгея удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 253 ГПК РФ, суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и федеральным законам (статьи 11, 78 Конституции Российской Федерации).

Федеральным законом «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 24 июля 2009 года № 209 (далее - Закон), Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в том числе выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, за исключением охотничьих ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения (пункт 6 часть 1 статья 33 Закона).

Пунктом 3 части 4 статьи 33 Закона установлено, что уполномоченные федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам осуществления переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, в том числе обязательные для исполнения административные регламенты, методические указания и инструктивные материалы.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4.1 части 5 статьи 33 Закона, вправе до утверждения регламентов, указанных в пункте 3 части 4 настоящей статьи, утверждать административные регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий, которые не могут противоречить нормативным правовым актам Российской Федерации, в том числе не могут содержать не предусмотренные такими актами дополнительные требования и ограничения в части реализации прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций, и разрабатываются с учетом требований к регламентам предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и исполнения государственных функций.

В целях реализации Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона) от 24 июля 2009 года № 209, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации издан приказ № 121 от 23 апреля 2010 года «Об утверждении порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов».

Изложенное выше означает, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти воспользовался своим правом, предусмотренным пунктом 3 части 4 статьи 33 Закона, и издал нормативный правовой акт по осуществлению переданных субъекту полномочий, определенных в части 1 статьи 33 Закона. В связи с этим, утверждение административного регламента по вопросам осуществления этих же полномочий высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации не требуется.

Вместе с тем, согласно части 2 статьи 31 Закона юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, по их заявкам органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 32-34 настоящего Федерального закона, предоставляются бланки разрешений на добычу охотничьих ресурсов для последующей выдачи таких разрешений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи.

Приведенных выше нормы свидетельствуют, что на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность по предоставлению такой государственной услуги как выдача бланков разрешений, в частности, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственные соглашения, в пределах полномочий.

Уполномоченным органом по реализации полномочий Российской Федерации в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти Республики Адыгея, в соответствии с Указом Президента Республики Адыгея от 2 сентября 2010 года, является Управление по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея.

Поскольку, органы, предоставляющие государственные услуги, в соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами, Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея разработан административный регламент исполнения Управлением государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственые соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты. Данный административный регламент утвержден оспариваемым Приказом Управления.

Согласно части 14 статьи 13 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 раздела I Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг в Республики Адыгея, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея N 143 от 13 августа 2007 года, административные регламенты разрабатываются и утверждаются исполнительными органами государственной власти Республики Адыгея, к сфере деятельности которых относится исполнение соответствующей государственной функции (предоставление государственной услуги).

При таких обстоятельствах, доводы прокурора о том, что в силу пункта 4.1 части 5 статьи 33 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закона) от 24 июля 2009 года № 209, административный регламент Управления, должен был утверждаться высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), являются несостоятельными, поскольку регламент в целях установления порядка предоставление государственных услуг и государственных функций в сфере переданных полномочий, указанных в части 1 статьи 33 Закона разработан и утвержден уполномоченным федеральным органом в лице Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Оспариваемым же Приказом Управления утвержден административный регламент по предоставлению государственной услуги по выдаче бланков вышеуказанных разрешений, во исполнение утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации № 121 от 23 апреля 2010 года порядка выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов и формы бланка разрешения на добычу охотничьих ресурсов.

Норма пункта 4.1 части 5 ст. 33 Закона не носит императивный характер. Более того, пункт 4 части 5 статьи 33 Закона устанавливает право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) самостоятельно организовывать деятельность по осуществлению переданных в соответствии с частью первой настоящей статьи полномочий на основании федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов, предусмотренных частью 4 настоящей статьи.

Анализ приведенного выше действующего законодательства свидетельствует о том, что руководитель Управления вправе самостоятельно утверждать административные регламенты.

С учетом изложенного, суд пришел к выводу о законности оспариваемого Приказа Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея и об отсутствии оснований к удовлетворению заявления прокурора.

Руководствуясь ст.ст. 194-199,253 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

в удовлетворении заявления заместителя прокурора Республики Адыгея о признании противоречащим федеральному законодательству приказа Управления по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея от 26 ноября 2010 года №149-пр «Об утверждении административного регламента исполнения Управлением по охране и использованию объектов животного мира и водных биологических ресурсов Республики Адыгея государственной услуги по выдаче бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, заключившим охотхозяйственые соглашения или имеющим действующие долгосрочные лицензии на право пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты», отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Адыгея в течение десяти дней со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Верховного Суда

Республики Адыгея                             Б.А. Шишев