прокурор в интересах неопределенного круга лиц



Судья Тлиш А.Д. дело № 33 - 427                                       2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

25 мая 2010 года       г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Ткаченко В.В.

судей: Мейстер В.М. и Тхагапсовой Е.А.

при секретаре - Джанхот Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя администрации МО «Красногвардейский район» (по доверенности) - Катмамбетова А.А. на решение Красногвардейского районного суда от 22апреля 2010 года, которым постановлено:

- заявление прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципального образовательного учреждения СОШ № <адрес> <адрес> в области санитарно-эпидемиологического благополучия удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейский район» в срок до 01.09.2010г. устранить в полном объеме допущенные нарушения в части непринятия мер по финансированию мероприятий по строительству санитарных узлов для мальчиков и девочек в муниципальном образовательном учреждении СОШ <адрес> в соответствии с п. 2.3.23, 2.4.9, 2.5.9 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178-02» утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 г. № 44.

Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., мнение прокурора Корчевникова Д.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы и полагавшего решение суда законным, а доводы жалобы необоснованными, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Красногвардейского района Республики Адыгея обратился в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «Красногвардейский район» о признании бездействия незаконным в части непринятия мер по финансированию мероприятий по обеспечению содержания зданий и сооружений образовательного учреждения СОШ <адрес> в области санитарно-эпидемиологического благополучия. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки прокуратурой <адрес> учреждения МОУ СОШ были выявлены нарушения в части непринятия мер по финансированию мероприятий по строительству санитарных узлов для мальчиков и девочек в соответствии с п.п 2.3.23, 2.4.9 2.5.9 Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПин 2.4.2.1178-02».Так, на территории школы имеются два надворных туалета, для мальчиков и девочек, которые находятся в аварийном состоянии, в туалетах отсутствуют двери, надворный туалет для девочек находится в значительном удалении от входа в образовательное учреждение (порядка 200 метров). Пребывание детей в таких антисанитарных условиях создает угрозу для их жизни и здоровья, так как возможна вероятность неблагоприятного воздействия на организм окружающих вредных факторов- возникновения и распространения инфекционных заболеваний, а также ввиду возможного обрушения балок- перекрытий. 24.11.2009 г. прокурором было вынесено представление в адрес главы МО «Красногвардейский район» с указанием на неудовлетворительное санитарно- техническое состояние надворных туалетов в СОШ , однако никаких мер для устранения выявленных недостатков предпринято не было. Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий по обеспечению содержания зданий и сооружений МОУ СОШ <адрес> в области санитарно- эпидемиологического благополучия. Обязать администрацию МО «Красногвардейский район» в срок до 01 сентября 2010 года устранить в полном объеме допущенные нарушения в части непринятия мер по финансированию мероприятий по строительству санитарных узлов для мальчиков и девочек в муниципальном МОУ СОШ <адрес>.

Представитель заинтересованных лиц - МО «Красногвардейский район»- (по доверенности) - Катбамбетов А.А., полагал заявление прокурора не подлежащим удовлетворению.

Суд принял вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе представитель администрации МО «Красногвардейский район » ( по доверенности) Катбамбетов А.А. просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. Считает, что администрация не бездействует, а исполняет свои полномочия в зависимости от наличия в бюджете денежных средств. МОУ СОШ финансируется из бюджета <адрес>. В 2009 году финансирование данного учреждения составило <данные изъяты> руб. Также для разрешения данного вопроса администрацией <адрес> направлялось обращение в администрацию Президента Республики Адыгея, с просьбой оказания помощи в финансировании образовательного процесса, так как согласно Федеральному закону №131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данный вопрос относится к ведению субъектов Российской Федерации, а не органов местного самоуправления. Считает вывод суда о незаконном бездействии со стороны органа местного самоуправления, необоснованным.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор просил оставить решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыв на нее, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Статья 254 ГПК РФ предусматривает право гражданина и организации на подачу заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего в случае, если считают, что имеет место нарушение их прав и свобод.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.

В соответствии со ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Указанной нормой Основного Закона гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Согласно ч.ч. 1 и 5 ст. 51 Федерального закона «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции исходил из того установленного обстоятельства, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено незаконное бездействие, выражающееся в непринятии мер по финансированию и организационному обеспечению мероприятий по реконструкции здания МОУ СОШ <адрес>, либо строительству и оснащению санитарных узлов для мальчиков и девочек в соответствии с нормами Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов Сан ПиН 2.4.2. 1178- 02, что создает угрозу жизни и здоровью лиц, обучающихся в образовательном учреждении и работников данного учреждения.

Из материалов дела усматривается, что нарушения санитарно-эпидемиологических норм, были выявлены в ходе проведения прокурорской проверки по соблюдению законодательства, регулирующего вопросы обеспечения общедоступности, бесплатности и безопасности общего образования. По факту выявленных нарушений в адрес главы МО «Красногвардейский район» направлялось предписание руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Адыгея от 23.09.0009г. № 2469 (л.д. 26-27), а также представление прокурораКрасногвардейского района от 24.11.2009 г., в которых содержались указания на необходимость приведения в соответствие с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства надворных туалетов, расположенных во дворе данной школы. Также в материалах дела имеются копии многочисленных письменных обращений директора школы и родительской общественности к начальнику Управления образования администрации района, главе МО «Красногвардейский район», депутатам государственного Совета ХАСЭ РА с просьбой об оказании помощи в решении вопроса о строительстве школьных туалетов.

Пунктом 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов управомочены создавать муниципальные предприятия и учреждения, финансировать муниципальные учреждения.

Согласно ч. 1 ст. 120 ГК РФ в системной связи с ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.

С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что финансирование расходов муниципального образовательного учреждения СОШ <адрес> должно осуществляться за счет средств муниципального бюджета, и со стороны учредителя - администрации МО «Красногвардейский район» имеет место незаконное бездействие в связи с не устранением нарушений в области санитарно-эпидемиологических условий образовательного учреждения.

Доводы представителя администрации органа местного самоуправления о том, что выявленные нарушения имеют место в связи с отсутствием достаточных денежных средств в бюджете, а также то, что для разрешения данного вопроса ими предпринимались меры, а именно: направлялось письмо в адрес Президента Республики Адыгея - были предметом исследования в суде первой инстанции. При их оценке суд верно исходил из того, что накопление, формирование или изыскание необходимого количества денежных средств на содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений является исключительной компетенцией органов местного самоуправления.

На основании изложенного судебная коллегия считает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение при правильном применении норм материального права и процессуального закона и оснований для его отмены кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда от 22 апреля 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя администрации МО «Красногвардейский район» Катмамбетова А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий       В.В.Ткаченко

Судьи:         В.М. Мейстер

Е.А. Тхагапсова