о признании незаконным бездействия администрации МО `Красногвардейский район`



Судья Безуглов В. В. Дело        2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

20 апреля 2010 года         г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Ткаченко В.В.

судей: Мейстер В. М. и Митусова В. М.

при секретаре Джанхот Т. Н.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетова А. А. на решение Красногвардейского районного суда от 26 марта 2010 года, которым постановлено:

заявление прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального МО «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий в области пожарной безопасности центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Октябрьская, 88, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий в области пожарной безопасности - установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проведения огнезащитной обработки деревянных поверхностей и конструкций чердачного перекрытия в центральной детской библиотеке, расположенной по адресу: Красногвардейский район, ул. Октябрьская, 88 и обязать администрацию муниципального образования«Красногвардейский район» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод неопределенного круга лиц.

Заслушав доклад судьи Ткаченко В.Всудебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Красногвардейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красногвардейский район», выразившиеся в нерешении вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению соблюдения требований противопожарной безопасности в центральной детской библиотеке с Красногвардейское,и просил устранить допущенные нарушения закона путем обеспечения установки автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, проведения огнезащитной обработки деревянных поверхностей и конструкций чердачного перекрытия библиотеки в соответствии с требованиями действующего законодательства о пожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Красногвардейского района, на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности выявлены нарушения закона в центральной детской библиотеке, расположенной по адресу: РА, Красногвардейский район, с. Красногвардейское, ул. Октябрьская, 88.

Так, в нарушение п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации» (ПНБ -110-03), Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315, в детской библиотеке отсутствует пожарная сигнализация. В нарушение п.п. 7 п. 5 Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ -104-03), утвержденных Приказом МЧС России от 20.06.2003 года № 323, здание библиотеки не оборудовано системой оповещения людей о пожаре. В нарушение п. 36 ППБ 01-03, в библиотеке отсутствует огнезащитная обработка деревянных поверхностей чердачного перекрытия помещений.

Так как библиотека является объектом социально- культурного назначения, доступным неопределенному кругу лиц, то считал, что оспариваемыми бездействиями администрации муниципального образования создается угроза их жизни и здоровью.

Обосновывая требования к администрации муниципального образования «Красногвардейский район», прокурор сослался на ч. 1 ст. 120 ГК РФ и ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и указал, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет собственник имущества. Учредителем МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района», в структуру которого входит согласно его Уставу, детская библиотека, является администрация муниципального образования «Красногвардейский район».

Таким образом, по его мнению, имеются основания для того, чтобы квалифицировать бездействия администрации по необеспечению в центральной детской библиотеке всех требований пожарной безопасности в качестве незаконных и подлежащих устранению в судебном порядке.

В судебном заседании прокурор Красногвардейского района поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просил суд отказать в удовлетворении заявления, считая его необоснованным.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района» <данные изъяты> Старина Т. В. считала, что заявленные прокурором требования являются необоснованными и потому, не подлежат удовлетворению.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просит решение Красногвардейского районного суда от 26.03.2010 года отменить, а производство по делу - прекратить. При этом ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку считает, что центральная детская библиотека не является муниципальной собственностью. Полагает, что вывод суда первой инстанции о том, что администрацией муниципального района допущено бездействие в части необеспечения требований противопожарной безопасности центральной детской библиотеке, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. Кроме того ссылается на то, что судом не учтено решение муниципального образования «Красногвардейский район» от 22.12.2008 года № 124, которым утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность учреждений культуры и кино МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также то, что администрация обращалась в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы. Указывает, что из бюджета муниципального района администрации выделены денежные средства на целевые расходы по обеспечению противопожарной безопасности учреждений культуры, в частности, библиотек.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Красногвардейского района просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, и обоснованно исходил из того, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено незаконное бездействие, выражающееся в нерешении вопросов местного значения в части необеспечения установки в центральной детской библиотеке в с. Красногвардейском автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре, проведения огнезащитной обработки деревянных поверхностей и конструкций чердачного перекрытия помещений.

Как видно из материалов дела, согласно акту проверки ОГПН МЧС России по РА от 12.11.2009 года № 189, предписанию ОГПН МЧС России по РА от 12.11.2009 года № 189/166/1 об устранении требований пожарной безопасности, протоколу об административном правонарушении от 13.11.2009 года в отношении МУК «Центральная библиотечная система Красногвардейского района», в детской библиотеке с. Красногвардейское, в нарушение НПБ 110-03, не установлена пожарная сигнализация; в нарушение НПБ 104-03, не установлена система оповещения людей о пожаре, в нарушение ППБ 01-03, не проведена огнезащитная обработка деревянных поверхностей и конструкций чердачного перекрытия помещений библиотеки.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. п. 1 и 21 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при формировании, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления обязаны учитывать расходы, необходимые для обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района отнесено обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности, в том числе в учреждениях культуры - библиотеках.

Между тем, как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» не исполняется установленная законом обязанность, соответствующие расходы не предусмотрены в бюджете муниципального образования на 2009 и 2010 годы.

Довод кассационной жалобы о том, что центральная детская библиотека не находится в муниципальной собственности муниципального района, является несостоятельным.

В соответствии с Положением о центральной детской библиотеке, утвержденным директором МУК «Межпоселенческая библиотечная система Красногвардейского района» 09.02.2009 года, центральная детская библиотека является структурным подразделением Учреждения, которое расположено вне места его нахождения и осуществляет все его функции, в том числе функции представительства.

Согласно п. 1.3 Положения о МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района», утвержденному Постановлением главы Красногвардейского района от 22.01.2009 года № 28, учредителем муниципального учреждения культуры является администрация Красногвардейского района.

Следовательно, МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района» детской библиотеке выделено имущество, закрепленное за ним его учредителем и собственником - администрацией МО «Красногвардейский район» на праве оперативного управления.

Таким образом, администрация муниципального образования «Красногвардейский район» является собственником имущества центральной детской библиотеки с. Красногвардейское, и согласно ст. 38 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 года № 69-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет собственники имущества.

Доводы кассационной жалобы о том, что администрация МО «Красногвардейский район» не бездействует и решением от 22.12.2008 года № 124 утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность учреждений культуры и кино МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также сделаны обращения в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. При их оценке суд верно исходил из того, что принимаемых администрацией мероприятий по обеспечению соблюдения требования противопожарной безопасности в библиотеках района недостаточно для исполнения установленной законом обязанности, и потому, правильно отклонил данные доводы как необоснованные.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено оспариваемое бездействие, а заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, принятое при правильном применении норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.

Доводы кассационной жалобы как необоснованные подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда от 26 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий - Ткаченко В. В.

Судьи: Мейстер В. М. и Митусов В. М.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея       В. В. Ткаченко