о признании бездействия администрации МО `Красногвардейский район` незаконным



Судья Соцердотова Т. А. Дело        2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

30 марта 2010 года         г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Ткаченко В.В.

судей: Тхагапсовой Е. А. и Хапачевой Р.А.

при секретаре Бендюк - Черной Г. А.

с участием прокурора Аутлева А. М.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетова А.А. на решение Красногвардейского районного суда от 04 марта 2010 года, которым постановлено:

заявление прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея о признании незаконными бездействия администрации МО «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий в области пожарной безопасности в Преображенской сельской библиотеке - филиале № 10, удовлетворить.

Признать бездействие органа местного самоуправления - администрации муниципального образования «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию мероприятий в области пожарной безопасности в Преображенской сельской библиотеке - филиале № 10, незаконным.

Обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейский район» обеспечить установку в Преображенской сельской библиотеке - филиале № 10, автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в соответствии с требованиями действующего законодательства о пожарной безопасности.

Заслушав доклад судьи Ткаченко В.В., пояснения прокурора Аутлева А. М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы ввиду ее необоснованности, и полагавшего, что обжалуемое судебное решение является законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Красногвардейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными бездействий администрации муниципального образования «Красногвардейский район», выразившихся в нерешении вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению соблюдения требований противопожарной безопасности в Преображенской сельской библиотеке,и просил устранить допущенные нарушения закона путем обеспечения установки в этой сельской библиотеке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в соответствии с требованиями действующего законодательства о противопожарной безопасности.

В обоснование требований указал, что в ходе проведения прокуратурой Красногвардейского района проверки на предмет соблюдения требований действующего законодательства в сфере пожарной безопасности выявлены нарушения закона в Преображенской сельской библиотеке - филиале № 10 муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района».

Так, в нарушение п. 9 Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации (НПБ -110-03), утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 315, в здании Преображенской сельской библиотеки, отсутствует автоматическая пожарная сигнализация.

В нарушение п. п. 7 п. 5 НПБ -104 -03, утвержденных Приказом МЧС от 20.06.2003 года № 323, здание сельской библиотеки не оборудовано системой оповещения людей о пожаре.

Так как библиотека является объектом социально- культурного назначения, доступным неопределенному кругу лиц, то считал, что оспариваемыми бездействиями администрации муниципального образования создается угроза их жизни и здоровью.

Обосновывая требования к администрации муниципального образования «Красногвардейский район», прокурор сослался на ч. 1 ст. 120 ГК РФ и ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и указал, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет собственник имущества. Учредителем МУК «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района», имеющего филиал в с. Преображенское, является администрации муниципального образования «Красногвардейский район».

Таким образом, по его мнению, имеются основания для того, чтобы квалифицировать бездействия администрации по необеспечению в Преображенской сельской библиотеке всех требований пожарной безопасности в качестве незаконных, подлежащих устранению в судебном порядке.

В судебном заседании прокурор Красногвардейского района поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просил суд отказать в удовлетворении заявления, считая его необоснованным.

Представитель заинтересованного лица муниципального учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Красногвардейского района» его <данные изъяты> Старина Т. В. считала, что заявленные прокурором требования являются необоснованными, в связи с чем не подлежат удовлетворению.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просит решение Красногвардейского районного суда от 04.03.2010 года отменить, а производство по делу - прекратить. При этом ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку считает, что вывод суда первой инстанции о том, что администрацией муниципального района допущено бездействие в части необеспечения требований противопожарной безопасности библиотеки с. Преображенское, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. Так, судом не учтено, по его мнению, что решением муниципального образования «Красногвардейский район» от 22.12.2008 года № 124 утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность учреждений культуры и кино МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также сделаны обращения в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы. Кроме того, из бюджета муниципального района администрации выделены денежные средства на целевые расходы по обеспечению противопожарной безопасности учреждений культуры, в частности, библиотек. По его мнению, высокая дотационность бюджета муниципального района не позволяет администрации муниципального образования в полной мере решить вопросы местного значения по обеспечению противопожарной безопасности зданий библиотек, в связи с чем они реализуются в зависимости от наличия в бюджете района финансовых средств на эти цели.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Красногвардейского района просит оспариваемое решение суда оставить без изменения, считая его законным, а доводы кассационной жалобы - необоснованными.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, и обоснованно исходил из того, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено незаконное бездействие, выражающееся в нерешении вопросов местного значения в части необеспечения установки в Преображенской сельской библиотеке автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Как видно из материалов дела, согласно акту проверки ОГПН МЧС России по РА от 12.11.2009 года № 199, предписанию ОГПН МЧС России по РА от 12.11.2009 года № 199/169/1 об устранении требований пожарной безопасности и протоколу об административном правонарушении от 13.11.2009 года, в библиотеке с. Преображенское, в нарушение НПБ 110-03, не установлена пожарная сигнализация и, в нарушение НПБ 104-03, не установлена система оповещения людей о пожаре.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

Согласно п. п. 1 и 21 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при формировании, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления обязаны учитывать расходы, необходимые для обеспечения пожарной безопасности.

Таким образом, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района отнесено обеспечение соблюдения мер пожарной безопасности, в том числе в учреждениях культуры - библиотеках.

Между тем, как следует из материалов дела, администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» не исполняется установленная законом обязанность.

Согласно ч. 1 ст. 120 ГК РФ в системной связи с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в муниципальных учреждениях, находящихся в муниципальной собственности, несет собственник имущества.

Довод кассационной жалобы о том, что высокая дотационность бюджета Красногвардейского района не позволяет администрации муниципального образования в полной мере исполнять свои полномочия по обеспечению противопожарной безопасности библиотек на территории района, в связи с чем они реализуются в зависимости от наличия в бюджете денежных средств на эти цели, является несостоятельным, поскольку закон не связывает решение вопросов местного значения с наличием финансовой возможности.

В силу п. 1 ст. 17 ФЗ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления правомочны финансировать созданные ими муниципальные учреждения, формировать и размещать муниципальные заказы.

Статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, доводы кассационной жалобы о том, что администрация МО «Красногвардейский район» не бездействует и решением от 22.12.2008 года № 124 утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность учреждений культуры и кино МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также сделаны обращения в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. При их оценке суд верно исходил из того, что принимаемых администрацией мероприятий по обеспечению соблюдения требования противопожарной безопасности в библиотеках района недостаточно для исполнения установленной законом обязанности, в связи с чем правильно отклонил данные доводы как несостоятельные.

Утверждение в кассационной жалобе о том, что требования прокурора по данному делу были разрешены решением Красногвардейского районного суда от 30.12.2009 года, которым на администрацию района возложена обязанность по устранению тождественных нарушений требований пожарной безопасности в доме культуры с. Преображенское, где находится и сельская библиотека, является необоснованным. Отклоняя данный довод, суд верно указал суд в оспариваемом решении, что доказательств в подтверждение того, что Преображенская сельская библиотека и дом культуры с. Преображенское, находятся в одном здании и в целом являются одним объектом культуры, заинтересованным лицом не представлено.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено бездействие, а заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, принятое при правильном применении норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.

Доводы кассационной жалобы как необоснованные подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда от 04 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий - Ткаченко В. В.

Судьи: Тхагапсова Е. А. и Хапачева Р. А.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея       В. В. Ткаченко