об оспарвиании бездействия органа местного самоуправления



Судья Тлиш А. Д. Дело        2010 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

09 апреля 2010 года         г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Ткаченко В.В.

судей: Мартыненко Е. В. и Митусова В. М.

при секретаре Джанхот Т. Н.

с участием прокурора Аутлева А. М.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя заинтересованного лица администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетова А. А. на решение Красногвардейского районного суда от 16 марта 2010 года, которым постановлено:

заявление прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования «Красногвардейский район» в части непринятия мер по финансированию муниципального образовательного учреждения СОШ №- 12 а. Бжедугхабль в области пожарной безопасности - удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Красногвардейский район» в срок до 01.09.2010г. устранить в полном объеме допущенные нарушения в части непринятия мер по финансированию мероприятий по обеспечению противопожарным водоснабжением и огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения СОШ № - 12 а. Бжедугхабль.

Заслушав доклад судьи Ткаченко В.В., объяснения прокурора Аутлева А. М., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, полагавшего, что оспариваемое решение суда является законным, а доводы жалобы - необоснованными, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Красногвардейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Красногвардейский район», выразившиеся в нерешении вопросов местного значения в части непринятия мер по обеспечению соблюдения требований противопожарной безопасности в муниципальном образовательном учреждении СОШ № 12 а. Бжедугхабль,и просил обязать администрацию обеспечить проведение ремонта пожарного водоема и огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения в школе.

В обоснование требований указал, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Красногвардейского района в 2009 году на предмет соблюдения требований действующего законодательства в области пожарной безопасности выявлены нарушения закона в муниципальном образовательном учреждении «СОШ № 12». Так, в нарушение п. 36 Правил пожарной безопасности Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 года № 313 (ППБ 01-03), деревянные поверхности, конструкции чердачного перекрытия здания школы не обработаны огнезащитным составом. В нарушение п. 89 Правил пожарной безопасности, пожарный водоем, находящийся на территории названного образовательного учреждения, находится в неисправном состоянии.

Функционирование СОШ № 12 с учетом отмеченных нарушений требований пожарной безопасности создает, по мнению прокурора, опасность для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.

Обосновывая требования к администрации муниципального образования «Красногвардейский район», прокурор сослался на ч. 1 ст. 120 ГК РФ и ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», и указал, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несет собственник имущества. Учредителем МОУ СОШ № 12 согласно его Уставу, является администрация муниципального образования «Красногвардейский район».

Таким образом, как он считает, имеются основания для того, чтобы квалифицировать бездействия администрации по необеспечению в МОУ СОШ № 12 всех требований пожарной безопасности в качестве незаконных, подлежащих устранению в судебном порядке.

В судебном заседании прокурор Красногвардейского района изменила заявленные требования, дополнив их. При этом, просила признать бездействия администрации по необеспечению соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № 12 и обязать устранить допущенные нарушения закона в срок до 01 сентября 2010 года.

Представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просил суд отказать в удовлетворении заявления, считая его необоснованным.

Представитель заинтересованного лица муниципального образовательного учреждения СОШ № 12а. Бжедугхабль <данные изъяты> Роговая Т. И. в судебное заседание не явилась, адресовала в суд письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе представитель администрации муниципального образования «Красногвардейский район» по доверенности Катбамбетов А. А. просит решение Красногвардейского районного суда от 16.03.2010 года отменить, а производство по делу - прекратить. При этом ссылается на незаконность и необоснованность решения суда, поскольку считает, что вывод суда первой инстанции о том, что администрацией муниципального района допущено бездействие в части необеспечения требований противопожарной безопасности СОШ № 12 а. Бжедугхабль, не соответствует фактическим обстоятельствам по делу. Так, судом не учтено, по его мнению, что решением муниципального образования «Красногвардейский район» от 22.06.2008 года № 126 утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность образовательных учреждений МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также сделаны обращения в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы. Кроме того, из бюджета муниципального района администрации выделены денежные средства на целевые расходы по обеспечению противопожарной безопасности образовательных учреждений района. По его мнению, высокая дотационность бюджета муниципального района не позволяет администрации муниципального образования в полной мере решить вопросы местного значения по обеспечению противопожарной безопасности школ, в связи с чем они реализуются в зависимости от наличия в бюджете района финансовых средств на эти цели.

В возражениях на кассационную жалобу прокурор Красногвардейского района просит обжалуемое решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы возражений на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, и обоснованно исходил из того, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено незаконное бездействие, выражающееся в нерешении вопросов местного значения в части необеспечения в муниципальном образовательном учреждении СОШ № 12 а. Бжедугхабль противопожарного водоснабжения и огнезащитной обработки деревянных конструкций чердачного помещения этой школы.

Как видно из материалов дела, согласно акту проверки ОГПН МЧС России по РА от 09.12.2009 года № 223, предписанию ОГПН МЧС России по РА от 09.12.2009 года № 223/204/1 об устранении требований пожарной безопасности, в МОУ СОШ № 12 а. Бжедугхабль, в нарушение п. 36 ППБ 01- 03, деревянные поверхности, конструкции чердачного перекрытия помещений школы не обработаны огнезащитным составом, в нарушение п. 89 ППБ 01- 03, пожарный гидрант не исправен.

Согласно ч. 1 ст. 120 ГК РФ в системной связи с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в муниципальных учреждениях, находящихся в муниципальной собственности, несет собственник имущества.

Как установлено судом, в пункте 9 Устава муниципального образования «Красногвардейский район» предусмотрено, что органы местного самоуправления МО «Красногвардейский район» уполномочены создавать муниципальные учреждения и обязаны их финансировать.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что финансовое обеспечение образовательных учреждений района должно осуществляться за счет средств муниципального бюджета.

В соответствии п. п. 1 и 21 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при формировании, утверждении и исполнении бюджета органы местного самоуправления обязаны учитывать расходы, необходимые для обеспечения пожарной безопасности.

Довод кассационной жалобы о том, что высокая дотационность бюджета Красногвардейского района не позволяет администрации муниципального образования в полной мере исполнять свои полномочия по обеспечению противопожарной безопасности библиотек на территории района, в связи с чем они реализуются в зависимости от наличия в бюджете денежных средств на эти цели, является несостоятельным, поскольку закон не связывает решение вопросов местного значения с наличием финансовой возможности.

Статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Кроме того, доводы кассационной жалобы о том, что администрация МО «Красногвардейский район» не бездействует и решением от 22.06.2008 года № 126 утверждена районная целевая программа «Противопожарная безопасность образовательных учреждений МО «Красногвардейский район» на 2009 -2011 годы», а также сделаны обращения в органы государственной власти республики с вопросом об оказании материальной помощи в решении данной проблемы, являлись предметом исследования в суде первой инстанции. При их оценке суд верно исходил из того, что принимаемых администрацией мероприятий по обеспечению соблюдения требования противопожарной безопасности в образовательных учреждениях района недостаточно для исполнения установленной законом обязанности, и, потому, правильно отклонил данные доводы как несостоятельные.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрацией муниципального образования «Красногвардейский район» допущено бездействие, а заявление прокурора является обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции постановлено законное и обоснованное решение, принятое при правильном применении норм материального права и при соблюдении норм процессуального права, в связи с чем оснований для его отмены, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, не имеется.

Доводы кассационной жалобы как необоснованные подлежат отклонению.

Руководствуясь ст. ст. 360, 361, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красногвардейского районного суда от 16 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий - Ткаченко В. В.

Судьи: Мартыненко Е. В. и Митусов В. М.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея       В. В. Ткаченко