Судья Бобина Т. Я. дело № 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Хапачевой Р. А.
судей: Богатыревой Е. В. и Сиюхова А. Р.
при секретаре: Фроловой Е. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 25 марта 2011 года дело по кассационной жалобе ответчика по делу – администрации муниципального образования «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда от 28 февраля 2011 года, которым постановлено:
удовлетворить частично исковые требования прокурора г. Майкопа в интересах Полякова <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о признании бездействия органа государственной власти, обязании выделить денежные средства и предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Признать бездействие Администрации Муниципального Образования «Город Майкоп» по не предоставлению жилого помещения Полякову <данные изъяты> - незаконным.
Обязать Администрацию Муниципального Образования «Город Майкоп» приобрести жилое помещение и предоставить его Полякову <данные изъяты>, в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Майкопа к Министерству образования и науки Республике Адыгея о признании бездействия незаконным - отказать, в виду необоснованности.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р. А., объяснения представителя администрации «Город Майкоп» по доверенности Тешева С. Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения прокурора Аутлева А. М., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор г. Майкопа обратился в интересах Полякова А. П. с иском к администрации «Город Майкоп», Министерству образования и наука Республики Адыгея о признании их бездействия незаконным, обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения и предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Свои требования мотивировал тем, что Поляков А. П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в администрации г. Майкопа, в льготном списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в списке претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность, составом семьи один человек. Однако до настоящего времени в нарушение п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ, с п.1 ст.8 ФЗ №159–ФЗ от 21.12.1996г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 22.08.2004г), ФЗ от 22.08.2004г №122-ФЗ, внесены изменения в Федеральный закон от 21.12.1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Постановления Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» Полякову А. П. жилое помещение не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора г.Майкопа Акеньшина Е. В. поддержала исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Заинтересованное лицо Поляков А.П., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Майкоп», по доверенности Христенко З.А., исковые требования не признала, пояснив, что Министерством образования и науки РА ежегодно выделяются ассигнования на приобретение жилья указанной категории граждан, и в 2010г были выделены на эти цели денежные средства, в размере 38 522 100 руб., которые в полном объеме освоены. В 2011г им выделено и Администрацией МО «Город Майкоп» получено на эти цели 9 000 000 руб. Кроме того, заинтересованное лицо Поляков А.П. сам должен найти жилье, в соответствии с социальной нормой, и обратиться с заявлением в Администрацию о приобретении для него жилого помещения.
Представитель Министерства образования и науки Республики Адыгея по доверенности Самоквитова Л.В., в судебном заседании иск не признала, пояснив, что денежные средства на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, перечисляются на счет Администрации муниципального образования «Город Майкоп», по мере поступления указанных средств в республиканский бюджет и в 2010 г были перечислены субвенции в размере 38 522 100 рублей, а ДД.ММ.ГГГГ перечислено 9 000 000 рублей. Право Полякова А.П. на получение жилого помещения ими не оспаривается.
Суд постановил означенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования «Город Майкоп» просит решение суда отменить и дело направить на новое рассмотрение. В обоснование указывает на то, что судом сделан неправильный вывод о наличии незаконного бездействия со стороны администрации. По мере выделения средств администрация в установленном порядке выделяет деньги детям-сиротам. Кроме того, судом не принято во внимание, что процедура предоставления субсидии на приобретение жилья предусматривает проведение аукциона в электронной форме путем размещения объявления на общероссийском портале. При этом, если ранее существовала практика поиска жилья самим нуждающимся, то ныне предполагается, что в аукционе будет участвовать лицо, которое желает продать квартиру.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Удовлетворяя требования прокурора в интересах Полякова А. П. в части, суд первой инстанции исходил из того, что Поляков А. П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет на праве собственности жилого помещения, право приватизации им не использовано.
Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам Администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного распоряжением Главы администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ №, Поляков А.П. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий с учетным и имеет право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в администрации муниципального образования «Город Майкоп».
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ, каждый гражданин имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормам.
Из п.2 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ, усматривается, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п.1 ст.8 Федерального Закона от 21.12.1996г №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
С учетом приведенных выше законодательных норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что формирование Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, не соответствует требованиям федерального законодательства, и нарушает права граждан указанной категории, поскольку внеочередное предоставление жилья, предполагает незамедлительное обеспечение жильем, граждан указанной категории после наступления соответствующих обстоятельств, указанных в вышеприведенных нормах. Кроме того, рассмотрение судом заявления о восстановлении права обратившегося в суд за защитой нарушенного права лица, не может ставиться в зависимость от необходимости защитить и права других лиц, обладающих идентичными правами, а подлежит самостоятельному рассмотрению на предмет соответствия доводов, предъявленных в обоснование нарушения права действующему законодательству.
Удовлетворяя требования, заявленные к администрации муниципального образования «Город Майкоп», судом учтены нормативные правовые акты, которыми орган местного самоуправления наделен полномочиями по предоставлению выплат указанной категории граждан.
Из Приложения №14 к Закону Республики Адыгея от 08.12.2009 года №306 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» следует, что главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Объем запланированных расходов на 2010 год – 60.000.000 рублей.
Такой же объем субвенций, на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, в соответствии с Законом Республики Адыгея от 17.12.2010г. №394 «О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов», выделен и на 2011г., в том числе, в город Майкоп 19 967 000 рублей (приложение №21 к Закону РА от 17.12.2010г. №394).
Пунктом 3 ст.20 Федерального Закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.
Судом установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, Министерством образования и науки РА перечислен Администрации МО «Город Майкоп» первый транш в размере 9 000 000 рублей, что подтверждается также справкой финансово-хозяйственного отдела Администрации МО «Город Майкоп».
При этом администрацией МО «Город Майкоп» на момент рассмотрения заявления прокурора не исполнены обязательства по приобретению жилья для Полякова А. П.
Довод кассационной жалобы о сложной процедуре предоставления субсидии на приобретение жилья, не может явиться основанием для пересмотра выводов суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявления, поскольку он не может быть признан имеющим значение при разрешении вопроса о праве гражданина на приобретение социального жилья.
В целях реализации гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленного жилого помещения, в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и Законом Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21 апреля 2009г. №74, утвержден Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.
Пунктом 5 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, объем расходов на приобретение жилья, определяется исходя из размера общей площади жилья (из расчета 18 квадратных метров общей площади жилья на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек; 42 квадратных метра - на семью из двух человек; 33 квадратных метра - на одиноко проживающих граждан) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья (в муниципальном образовании), устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Оценивая доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу наличии бездействия Администрации МО «Город Майкоп» по не предоставлению Полякову А. П. жилого помещения, и наличии основания для возложении обязанности по обеспечению жильем Полякова А. П., как относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составом семьи из одного человека.
Заявленные исковые требования к Министерству образования и науки РА о признании бездействия незаконным и обязании выделить денежные средства на приобретение жилого помещения Полякову А.П., суд правомерно счел необоснованными, поскольку судом установлено, что Министерство образования и науки РА выполнило надлежащим образом возложенные на него функции и перечислило денежные средства администрации для последующего предоставления средств детям-сиротам.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения судебного постановления, отсутствуют, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 28 февраля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Хапачева Р. А.
Судьи: Богатырева Е. В. и Сиюхов А. Р.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р. А. Хапачева