о взыскании недоначисленной пенсии



        Судья Куадже Т.А.     дело № 33-345    2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    29.03.2011 года    г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Мейстер В.М.

судей – Бзегежевой Н.Ш. и Тхагапсовой Е.А.

при секретаре – Кушу Э.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Карпинского А.С. на решение Майкопского городского суда от 02.03.2011 года, которым постановлено:

– в удовлетворении исковых требований Карпинского Анатолия Станиславовича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недоначисленнои суммы пенсии, отказать.

Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя истца Карпинского А.С. – Ильина В.И. (по доверенности), поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея – Быканова С.Д. (по доверенности), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Карпинский А.С. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании недоначисленной суммы пенсии.

В обоснование своего иска указала, что был уволен из Вооруженных Сил с должности старшего инженера-испытателя войсковой части 26360 (г. Ленинск-«Байконур>>). Пенсия от Министерства обороны исчисляется с 07.09.1995 года на основании закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,. ..и их семей» из 32 лет в льготном исчислении (из которых свыше 28 лет в календарном исчислении). Статьей 48 настоящего закона предусмотрено исчисление пенсии с применением районного коэффициента, предельный размер которого составляет 1,5. Постановлением Совета Министров СССР от 20.06.1987 года №1644рс районный коэффициент в Кзыл-Ординской области (в т. ч. в г. Ленинске и на космодроме Байконур) составляет 1,4. Статьей 43 упомянутого Закона, пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Правительством РФ: оклады по должности, воинскому или специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия. Статья 31 ч. 1 Закона РФ от 19.03.1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям» устанавливается исчисление пенсий с учетом районного коэффициента независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. Право на применение ему данной льготы закреплено в ч. 4 ст. 2 Закона РФ от 22.01.1993 г. №4338-1 «О статусе военнослужащих». В соответствии с «Положением о военных комиссариатах», исчисление пенсий является исключительной компетенцией военного комиссариата и не применение к нему районного коэффициента является нарушением права, гарантированного ч. 1 ст. 19 Конституции РФ о равенстве всех перед законом и судом, т.к. исчисление пенсии без применения районного коэффициента ставит в неравное положение военнослужащих, отслуживших свыше 15 лет в районах, дающих право на льготы, возникших из Постановления Правительства РФ от 01.10.1994 № 1122 и выехавшим в другую местность, с военнослужащими, также отслужившими в указанных районах, но продолжающими там проживать. Часть 2 ст. 58 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468 - 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,...и их семей» устанавливается: «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким - либо сроком». Просил взыскать в его пользу сумму задолженности в размере 764045,13 руб. недоначисленную за период с 01.10.1995 года по 31.12.2010 года. Обязать Военный комиссариат РА исчислять пенсию с 01.02.2011 года с применением районного коэффициента 1,4.

Суд первой инстанции принял изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.

Пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Исчисление (сохранение) к пенсии военным пенсионерам районного коэффициента установлено 87ч. 2 и 3 ст. 48 вышеназванного Закона.

За пенсионерами из числа лиц, указанных в ст. 1 Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, которым пенсия (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных ст. 45 Закона) была исчислена с применением части первой настоящей статьи, при выезде из этих районов и местностей на новое постоянное место жительства сохраняется размер пенсии, исчисленной с учетом соответствующего районного коэффициента, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 48 Закона).

Пенсионерам из числа лиц, указанных в ст. 1 названного Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих районный коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с Законом (включая надбавки и повышения, кроме предусмотренных ст. 45 Закона), исчисляются с применением районного коэффициента, установленного к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей, по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях независимо от времени обращения за назначением пенсии (ч. 3 ст. 48 Закона).

Таким образом, необходимым условием для исчисления (сохранения) пенсии военным пенсионерам с учетом районного коэффициента является стаж службы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, который должен составлять не менее 15 календарных лет.

Поскольку истец не представил доказательств того, что он имеет право на установление ему повышенной пенсии с учетом районного коэффициента, а именно, что военная служба в г. Ленинске Кзыл-ордынской области Казахской ССР являлась военной службой в районе, приравненному к району Крайнего Севера, суд обоснованно отказал в удовлетворении его исковых требований.

Довод кассационной жалобы о том, что при назначении пенсии следовало руководствоваться нормами Постановления Правительства РФ от 01.10.1994 года № 1122 «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих, … проходивших военную службу или работающих на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске о льготном исчислении выслуги лет для назначения пенсий из расчета один месяц военной службы за два месяца, поскольку в соответствии с Приказом Министерства Обороны от 17.08.2002 года № 315 «О мерах по обеспечению социальной защищенности военнослужащих,…проходящих военную службу … на космодроме «Байконур» и в г. Ленинске…» этот зачет производится с 1.01.1995 года. Иные льготы, предусмотренные названным Постановлением также установлены с 1.01.1995 года.

То обстоятельство, что в соответствии с Законом Республики Казахстана № 1468-Х11 от 30.06.1992 года «О социальной защите граждан, пострадавших вследствие экологического бедствия в Приаралье» г. Ленинске отнесен к зоне экологического кризиса с 1975 года само по себе не является значимым для разрешения данного спора.

Необоснованность иных доводов, изложенных в кассационной жалобе, отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, подтверждающих законность решения суда, которые судебная коллегия считает правильными, в связи с чем отсутствует необходимость в приведении в кассационном определении аналогичных мотивов, которым дана оценка.

Таким образом, оснований для отмены решения суда, как о том ставится вопрос в кассационной жалобе, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия.

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 02.03.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

    Председательствующий –     В.М. Мейстер

    Судьи –    Н.Ш. Бзегежева

Е.А. Тхагапсова

Председательствующий – Мейстер В.М.

Судьи – Бзегежева Н.Ш. и Тхагапсова Е.А.

Копия верна:

судья Верховного суда

    Республики Адыгея    В.М. Мейстер