о взыскании недоначисленной пенсии



Судья Туркова А.Н. Дело № 33-138 2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 февраля 2011 года                       г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего - Ткаченко В.В.

судей - Хапачевой Р.А. и Мейстер В.М.

при секретаре - Кушу Э.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Бокова В.А. на решение Майкопского городского суда от 11.01.2011 года, которым постановлено:

- в удовлетворении иска Бокова Виктора Андреевича к Военному комиссариату Республики Адыгея о взыскании не начисленной суммы компенсационных выплат отказать за необоснованностью и за пропуском срока исковой давности.

Заслушав доклад судьи Мейстер В. М., объяснения представителя истца Бокова В.А. по доверенности Ильина В.И., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя ответчика Военного комиссариата Республики Адыгея по доверенности Быканова С.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Боков В. А. обратился в суд с иском к Военному комиссариату РА, в котором просил взыскать с ответчика неначисленную сумму компенсационных выплат на семьи с детьми за период с 01.08.1994 года по 30.06.2001 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

В своем уточненном исковом заявлении истец просил взыскать с ответчика сумму в размере <данные изъяты> рублей. Также просил восстановить срок исковой давности.

В судебном заседании представитель истца Ильин В. И. поддержал уточенные исковые требования и в их обоснование показал, что приказом Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения от 30.06.1994 года истец был уволен из Вооруженных сил в связи с организационно-штатными мероприятиями, имея выслугу более 28 лет в льготном исчислении и свыше 25 лет в календарном исчислении. Пенсия ответчиком исчисляется с 31.08.1994 года на основании Закона РФ от 12.02.1993 года № 4468 - 1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» без каких-либо надбавок и компенсационных выплат. При постановке на учет в Военном комиссариате г. Майкопа ему были даны разъяснения, что компенсационные выплаты производятся в отдаленных военных гарнизонах, в которых отсутствует возможность трудоустройства жен военнослужащих, а надбавка к пенсии на сына Андрея 1982 года рождения могла быть применена лишь при достижении истцом 55 летнего возраста. Статьей 39 Конституции РФ гарантируется социальное обеспечение по выходу на пенсию и для воспитания детей. Распоряжением Президента РФ от 22.09.1992 года № 481-рп предусмотрено, что на военнослужащих и пенсионеров из их числа распространяются льготы и компенсационные выплаты, устанавливаемые на семьи с детьми. На данном основании был издан приказ Минобороны РФ от 15.10.1992 года № 185 «О дополнительных мерах по социальной защите лиц офицерского состава». В соответствии с ч. 2 ст. 90 Конституции РФ к истцу должны быть применены нормативные акты по улучшению социального обеспечения семей с детьми. Пунктом 4 вышеуказанного распоряжения установлено, что финансирование мер социальной защиты осуществляется Министерством обороны РФ. Право на социальные пособия и компенсационные выплаты предусмотрены ст. 3 Закона РФ «О статусе военнослужащих». Истец имеет право на компенсационные выплаты на сына Андрея за период с 01.09.1994 года по 30.06.2001 года. Срок исковой давности был пропущен по вине работников Военного комиссариата РА, которые в нарушение Положения о военных комиссариатах не оказали содействия истцу в реализации его прав на получение льгот, пособий и компенсаций. В силу вышеизложенного, просил удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме.

Суд первой инстанции принял изложенное выше решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.

Поводом для обращения в суд истец указал незаконность действий ответчика не производящего ему выплаты компенсационной надбавки в момент назначения ему пенсии на несовершеннолетнего сына Андрея, 29.03.1982 года рождения.

Судом установлено, что нормативные акты, на которые в обоснование своих требований ссылается истец либо были признаны утратившими силу еще до назначения пенсии истцу, в связи с чем права на компенсации, предусмотренные этими нормативными актами у истца не возникло либо выплаты по ним возлагаются не на ответчика, а на иные органы государственной власти, однако трех годичный срок обращения в суд с требованиями к этим государственным органам пропущен без уважительных причин.

Так Указом Президента РФ от 09.08.1994 года № 1662 прекращено действие Указа Президента РСФСР от 18.12.1991 года № 296 «Об увеличении компенсационных выплат в 1991-1992 годах и порядке индексации денежных доходов населения в 1992 году»; Указов Президента РФ от 31.03.1992 года № 321 «О единовременных выплатах за апрель 1992 года и социальной защите отдельных слоев населения в 1992 году» и от 21.05.1992 года № 515 «О повышении размеров социальных пособий и компенсационных выплат в 1992 году», Указа Президента РФ от 20.04.1993 года № 466 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан», а также Указа Президента РФ от 05.02.1993 года № 189 «О размерах социальных пособий и компенсационных выплат семьям с детьми и другим категориям граждан».

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что действие указанных нормативных актов не распространяется на истца, поскольку они были признаны утратившими силу еще до назначения пенсии истцу 31.08.1994 года основан на материалах дела.

Иными нормативными актами, на которые указывает истец, такими как Указ Президента РФ от 10.12.1993 года № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» и Федеральными законами от 27.07.1995 года № 117-ФЗ «О повышении минимального размера пенсии, порядке индексации и перерасчета государственных пенсий в РФ» и от 01.08.1996 года № 107-ФЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования» на военные комиссариаты РФ какие-либо обязательства по выплате компенсаций военным пенсионерам не возложены.

Кроме того, общий срок исковой давности установленный законом в три года по этим требованиям как правильно указано судом, истцом пропущен без уважительных причин.

Доводы кассационной жалобы являются аналогичными мотивам обращения истца в суд, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права.

Материалы дела исследованы судом полно и объективно, всем обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела, дана надлежащая оценка. Процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 11.01.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий -       В.В. Ткаченко

Судьи -         Р.А. Хапачева

         В.М. Мейстер

Председательствующий - Ткаченко В.В.

Судьи - Хапачева Р.А. и Мейстер В.М.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея        В.М. Мейстер