Судья Поплавко Т.А. дело № 33-152 2011 год К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 18 февраля 2011 года г. Майкоп Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе: председательствующего - Ткаченко В.В. судей: Хапачевой Р.А. и Тхагапсовой Е.А. при секретаре – Меретуковой З.Д. рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Туова Руслана Зульевича на решение Майкопского городского суда от 18 января 2011 года, которым постановлено: – в удовлетворении иска Туова Руслана Зульевича к Министерству внутренних дел России, Министерству внутренних дел по Республике Адыгея об обязании в выдаче государственного жилищного сертификата отказать за необоснованностью. Заслушав доклад судьи Тхагапсовой Е.А., объяснения истца ТуоваР.З., поддержавшего доводы кассационной жалобы, мнение АрдановойС.Г. – представителя Министерства Внутренних дел по Республике Адыгея (по доверенности), полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Туов Р.З. обратился в суд с иском к МВД РФ и МВД по РА об обязании в выдаче государственного жилищного сертификата. В обоснование указал, что 27 сентября 2002 г. был уволен из внутренних дел с должности помощника начальника управления по кадрам при МВД по РА по достижению предельного возраста нахождения на службе с выслугой 17 лет 09 месяцев 14 дней. С 25 августа 2001 г. состоит в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по РА с пометкой «расширение», так как площадь квартиры, в которой он проживает со своей семьей, состоящей из 4-х человек, является недостаточной. Несмотря на то, что он является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010г.г., входящей в состав Федеральной Целевой программы «Жилище» на 2007г., был включен в очередь на получение сертификата на 2008 г., 2009 г., 2010 г., но государственный сертификат ему до настоящего времени выдан не был. Кроме того, в декабре 2009г. МВД по Республике Адыгея обязало его собрать документы на получение сертификата. Однако впоследствии до его сведения было доведено, что в 2010 году Министерством внутренних дел РФ Министерству внутренних дел по Республике Адыгея был выделен всего один жилищный сертификат. Поскольку неизвестно, будут ли продлены условия подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» на 2004-2010 г., и за период действия этой программы государственный жилищный сертификат он не получил, просил суд обязать ответчиков выдать ему государственный жилищный сертификат на семью в составе из 4 человек, как участнику подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты», входящей в состав Федеральной Целевой программы «Жилище» на 2010 год по Министерству внутренних дел по Республике Адыгея, путем доплаты за недостающую жилую площадь. В судебном заседании истец Туов Р.З. настаивал на удовлетворении исковых требований. Представитель ответчика МВД РФ, надлежаще извещенный о месте и времени судебного разбирательства в суд не явился. Представитель ответчика МВД по РА по доверенности Арданова С.Г. с заявленными исковыми требованиями не согласилась на том основании, что истцу никто не отказывал в выдаче жилищного сертификата, пояснила, что в первую очередь они выдаются тем, у кого нет жилья. В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить его исковые требования в полном объеме. Полагает, что суд неправильно истолковав закон, необоснованно отказал в удовлетворении его требований по тем основаниям, что он не предоставил суду доказательств того, что в реестре очередников он значится под №1, поскольку из п.п.44., 45 Правил следует, что государственный жилищный сертификат получен органом исполнительной власти и подлежит обязательной выдаче участнику подпрограммы на основании его заявления (рапорта) на выдачу. Все необходимые документы для получения Государственного жилищного сертификата истцом были предоставлены. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям. В соответствии со статьёй 30 Закона РФ «О милиции», сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005г. № 865 «О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» предусмотрена выдача государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством». Мероприятия по выдаче государственных жилищных сертификатов осуществляются в рамках Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. № 153 (далее - Правила). Из смысла и содержания вышеуказанных норм с учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.04.2007 № 5-П, следует, что законодательством предусмотрены две формы обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы и до 1 января 2005 года принятых на учет в муниципальных образованиях в соответствии с жилищным законодательством в качестве нуждающихся в жилых помещениях: путем выдачи государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также путем предоставления жилых помещений. Согласно Правилам, право на участие в подпрограмме имеют, в том числе, граждане, уволенные с военной службы (службы), и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до 1 января 2005 года; граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более. Пунктом 7 Правил установлено, что указанные социальные выплаты предоставляются в первую очередь гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации. В соответствии с п.8 Правил основанием для признания граждан не имеющими жилых помещений является: а) отсутствие жилых помещений для постоянного проживания; б) проживание в жилых помещениях специализированного жилищного фонда при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания; в) проживание на условиях поднайма или временных жильцов при отсутствии другого жилого помещения для постоянного проживания. Судом первой инстанции установлено, что Туов Р.З. 27 сентября 2002 г. был уволен из внутренних дел с должности помощника начальника управления по кадрам при МВД по РА по достижению предельного возраста нахождения на службе с выслугой 17 лет 09 месяцев 14 дней. В период прохождения службы 25 августа 2001 г. истец был включен в список нуждающихся в улучшении жилищных условий МВД по РА с пометкой «расширение», так как площадь квартиры, в которой он проживает со своей семьей состоящей из 4-х человек, признана недостаточной. Является участником подпрограммы «Государственные жилищные сертификаты» 2004-2010 гг., входящей в состав Федеральной Целевой программы «Жилище» на 2007 г. Кроме того, был включен в очередь на получение сертификата на 2008 г., 2009 г., 2010 г., но до настоящего времени государственный сертификат ему не выдан. Из материалов дела следует, что Туов Р.З. и его супруга Туова Т.Г. являются собственниками по ? доли каждый двухкомнатной квартиры общей площадью 52,3 м2, расположенной по адресу: <адрес>, в которой проживают со своими детьми – Туовой Бэллой и Туовым Русланом. Таким образом, истец имеет в собственности жилье, и имеет право на улучшение жилищных условий в виде расширения жилой площади с учетом ее социальных нормативов на каждого члена семьи. При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцом, имеющим в собственности жилье, при наличии права на расширение, не доказано право на получение государственного жилищного сертификата в первоочередном порядке. При этом в судебном заседании установлено, что государственный жилищный сертификат, полученный МВД по Республике Адыгея в 2010 году в единственном экземпляре при наличии списочного состава участников Программы в количестве 17 человек, был выдан ФИО5, которая не имеет жилого помещения для постоянного проживания. Указанное обстоятельство истцом в суде не оспаривалось. Довод кассационной жалобы, указывающий о праве истца на первоочередное получение государственного жилищного сертификата ввиду подготовки перечня всех необходимых документов, затребованных от него в связи с телеграммой начальника Департамента тыла МВД России Лукьянова В.В., в том числе обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения, нельзя признать состоятельными. Так, из материалов дела усматривается, что требование предоставить необходимые для получения сертификата документы, было продиктовано телеграммой, направленной в адрес министра МВД по Республике Адыгея, в соответствии с которыми было необходимо подтвердить право кандидатов на получение жилищных сертификатов. В связи с указанным у 6-ти кандидатов, в том числе и Туова Р.З., был истребован соответствующий пакет документов, по изучению которых государственный жилищный сертификат был распределен Теслевой С.П. С учетом указанного требование со стороны МВД по РА о предоставлении Туовым Р.З. необходимых документов является правомерным, и оно не может рассматриваться как основание для выдачи истцу жилищного сертификата. Также судом установлено, что истцу не было отказано в праве на получение жилищного сертификата либо в его выдаче, в связи с чем его право на улучшение жилищных условий не нарушено, и единовременная выплата должна быть предоставлена в порядке очередности. На основании изложенного судебная коллегия находит решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований Туова Р.З. законным и обоснованным, принятым в соответствии с требованиями норм материального права с соблюдением норм процессуального права, не подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь ст.ст. 360, 301 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А: решение Майкопского городского суда от 18 января 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу истца Туова Р.З. – без удовлетворения. Председательствующий –Ткаченко В.В. Судьи: Хапачева Р.А. и Тхагапсова Е.А. Копия верна: Судья Верховного Суда Республики Адыгея: Е.А. Тхагапсова