Судья Берзегов Б. В.Дело № 33–4792011 год
К А С С А Ц И О Н Н О ЕО П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 мая 2011 годаг. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Ткаченко В.В.
судей: Мейстер В.М. и Хапачевой Р.А.
при секретаре: Добриной Н. А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобеадминистрации муниципального образования «Гиагинский район» на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 05 апреля 2011 года, которым постановлено:
заявление прокурора Гиагинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Гиагинский район» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, удовлетворить.
Признать бездействие администрации МО «Гиагинский район» незаконным в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Гиагинский район» и четкому определению их количественно качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки.
Обязать главу администрации МО «Гиагинский район» совместно с заинтересованными органами провести инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Гиагинского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.09.2011г.
Утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Гиагинского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.09.2011г.
Принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Гиагинского района в срок до 01.09.2011г.
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., объяснения представителя ответчика администрации МО «Гиагинский район» по доверенности Малахова В.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения старшего помощника прокурора Гиагинского района Комаровой Т.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
прокурор Гиагинского района, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Гиагинский районный суд с заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Келермесское сельское поселение» незаконным.
В обоснование заявления указал, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки было установлено, что администрацией поселения не осуществляются в полной мере мероприятия, направленные на реализацию положений Лесного кодекса РФ. В частности, находящиеся на территории Гиагинского района, в том числе и территории МО «Келермесское сельское поселение», полезащитные лесополосы не приняты на баланс органами местного самоуправления. Администрацией поселения не предпринимается попыток по оформлению указанных участков в соответствии с ч. 3 ст. 225 ГК РФ как бесхозяйного недвижимого имущества.
Не решение вопроса о собственнике бесхозяйных лесополос может привести к незаконным рубкам, а также к невозможности выполнения противопожарных и санитарных мероприятий на территории поселения, утрате ими полезащитных функций, снижению плодородия почв, что нарушает права муниципалитета, а также неопределенного круга лиц.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО «Келермесское сельское поселение» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, общей площадью 27 га, расположенных в границах МО «Келермесское сельское поселение», занятых полезащитными полосами, посредством обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и обязать администрацию поселения обратиться в Гиагинский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РА с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков общей площадью 27 га, занятых полезащитными полосами и расположенных в границах поселения.
В ходе судебного разбирательства по заявлению прокурора в качестве заинтересованного лица была привлечена администрация МО «Гиагинский район» и были уточнены заявленные требования, согласно которым прокурор просил: признать бездействие администрации МО «Гиагинский район» незаконным в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Гиагинский район» и четкому определению их количественно качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки; обязать главу администрации МО «Гиагинский район» совместно с заинтересованными органами провести инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Гиагинского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.09.2011г.; утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Гиагинского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.09.2011г.; принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Гиагинского района в срок до 01.09.2011г.
В судебном заседании старший помощник прокурора Гиагинского района поддержал заявленные требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица – администрации МО «Гиагинский район» Малахов В.В. с заявленными требованиями не согласился, просил в удовлетворении заявления отказать. Свои возражения обосновал тем, что полномочия органов местного самоуправления определены федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанный закон не относит к вопросам местного значения содержание защитных лесополос. В силу указанного закона, осуществление органами местного самоуправление полномочий, напрямую не относящихся к вопросам местного значения, возможно только в порядке делегирования государственных полномочий, с передачей необходимых финансовых средств для их осуществления.
Полномочий по содержанию защитных лесополос на территории Гиагинского района администрации МО «Гиагинский район» не передавалось.
Просил в удовлетворении заявления прокурора отказать.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе администрация МО «Гигинский район» просит отменить решение Гиагинского районного суда от 05.04.2011 года. В обоснование жалобы ссылается на то обстоятельство, что возложение на администрацию МО «Гиагинский район» обязанностей, являющихся государственными полномочиями, не обеспеченными финансовыми средствами, является не законным и противоречит федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования прокурора Гиагинского района, суд первой инстанции исходил из того, что в силу п. 21 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу указанной нормы, а также в силу ст. 3.1. Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ», предусматривающей полномочия органов местного самоуправления по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, судом сделан вывод о том, что со стороны администрации района имеется бездействие, выразившееся в неприятии мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Гиагинского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, а также к длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти РА процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки.
Между тем, судебная коллегия приходит к мнению о том, что выводы суда первой инстанции не являются основанными на нормах действующего законодательства.
В соответствии с ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов местного значения муниципального района. Содержание полезащитных лесополос в указанный круг не входит.
Согласно ст. 19 названного закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным указанным Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
В силу п. 5 ст. 19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Пунктом 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Из материалов дела следует, что в установленном порядке осуществление государственных полномочий по содержанию полезащитных лесополос, муниципальному образованию «Гиагинский район» переданы не были. Финансирование для осуществления указанных полномочий также органами государственной власти Республики Адыгея не определено.
Мнение суда первой инстанции о том, что содержание полезащитных полос охватывается полномочиями органов местного самоуправления по организации и осуществлению мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, основано на ошибочном толковании норм материального права.
Ввиду неправильного толкования норм материального права и принятия решения при неправильном применении норм материального права, решение суда первой инстанции в соответствии с ст. 362 ГПК РФ подлежит отмене в части признания бездействия администрации МО «Гиагинский район» незаконным по непринятию мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Гиагинский район» и четкому определению их количественно качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах и в части возложения обязанности по устранению указанных недостатков в работе.
Учитывая, что в силу ст. 361 ГПК РФ суд кассационной инстанции при рассмотрении кассационных жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение, если обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся и дополнительно представленных доказательств, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение в отмененной части, не передавая дело на новое рассмотрение.
В соответствии с ч. 2 ст. 77 Земельного кодекса Российской Федерации в состав земель сельскохозяйственного назначения входят в числе прочего и древесно-кустарниковая растительность, предназначенная для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Согласно подпункту 10 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" планирование использования земель сельскохозяйственного назначения относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июня 2005 года N 362 "О передаче субъектам Российской Федерации федеральных государственных учреждений, расходовании и учете средств на предоставление субвенций из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию полномочий по осуществлению прав владения, пользования и распоряжения лесами, ранее находившимися во владении сельскохозяйственных организаций, их охраны, защиты и воспроизводства, а также распределении средств федерального бюджета, передаваемых в 2005 году органам государственной власти субъектов Российской Федерации в виде субвенций" и постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.09.2005 г. N 162 «О принятии в государственную собственность Республики Адыгея Федерального государственного учреждения «Адыгейское управление сельскими лесами» определено, что в государственную собственность Республики Адыгея передается федеральное государственное учреждение "Адыгейское управление сельскими лесами".
Согласно приложению 1 к названному постановлению Кабинета Министров Республики Адыгея, в состав имущества, передаваемого в государственную собственность Республики Адыгея, вошли полезащитные лесные полосы, в том числе – в Гиагинском районе площадью 1597 га.
Данное обстоятельство подтверждается имеющимся в материалах дела письмом заместителя министра сельского хозяйства Республики Адыгея от 22.03.2011 г., из которого следует, что до 2005 г. полезащитные лесополосы находились в ведении государственного учреждения Республики Адыгея «Адыгеясельлес», переименованного в дальнейшем в государственное учреждение Республики Адыгея «Адыгейский лесхоз», которое подведомственно Управлению лесами Республики Адыгея. Однако, Управление лесами Республики Адыгея, как учредитель данного учреждения, не приняло данные лесополосы в свое ведение.
Как следует из вышеизложенного, органами государственной власти Республики Адыгея лесополосы не переданы в установленном порядке в ведение органов местного самоуправления. Существует акт субъекта РФ, постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 26.09.2005 г. N 162 «О принятии в государственную собственность Республики Адыгея Федерального государственного учреждения «Адыгейское управление сельскими лесами», который является действующим, и которым определен орган, в ведение которого переданы лесополосы.
При таких обстоятельствах требование прокурора о признании незаконным бездействия администрации МО «Гиагинский район» в части непринятия мер к инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними, расположенных на территории МО «Гиагинский район», определению их количественно качественного состояния, порядка осуществления в них лесохозяйственных работ, а также об обязании выполнения этих работ на муниципальные органы нельзя признать обоснованным, поскольку названным актом Кабинета Министров Республики Адыгея определен орган, уполномоченный исполнять перечисленные функции.
То обстоятельство, что Управление лесами по Республике Адыгея придерживается иной точки зрения относительно возможности осуществления им функций, возложенных на подведомственные учреждения, не свидетельствует об отсутствии оснований исполнять нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации до иного регулирования правоотношений.
При таких условиях, с учетом того, что органом местного самоуправления осуществление государственных полномочий по содержанию полезащитных насаждений не переданы в установленном порядке, отсутствует решение о возмещении расходов за выполнение указанных работ, в республиканском правовом акте определен орган, уполномоченный осуществлять функции по содержанию полезащитных лесополос, в удовлетворении требований прокурора в исследуемой части следует отказать.
В части возложения на администрацию муниципального образования «Гиагинский район» обязанности принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Гиагинского района в срок до 01.09.2011 г. решение суда первой инстанции, по мнению коллегии, следует оставить без изменения.
При этом суд кассационной инстанции исходит из того, что лесополосы находятся на территории муниципального района. Их ненадлежащее содержание должно интересовать орган самоуправления, в силу чего им предоставлена возможность постановки вопроса на разрешение государственных органов власти. Суду не представлены доказательства тому, что МО «Гиагинский район» каким-либо образом инициировал вопрос о содержании лесополос. При таких условиях, с учетом предоставленного органам местного самоуправления права законодательной инициативы в соответствии с ст. 71 Конституции Республики Адыгея, ст. 84 постановления Государственного Совета-Хасэ Республики Адыгея от 26.07.2006г. № 135-ГС «О регламенте Государственного Совета – Хасэ Республики Адыгея», а также права на внесение проектов правовых актов, предложений на рассмотрение иных органов государственной власти, признание бездействия МО «Гиагинский район» по инициированию вопроса о содержании лесополос и возложению соответствующей обязанности, следует признать правильным.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия:
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гиагинского районного суда от 5 апреля 2011 года о признании бездействия администрации МО «Гиагинский район» незаконным в части непринятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории МО «Гиагинский район» и четкому определению их количественно качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения текущей сохранности, а также в части возложения обязанности на главу администрации МО «Гиагинский район» совместно с заинтересованными органами провести инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Гиагинского района, в рамках которой уточнить их количественный и качественный состав (площадь, состав древостоя, рядность, состояние), составить схемы земельных участков, занятых лесополосами в срок до 01.09.2011г.; утвердить порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Гиагинского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния в срок до 01.09.2011г. отменить и вынести в отмененной части новое решение, которым в удовлетворении указанных требований прокурору Гиагинского района отказать.
В части признания бездействия по длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на полезащитные лесополосы на территории Гиагинского района, обязания принять меры по инициированию в установленном порядке перед органами государственной власти Республики Адыгея процедуры разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Гиагинского района в срок до 01.09.2011 г. решение Гиагинского районного суда оставить без изменения
Председательствующий: Ткаченко В. В.
Судьи: Мейстер В. М. и Хапачева Р. А.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики АдыгеяР. А. Хапачева