Судья Богус Ю.А. Дело № 33-595 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14.06.2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Мейстер В.М.
судей – Тхагапсовой Е.А. и Хапачевой Р.А.
при секретаре – Добриной Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя истицы Головко А.А. – Сайфутдинова Ф.В. на решение Майкопского городского суда от 16.05.2011 года, которым постановлено:
– в удовлетворении иска Головко Александры Александровны к Министерству образования и науки Республики Адыгея и Администрации МО «Город Майкоп» о взыскании безвозмездной ссуды на приобретение жилья, отказать ввиду необоснованности заявленных требований.
Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения представителя Головко – Сайфутдинова Ф.В. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы об отмене решения суда, возражения представителя ответчика администрации МО «Город Майкоп» по доверенности Христенко З.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Головко А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Министерству образования и науки <адрес> и Администрации МО «Город Майкоп» о взыскании безвозмездной ссуды на приобретение жилья в сумме 686 400 рублей.
В обоснование своих требований пояснила, что она является сиротой, родилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее мать была лишена родительских прав. Отец не известен. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на содержании в Адыгейской республиканской школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящее время не имеет жилья на праве собственности или закрепленного на праве пользования жилого помещения. Состоит на учете граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации МО «Город Майкоп» с ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей составом семьи 1 человек, так же она включена в список претендентов по муниципальному образованию «Город Майкоп» на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в соответствии с постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009 г. №74 «О порядке осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений» с даты постановки на жилищный учет. В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ № 159 - ФЗ от 21.12.1996г. с изменениями и дополнениями от 22.08.2004г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот, а так же лиц из числа детей сирот, а также детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливается законодательством субъектов РФ, и относится к расходным обязательствам субъектов РФ. Указом президента РА от 25.10.2004г. № 93 «О мерах по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленных жилых помещений», утверждено Положение аналогичным названием. Согласно п. 2 указанного Положения, при отсутствии жилого фонда, этой категории граждан, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилого помещения жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии с п. 3 указанного Положения, размер предоставляемых безвозмездных субсидий на приобретение жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя их социальной нормы общей площади жилья в расчете 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, 42 квадратных метра на семью из двух человек, 33 квадратных метра, на одиноко проживающих граждан и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленной Госстроем РФ. В соответствии с постановлением Кабинета Министров РА от 21.04.2009г. № 74 «О порядке осуществления государственных полномочий РА по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений». Согласно п. 10 указанного Постановления по желанию получателя жилья при отсутствии необходимого жилищного фонда ему может быть предоставлена на основании надлежаще оформленного заявления социальная выплата на приобретение жилого помещения площадью не ниже установленных социальных норм в порядке, установленном в соответствии с приложением №1 к настоящему Порядку. Согласно п. 12, 13, 14 указанного Постановления средства на обеспечение жильем детей-сирот ежегодно предусматриваются в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета РА. Субвенции на обеспечение жильем детей-сирот предоставляются местным бюджетом в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования, предусмотренных на указанные цели в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета РА. В случае если средства, предусмотренные в Республиканском фонде компенсаций республиканского бюджета РА на обеспечение жильем детей-сирот на текущий исчерпаны, недостающий объем финансовых средств на эти цели предусматривается в Республиканском фонде компенсации республиканского бюджета РА на следующий год. Согласно Приказу Министерства регионального развития РФ от 21.01.2011 г. № 10 среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилой площади по РА составляет <данные изъяты> рублей. Просила суд взыскать солидарно с Министерства образования и науки РА и Администрации МО «Город Майкоп» социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей. А также просила суд взыскать с Министерства образования и науки РА и Администрации МО «Город Майкоп» судебные расходы в сумме <данные изъяты> рублей.
Суд первой инстанции принял изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить, ввиду его незаконности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истица родилась ДД.ММ.ГГГГ. Решением Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истицы лишена родительских прав, отец не известен. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на содержании в Адыгейской республиканской школе-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована в интернате в а. <адрес>. Проживает в общежитии ГОУ НПО ПЛ № в комнате № по <адрес>.
Согласно выписки из протокола № заседания комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ истица признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, как относящуюся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ДД.ММ.ГГГГ и в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность.
Разрешая спор и отказывая истице в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ее право на предоставление жилого помещения ответчиком не нарушено, поскольку не наступил срок исполнения обязательства и на момент рассмотрения дела она не лишена социальной защиты со стороны государства.
При этом суд руководствовался ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которой предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Статья 57 ЖК РФ также предусматривает право на внеочередное предоставление жилья истице, как относящейся к категории граждан детей-сирот.
Однако истица предъявила требования не о внеочередном предоставлении ей жилья по договору социального найма, а о внеочередном предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья в собственность.
Вместе с тем вопросы выдачи субсидий на приобретение жилья детям-сиротам регулируется только законодательством субъекта.
Так, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 21.04.2009 года № 74 определен «Порядок осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, пунктом 11 которого установлено, что ежегодно к 1 июня органы местного самоуправления представляют в Министерство образования и науки Республики Адыгея сведения о состоящих на учете на улучшение жилищных условий детях-сиротах для расчета средств, необходимых для обеспечения жильем детей-сирот.
Списки претендентов на получение выплат формируются органами местного самоуправления и включают детей-сирот, состоящих у них на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и подавших заявление на имя главы администрации муниципального образования о включении их в список претендентов. Списки претендентов на получение выплат формируются в той же хронологической последовательности, в какой граждане были приняты на жилищный учет.
С учетом положений приведенных норм и того обстоятельства, что истица включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в собственность в установленном законом порядке, суд пришел к правильному выводу о том, что право на предоставление жилого помещения у истицы, как лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не нарушено. В связи с этим суд обоснованно признал требование истицы включенной в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья с 25.02.2011 года о понуждении ответчика предоставить ей безвозмездную ссуду на приобретение жилья преждевременным.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным, принятым с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 16.05.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий – В.М. Мейстер
Судьи – Е.А. Тхагапсова
Р.А. Хапачева
Председательствующий – Мейстер В.М.
Судьи – Тхагапсова Е.А. и Хапачева Р.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея В.М. Мейстер