Судья Попалвко Т. А. Дело № 33-721 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
15 июля 2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Ткаченко В.В.
судей: Мейстер В. М. и Хапачевой Р.А.
при секретаре: Меретуковой З. А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Управления вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда от 15 июня 2011 года, которым постановлено:
иск Савич Виктора Николаевича к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея, Управлению вневедомственной охраны при МВД по Республике Адыгея о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» - удовлетворить.
Признать Савич Виктора Николаевича и членов его семьи участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р.А., объяснения представителя ответчика Управления вневедомственной охраны при Министерстве внутренних дел Республики Адыгея по доверенности Шавва С. А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснения истца Савич В. Н., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы ввиду ее необоснованности и полагавший решение суда законным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Савич В.Н. обратился в Майкопский городской суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Адыгея, Управлению вневедомственной охраны при МВД по Республике Адыгея о признании участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством». В обоснование иска указал, что 08 апреля 2011 он был уволен из Управления вневедомственной охраны при МВД по Республике Адыгея. Общая продолжительность его военной службы по контракту и службы в органах внутренних дел содержащихся за счет федерального бюджета составляет 12 лет 5 месяцев 19 дней. С ДД.ММ.ГГГГ состоит на индивидуальном жилищном учете сотрудников ОВО при УВД по г. Майкопу, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью. В связи с переходом из ОВО при УВД по г. Майкопу в УВО при МВД по РА, ДД.ММ.ГГГГ он повторно поставлен в очередь на получение жилья с внесением изменений в контрольный список сотрудников УВО при МВД по РА нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ его семья в составе 3 человек состоит в очереди нуждающихся в получении жилого помещения в администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея. До настоящего времени жилого помещения для постоянного проживания не имеет. В включении его с членами семьи в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» ему было отказано. В обоснование отказа указано, что Приказ МВД России от 24 мая 2003 года № 345 «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределение жилой площади в органах внутренних дел» продолжает действовать в отношении порядка ведения учета, нуждающихся в улучшении жилищных условий сотрудников МВД России, произведенного до ДД.ММ.ГГГГ и так, как он поставлен на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий, в администрации муниципального образования «Город Майкоп» с ДД.ММ.ГГГГ, то ему рекомендовано обратится по месту постановки на жилищный учет. Считает данный отказ неправомерным и просит суд признать его и членов его семьи участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Истец Савич В.Н. и его представитель по доверенности Богус З.Н. в судебном заседании поддержали исковые требования в полном объеме. Просили иск удовлетворить и дали пояснения соответствующие описательной части решения.
Представитель ответчика Министерства внутренних дел по Республике Адыгея по доверенности Чич Н.А. возражала против удовлетворения иска и пояснила, что действующим законодательством не предусмотрен порядок включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» лиц, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 г..
Представитель управления вневедомственной охраны при МВД по Республике Адыгея Шавва С.А. также возражал против иска по тем же основаниям, что представитель МВД по РА.
Суд первой инстанции постановил изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Управления вневедомственной охраны при МВД по РА просит решение суда отменить и в обоснование указывает на то, что в соответствии с п. 5 Программы право на участие в подпрограмме имеют граждане, уволенные с военной службы и приравненные к ним лица, вставшие в органах местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.
Судом первой инстанции установлено, что истец проходил службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации в течение 5 лет 5 месяцев 2 дня, и в органах внутренних дел Российской Федерации в течение 7 лет и 17 дней. Общая продолжительность его военной службы и службы в органах внутренних дел составляет 12 лет 5 месяцев 19 дней.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлен на жилищный учет сотрудников ОВО при УВД по г. Майкопу, нуждающихся в улучшении жилищных условий и обеспечения их жилой площадью.
В связи с переходом истца на другое место службы из ОВО при УВД по г. Майкопу - в УВО при МВД по РА, жилищно-бытовой комиссией УВО при МВД по Республике Адыгея ДД.ММ.ГГГГ он вновь поставлен в очередь на получение жилья, с внесением изменений в контрольный список сотрудников УВО при МВД по РА нуждающихся в улучшении жилищных условий
Также Савич В.Н. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и состоит в очереди с 13.10.2006 года составом своей семьи в администрации муниципального образования «Город Майкоп» Республики Адыгея.
Согласно Постановлению Правительства РФ №153 от 21.03.2006 года «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», срок действия которого продлен Распоряжением Правительства РФ от 28.12.2009 года №1996-р «О продлении сроков реализации Федеральной целевой программы «Жилище» и входящих в ее состав подпрограмм до 2015 года, истец относится к категории граждан, указанной в п.5 п.п. «а» Постановления
Так, вышеуказанным нормативным актом предусмотрено, что право на участие в подпрограмме имеют сотрудники органов внутренних дел РФ, содержащихся за счет федерального бюджета и увольняемые со службы по достижению ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении 10 лет и более.
Оснований для отказа в признании гражданина участником подпрограммы, указанным в пункте 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 -2010 годы, судом не установлено.
Вывод суда первой инстанции о том, что доводы УВО при МВД по РА и МВД по РФ, о том, что в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, принятым Федеральным законом от 29.12.2004 года №188-ФЗ ведомственный жилищный учет не предусмотрен с 01 марта 2005 года, и истцу необходимо обращаться с заявлением по месту постановки на жилищный учет, т.е. в администрацию муниципального образования «Город Майкоп», являются основанными на неверном толковании норм материального права, следует признать правильными.
Суждения суда первой инстанции, согласно которым Постановление РФ от 21 марта 20006 года №153 регулируют особый вид правоотношений между государством и отдельными категориями граждан, связанный не с предоставлением жилья в натуре, как это предусмотрено жилищным законодательством, ввиду чего требование о постановке на учет до 01 января 2005 года на истца не распространяется, а с предоставлением субсидии на приобретение жилья, право на получение которой, удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Довод кассационной жалобы о том, что Савич В.Н. встал на учет нуждающихся только в 2006 году в связи с чем не имеет права на получение сертификата, подлежит отклонению по мотивам, изложенным в решении суда.
Суд правомерно отклонил доводы ответчиков о том, что истец состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий только в администрации МО «Город Майкоп», поскольку он противоречит представленным доказательствам - протоколу № 1 заседания жилищно-бытовой комиссии ОВО при УВД г. Майкопа от 27.12.2006 года и списку сотрудников УВО при МВД по РА находящихся на жилищном учете, направленном в адрес Министра внутренних дел по РА 09.10.2009 года. Кроме того, факт того, что в МВД по РА ведется жилищный учет граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий и признанных таковыми после 1 марта 2005 г. также подтверждается данными списками.
В соответствии с пунктами 18, 19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов подача заявлений (рапортов) и постановка на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение субсидий), производится в органы, которые осуществляют выдачу сертификатов, то есть в данном случае в органы МВД РА.
В силу п.п. «а» п. 18 Правил гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах "а" и "б" пункта 5 настоящих Правил, к которым относится истец (абз. 3 п.п «а» п.5 Правил), выдачу сертификатов осуществляют - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба (служба) (далее - федеральные органы исполнительной власти).
Кроме того, выдача жилищного сертификата указанным органом исполнительной власти Правилами не поставлена в зависимость от нахождения на жилищном учете именно в данном органе, а является лишь доводом ответчика, основанном на неправильном толковании закона, а именно п. 19 Правил.
Согласно п. 19 Правил для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме.
Таким образом, формулировка в п.п.18, 19 : «в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» относится только к органам местного самоуправления и не распространяется на воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее -подразделения), поскольку в п. 18 Правил требование «в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий» распространяется только в отношении органов исполнительной власти субъектов РФ и только в отношении категории граждан, предусмотренных п.п. «в-з».
При таких условиях, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, для отмены или изменения принятого по делу решения, ввиду чего в удовлетворении кассационной жалобы следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда от 15 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Ткаченко В.В.
Судьи: Мейстер В. М. и Хапачева Р.А.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева