Судья Зубков Г.А. Дело № 33 – 746 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 августа 2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Бзегежевой Н.Ш.
судей: Сиюхова А.Р. и Хапачевой Р. А.
при секретаре: Добрина Н.А.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Величко В.Б. на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 21 июня 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Величко В.Б. к Военному комиссариату <данные изъяты> о взыскании недоначисленной суммы пенсии в размере 59 408,13 руб. и судебных расходов в размере 720 р., отказать
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р. А., пояснения представителя истца Величко В.Б.по доверенности Ильина В.И., поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Величко В.Б. обратился в суд с исковым заявлением к Военному комиссариату <данные изъяты> о взыскании суммы недополученной пенсии. В обоснование иска указал, что приказом главнокомандующего Сухопутных войск №01086 от 19.11.1990 г. он был уволен из Вооруженных Сил СССР с должности «<данные изъяты>» Закавказского военного округа. Выслуга лет в календарном исчислении составила более 27 лет. На основании Закона СССР №1467-1 от 28.04.1990 г. «О пенсионном обеспечении военнослужащих», размер пенсии устанавливался с 01.01.1991г., исходя из должностного оклада 210 руб., а с 01.01.1992 г.-1168 руб. при надлежащем, по мнению истца - 1187,50 руб. Ежемесячная недоплата составляла 14,87 р. на протяжении 7 месяцев. Военным комиссариатом РА Величко В.Б. была установлена пенсия, исходя из должностного оклада 4180руб., при надлежащем, по мнению истца, окладе 4455 руб. и составляла 6078р., тогда как необходимо было начислить 6329,05руб. Недоплата составила 209,69руб. (5303,19 -5093,50) ежемесячно на протяжении трех месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 14.10.1992 г №783 устанавливалось увеличение окладов по должности и воинскому званию с 01.11.1992 г. в 1,5 раза, тогда как работниками Военного комиссариата на указанную дату произведено увеличение пенсии в 1,3 раза, что составило 6621,55 руб., при надлежащей 7954,78 руб. Недоплата составляла 1333,23руб. в течение 2-х месяцев.
Постановлением Правительства РФ от 27.01.1993 г. №65 были установлены новые размеры окладов по «типовым» должностям с 01.01.1993 г., с предоставлением права МО РФ применительно к ним устанавливать оклады и по остальным должностям. В примечании к этому приказу указывалось, что тарифные разряды определяются исходя из размеров должностных окладов, предусмотренных в штатах с 1 февраля 1992 г. С 01.02.1993 г. по 30.06.2002 г. выплата пенсии исчислялась из должностного оклада по 0710 тарифному разряду, при надлежащем 1005. Несоответствие по исчислению пенсии из неправомерно заниженного должностного оклада происходило до 31.08.2003 г.- времени установления нового размера оклада по должности на основании списка № 2 от 22.07.2003 г., протарифицированного ГФЭУ по 24 разряду. Доплату Военный комиссариат РА произвел лишь за период с 01.07.2002 г по 31.08.2003 г., тогда как задолженность по пенсии возникла с 01.01.1992 г. Просил взыскать с Военного комиссариата <данные изъяты> недоначисленную за период с 01.01.1992 г. по 28.02.1998 г. сумму пенсии с индексацией её за период с 01 06.2010г. в размере 59408 руб. 13 коп., а также судебные расходы в размере 720 руб.
В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить в полном объеме.
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе истец Величко В.Б. просит решение суда отменить и передать дело на новое рассмотрение. При этом ссылается на то, что судом не дана должная оценка Указаниям Центрального Финансового управления Минобороны СССР, в которых данные по должностным окладам имеют заниженные размеры в сравнении с установленными нормативными актами по «типовой» должности «командира батальона», размер оклада которого был равен его окладу – «начальника 1015 командного пункта» Закавказского военного округа. Считает ссылку суда на указания Главного Управления военного бюджета и финансирования МО РФ несостоятельной, так как в п. 4 Примечания к ним изложено: для занимавших до 1991 г. должности командиров батальона и им равные по тарификации оклад устанавливается в размере 19 000р. Суд не учел тот факт, что новый размер окладов по должности и по воинскому званию установлен не с 1 февраля, а с 1 января, как предписано Постановлением Правительства РФ. Судом не дана оценка действиям Военного комиссариата по недоплате задолженности за июль-август 2002 года на основании списка тарификации ГФЭУ МОРФ, определившего оклад по его должности с 01.07.2002г. по 24 тарифному разряду.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела приказом главнокомандующего Сухопутных войск №01086 от 19.11.1990 г. истец был уволен из Вооруженных Сил СССР, с должности начальника командного пункта, с 26.12.1990г. Пенсия по линии Министерства обороны СССР была назначена истцу с 01.01.1991г., исходя из должностного оклада в размере 210 руб., указанного в расчетной книжке.
Также установлено, что согласно Указу Президента СССР, от 19 декабря 1991 года № УП-3074 с 01.01. 1992 года размер пенсии Величко В.Б. был увеличен до 1840 рублей, исходя из должностного оклада 1168 руб., исчисленного на основании расчетных данных, разработанных с учетом уровня повышения должностных окладов соответствующих категорий военнослужащих, состоящих на службе, которые были приведены в Указании Центрального Финансового управления Минобороны СССР от 25 декабря 1991 года № 180/13/1-8444.
Обращаясь в суд с требованием о признании неправомерными действий по исчислению пенсии с ДД.ММ.ГГГГ, исходя из должностного оклада в размере 1168 руб., и необходимости перерасчета пенсии с 01 января 1992 года исходя из должностного оклада в размере 1187, 5 руб., а также требования о признании неправомерными действий по перерасчету пенсий с 1 августа 1992 г. и 1 ноября 1992 года, истец указал, что размер должностного оклада, принимаемый Военным комиссариатом РА при исчислении его пенсии в указанный период, по мнению истца и его представителя, должен был соответствовать среднему уровню денежного содержания соответствующих категорий военнослужащих, т.е. военнослужащим, состоящим на военной службе в должности, занимаемой истцами на момент увольнения, т.е. «начальник командного пункта», а впоследствии должен был изменяться одновременно с увеличением должностных окладов действующих военнослужащих.
Из анализа действующего законодательства Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих», Постановления Совета Министров СССР, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что в указанные периоды времени законодательство не предусматривало обязанность пенсионных органов по пересмотру размеров пенсий военных пенсионеров одновременно с увеличением размера денежного довольствия военнослужащих, и устанавливало иной механизм увеличения размеров пенсий (индексация исходя из стоимости жизни и роста заработной платы).
Доводы жалобы о неправильном перерасчете пенсии были предметом оценки суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия считает правильным согласиться.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения судебного решения коллегией не усматривается, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.361, 362, ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 21 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Бзегежева Н.Ш.
судьи: Сиюхов А.Р. и Хапачева Р.А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Р.А. Хапачева