Судья Берзегов Б.В. дело № 33-840 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 августа 2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Кулинченко О.М.
судей: Сиюхова А.Р. и Бзегежевой Н.Ш.
при секретаре Нефляшеве А.Ю.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе истца Дрыковой <данные изъяты> на решение Гиагинского районного суда от 28 июня 2011 года, которым постановлено:
Дрыковой <данные изъяты> в восстановлении права застройщика на выделенный участок по ул. Пионерской, 12 на основании постановления №329 от 23.07.2002 года «Об изъятии у гражданина ФИО1 земельного участка для строительства жилого дома и предоставить в аренду Дрыковой Н.Н. и отменить существующее постановление №125 от 21.10.2010 года и признании за ней права собственности на данный участок» отказать.
Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснения истца Дрыковой Н.Н., поддержавшей доводы кассационной жалобы, мнение представителя администрации МО «Гиагинский район» Шпарь В.Л. (по доверенности), полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Дрыкова Н.Н. обратилась с иском о восстановлении права застройщика на выделенный участок по ул. <адрес> № к администрации МО «Гиагинское сельское поселение», отделу имущественных отношений МО «Гиагинский район» на основании постановления №329 от 23.07.2002 года «Об изъятии у гражданина ФИО1. земельного участка для строительства жилого дома и предоставлении в аренду Дрыковой Н.Н.», отмене существующего постановления №125 от 21.10.2010 года и признании за ней право собственности на данный участок.
В обоснование указала, что на основании постановления №329 от 23.07.2002 года ей был передан в аренду земельный участок для строительства жилого дома по ул. <адрес>, №. Однако, постановлением от 21.10.2010г. №125 были отменены пункты 2 и 3 постановления №329 от 23.07.2002 г. в связи с нарушением земельного Кодекса. В регистрации права собственности ей было отказано. Неоднократные попытки урегулировать данный вопрос с администрацией были безрезультатными. Просила заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В судебном заседании истец Дрыкова Н.Н. поддержала свои требования, просила их удовлетворить.
Представитель администрации МО «Гиагинский район» Шпарь В.Л. иск не признал, объяснил, что постановление от 23.07.2002 №329 издано с нарушением Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков для строительства в собственность без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах). Требования закона при издании постановления не были соблюдены: на момент предоставления земельного участка не существовало плана застройки, отсутствовала предварительная публикация в средствах массовой информация о выделении земельного участка, что недопустимо.
Представитель МО «Гиагинское сельское поселение» Харченко Л.М. в судебном заседании согласилась с мнением представителя администрации МО «Гиагинский район», просила в удовлетворении иска отказать.
Суд принял изложенное выше решение.
В кассационной жалобе истец Дрыкова Н.Н. просит решение суда отменить и направить дело на новое рассмотрение. При этом полагает ошибочным вывод суда о том, что на протяжении более 3-х лет на спорном земельном участке не проводились работы, поскольку данное не соответствует обстоятельствам дела. Обращает внимание, что в регистрации права собственности на земельный участок отказано в связи с допущенными администрацией нарушениями законодательства. Более того, неоднократные обращения в администрацию с просьбой исправить ошибки были безрезультатны.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В статье 28 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или аренду.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ - предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9,10 и 11 настоящего Кодекса.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении иска, исходил из требований статьи 284 ГК РФ в соответствии с которой земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, при условии, что он не используется для соответствующей цели в течении трех лет, если более длительный срок не установлен законом. Кроме того, препятствием в предоставлении истцу Дрыковой Н.Н. спорного земельного участка посчитал нарушения требований ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусматривающей процедуру продажу земельных участков для жилищного строительства или продажу права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства.
Однако, с данными выводами судебная коллегия не может согласиться.
Как установлено судом первой инстанции, постановлением № 329 от 23.07.2002 года земельный участок для строительства жилого дома по ул. <адрес>, № был изъят у ФИО1. и передан в аренду Дрыковой Н.Н. Из текста постановления главы администрации МО «Гиагинский район» № 125 от 21.10.2010 года следует, что отменены пункты 2 и 3 постановления № 329 от 23.07.2002 года в связи с нарушением земельного законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию.
На основании пункта 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Пунктом 3 ст. 31 ЗК РФ на органы местного самоуправления городских или сельских поселений возложена обязанность информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
Указанные требования законодательства администрацией МО «Гиагинский район» при формировании и предоставлении земельного участка не соблюдены: не размещалась информация в средствах массовой информации, не проводились торги, конкурсы и аукционы, тем самым нарушены принципы справедливости, публичности.
Судебная коллегия считает необходимым отметить, что оформление и выдача земельно-правовых документов возложена на исполнительные органы власти, таким образом, порядок предоставления истцу земельного участка для индивидуального жилищного строительства (продажа либо продажа права на заключение договоров аренды) органом местного самоуправления соблюден не был.
Вышеприведенные нормы земельного законодательства предполагают, что до передачи земельного участка на торги он должен быть сформирован, то есть, проведены работы по установлению границ земельного участка, осуществлен его кадастровый учет, определено разрешенное использование земельного участка, а также технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и т.д.
Из материалов дела усматривается, что процедура по формированию данного земельного участка окончена 29 апреля 2011 года, таким образом, на момент предоставления Дрыковой Н.Н. спорного участка необходимых документов не имелось.
Между тем, Дрыковой Н.Н. в суд кассационной инстанции предоставлены документы: анкета застройщика с проектом жилого дома от 13 сентября 2002 года, подтверждающие оплату проекта газификации домовладения и проведения газифицирующей линии (квитанции к приходно-кассовым ордерам № 26 от 14 января и № 66 от 02 июля 2006 года свидетельствующие о внесении ею денежных средств), личное заявление на имя главы администрации МО «Гиагинский район» о выделении земельного участка от 11 ноября 2010 года.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать правильным.
В силу ст. 362 ГПК РФ неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, является безусловным основанием для отмены решения суда.
Поскольку судом первой инстанции не в полном объеме определены юридически значимые обстоятельства, то судебная коллегия лишена возможности разрешить спор по существу.
Таким образом, доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, и, с учетом изложенного, решение Гиагинского районного суда от 28 июня 2011 года не может быть признано законным и подлежит отмене, с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции необходимо учесть изложенное, правильно определить юридически значимые обстоятельства и разрешить спор с соблюдением норм материального права и процессуального закона.
Руководствуясь ст.ст. 361, 362, 367 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Гиагинского районного суда от 28 июня 2011 года отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий: О.М. Кулинченко
Судьи: А.Р. Сиюхов
Н.Ш. Бзегежева