Судья Тлиш А.Д. дело № 33-863 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 августа 2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Мейстер В.М.
судей: Хапачевой Р.А. и Сиюхова А.Р.
при секретаре: Бурда А.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика по делу – администрации муниципального образования «Красногвардейское сельское поселение» на решение Красногвардейского районного суда от 08 июля 2011 года, которым постановлено:
- заявление прокурора Красногвардейского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации МО «Красногвардейское сельское поселение» - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Красногвардейское сельское поселение», выразившееся в неисполнении требований Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года в части не принятия мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Обязать администрацию муниципального образования «Красногвардейское сельское поселение» в соответствии с требованиями Федерального Закона «О погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 01 января 2012 года.
Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., объяснения Бушиной О.А. – представителя администрации МО «Краснодарское сельское поселение» (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы и просившей решение суда первой инстанции отменить и вынести новое, которым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований, мнение прокурора Корчевникова Д.А., полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Красногвардейского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о признании бездействия администрации МО «Красногвардейское сельское поселение», выразившееся в неисполнении требований Федерального Закона «о погребении и похоронном деле» № 8-ФЗ от 12 января 1996 года в части не принятия сер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела. В обоснование указал, что в ходе проведенной проверки по обращению Нагорного Г.Г. в деятельности администрации МО «Красногвардейское сельское поселение» установлено, что администрацией МО «Красногвардейское сельское поселение» до настоящего времени не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела. Организация похоронного дела в муниципальном образовании осуществляется ЗАО «Военно-мемориальная компания» в соответствии с заключенным договором № 3 от 01 января 2010 года на выполнение работ по содержанию и ремонту мест захоронения и производству похоронно-ритуальных услуг на кладбищах МО «Красногвардейское сельское поселение». Однако, надлежащий учет произведенных захоронений не ведется, в пункте приема заказов с. Красногвардейского, действующего от имени ЗАО «Военно-мемориальная компания» ведется учет только тех умерших, родственники которых обратились за оказанием ритуальных услуг. При осуществлении захоронений не соблюдаются требования санитарно - эпидемиологических правил, осуществляются захоронения на центральном кладбище с. Красногвардейского, закрытого для захоронений более 25 лет, без предварительного согласования и получения разрешения на захоронение с органом местного самоуправления. Указывая на то, что отсутствие специализированной службы затрагивает интересы неопределенного круга лиц, просит признать бездействие администрации МО «Красногвардейское сельское поселение» по невыполнению Федерального закона «О погребении и похоронном деле» незаконным и возложить обязанность создать специализированную службу по вопросам похоронного дела в срок до 01 января 2012 года.
В судебном заседании помощник прокурора Красногвардейского района Алексейцева Е.В. поддержала заявленные требования в полном объеме.
Бушина О.А. – представитель ответчика администрации МО «Красногвардейское сельское поселение» заявленные требования не признала.
Суд постановил означенное выше решение.
В кассационной жалобе И.о. главы муниципального образования «Красногвардейское сельское поселение» просит решение суда первой инстанции отменить в виду его незаконности. При этом ссылается на то, что организация и содержание самостоятельной службы по вопросам похоронного дела потребует значительных материальных и денежных затрат, которые не заложены в бюджете муниципального образования на 2011 год.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель ответчика дополнила требования кассационной жалобы и просила вынести новое решение, которым отказать прокурору в заявленных требованиях.
В возражениях на кассационную жалобу прокурор, участвующий в деле просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба – без удовлетворения.
Удовлетворяя требования прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией МО «Красногвардейского сельского поселения» специализированная служба по вопросам похоронного дела не создавалась.
Между тем, ст. 26 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" устанавливает, что гарантии осуществления погребения умершего реализуются путем организации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. При этом организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.
Пунктами 1 и 4 ст. 18 указанного закона установлено, что общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, которые определяют порядок деятельности таких кладбищ.
Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. ст. 14-16 устанавливает, что к вопросам местного значения поселений, муниципальных районов, городских округов относится содержание мест захоронения, находящихся на соответствующих территориях поселений, муниципальных районов, городских округов, и организация ритуальных услуг. Согласно ст. 50 этого же Закона в собственности муниципальных образований могут находиться имущество, включая земельные участки, находящиеся на территории соответствующего муниципального образования, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения.
Таким образом, вопрос о предоставлении муниципальным образованиям материальной базы для возможности организации похоронного дела, урегулирован на законодательном уровне.
С учетом приведенных выше законодательных норм, оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии бездействия администрации МО "Красногвардейское сельское поселение", выразившегося в непринятии мер к созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что в бюджете муниципального образования на 2011 год не заложены необходимые денежные средства не может послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции и подлежат отклонению, поскольку противоречат указанным нормам материального права и не имеют правового значения.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным. Основания, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения судебного постановления, отсутствуют, в связи с чем решение подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Красногвардейского районного суда от 08 июля 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий: Мейстер В.М.
судьи: Хапачева Р.А. и Сиюхов А. Р.
Копия верна:
судья Верховного Суда
Республики Адыгея А.Р. Сиюхов