признание действия незаконными



Судья Туркова А.Н.            Дело № 33 - 963                   2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

6 сентября 2011 года                                     г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.

судей – Панеш Х.Е., Богатыревой Е.В.

при секретаре – Добриной Н.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе ответчика Администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда от 10 августа 2011 года, которым постановлено:

иск прокурора г. Майкопа в интересах Шлютгаурт <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Шлютгаурт <данные изъяты> по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, общей площадью не менее размера, равного учетной норме площади жилого помещения, установленной в муниципальном образовании «Город Майкоп».

В удовлетворении иска Шлютгаурт Вики Анатольевны, предъявленного к Министерству образования и науки Республики Адыгея, отказать.

Заслушав доклад судьи Богатыревой Е.В., объяснения представителя Администрации МО «Город Майкоп» Божковой Ю.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, объяснения истицы Шлютгаурт В.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор г. Майкопа в интересах Шлютгаурт В.А. обратился в суд с иском к администрации МО «Город Майкоп», Министерству образования и науки Республики Адыгея, о признании бездействия ответчиков по не предоставлению истице жилого помещения противоречащими требованиям законодательства, а также об обязании Министерства образования и науки Республики Адыгея выделить администрации МО «Город Майкоп» денежные средства для приобретения жилья истице на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц и обязать администрацию МО «Город Майкоп» на выделенные денежные средства приобрести путем проведения торгов жилое помещение и предоставить его Шлютгаурт В.А. по договору соответствии с требованиями Жилищного кодекса РФ. В судебном заседании истица Шлютгаурт В. А. поддержала исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции помощник прокурора указал, что истица составом семьи 1 человек состоит в администрации МО «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Однако до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено, тогда как она должна быть обеспечена жилым помещением вне очереди. На основании этого, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» иск не признала, просила в его удовлетворении отказать на том основании, что на территории МО «Город Майкоп» отсутствуют свободные муниципальные жилые помещения и предоставить истице жилое помещение по договору социального найма не представляется возможным.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея просила в удовлетворении иска отказать, поскольку Министерство образования и науки РА регулярно выделяет администрации МО «Город Майкоп» субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Решением Майкопского городского суда от 10.08.2011г. иск прокурора г. Майкопа, действующего в интересах Шлютгаурт В.А., удовлетворен.

В кассационной жалобе представитель Администрации МО «Город Майкоп» просит решение суда отменить и принять новое решение. Свое несогласие с решением суда мотивирует отсутствием свободного жилищного фонда для предоставления истице жилого помещения. При этом подбор жилого помещения в целях его приобретения осуществляется гражданином самостоятельно.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, по следующим основаниям.

В соответствии ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как видно из материалов дела, истица Шлютгаурт В.А. относится к категории граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании решения Майкопского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ её мать лишена родительских прав, отец решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ признан безвестно отсутствующим. Жилья истица не имеет. Эти обстоятельства подтверждаются справкой администрации МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11). Согласно выписки из протокола № 47 заседания комиссии по жилищным вопросам администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 26.11.2008 года истица Шлютгаурт В.А. составом семьи 1 человек с 20.11.2008 года состоит в администрации МО «Город Майкоп» на учете граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д. 12).

Суд, исходя из изложенных обстоятельств, пришел к выводу о том, что истица имеет право на получение жилья, а бездействие администрации по не предоставлению истице жилого помещения противоречит требованиям приведенным выше норм права.

Довод кассационной жалобы об отсутствии свободного жилищного фонда и о том, что подбор жилого помещения в целях его приобретения осуществляется гражданином самостоятельно, нельзя признать заслуживающим внимания.

Как верно указал в решении суд первой инстанции, главным распорядителем средств республиканского бюджета по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Министерство образования и науки Республики Адыгея. Объем запланированных расходов на выделение субвенций местным бюджетам на осуществление государственных полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством на 2011 год составляет 60000000 рублей. При этом, п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных им на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. Следовательно, орган местного самоуправления несёт ответственность за осуществление государственного полномочия по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в пределах переданных им на эти цели финансовых средств.

Из показаний представителя Министерства образования и науки Республики Адыгея Самоквитовой Л.В. следует, что субвенции на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, перечислены в администрацию муниципального образования «Город Майкоп». Из справки администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 04.08.2011 года усматривается, что по состоянию на 04.08.2011 года остаток денежных средств по субвенциям на обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, составляет 3453980 рублей.

Кроме этого, п. 3, 4 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений, предусмотрено, что обеспечение жильем детей-сирот осуществляется путем приобретения жилья муниципальными образованиями на первичном или вторичном рынке у физических или юридических лиц на условиях проведения торгов в установленном Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» порядке с последующей передачей в собственность. Приобретенное органами местного самоуправления жилье должно быть пригодным для постоянного проживания.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно признал подлежащим удовлетворению исковые требования и возложил на администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанность предоставить истице по договору социального найма жилое помещение, пригодное для постоянного проживания.

Доказательства, положенные судом в основу своих выводов, сомнений в их достоверности не вызывают.

На основании изложенного, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права и процессуального закона, и оснований для его отмены кассационная жалоба не содержит.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 10 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий –                         Н.Ш. Бзегежева

Судьи –                                     Х.Е. Панеш

Е.В. Богатырева