Судья Куадже Т. А. Дело № 33 – <данные изъяты> 2011 год
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
07 октября 2011 года г. Майкоп
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего: Бзегежевой Н. Ш.
судей: Шишева Б. А. и Хапачевой Р. А.
при секретаре: Джанхот Т. Н.
рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе Военного комиссариата Республики Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 сентября 2011 года, которым постановлено:
исковые требования Антонова <данные изъяты> к Военному комиссариату Республики Адыгея о признании ветераном боевых действий, взыскании задолженности, удовлетворить.
Признать Антонова <данные изъяты> погибшего 02.01.1995 года в соответствии с Законом РФ «О ветеранах» - «ветераном боевых действий».
Взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея в пользу Антонова <данные изъяты> с 01.01.2004 года по 31.07.2011 года задолженность в размере 92558,83 руб. и обязать Военный комиссариат Республики Адыгея установить Антонову <данные изъяты> с 01.08.2011 года выплату пенсии с учетом ее повышения в соответствии со ст. 45 п. «г» Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Заслушав доклад судьи Хапачевой Р. А., объяснения представителя истца Антонова <данные изъяты> по доверенности Силкина Ю. Н., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Антонов В.О. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Республики Адыгея о признании погибшего отца ветераном боевых действий, перерасчете в связи с эти пенсии по случаю потери кормильца и взыскании судебных расходов. В обоснование своих доводов указал, что старший лейтенант ФИО9 проходивший военную службу по контракту в войсковой части 09332, ДД.ММ.ГГГГ погиб при исполнении обязанностей военной службы в г. Грозном Чеченской Республики, не обладая при этом статусом «ветеран боевых действий». 12.01.1995г. принят Федеральный Закон №5-ФЗ «О ветеранах», который установил правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, а также их категории с учетом заслуг при защите Отечества и безупречной воинской службы. С 01.01.2004 г. Федеральным Законом от 27.11.2002 г. №158-ФЗ были внесены изменения и дополнения в Федеральный Закон «О ветеранах», согласно которым военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики в период с декабря 1994 г. по декабрь 1996 г., стали относиться к числу ветеранов боевых действий, с распространением на них действия ст. 3 ФЗ «О ветеранах» (см. раздел III Приложения к Федеральному Закону). Таким образом, с введением в действие указанного Федерального Закона погибший отец истца ФИО10 подпадает под действие подпункта 1 п.1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» и с 01.01.2004г.и подлежит признанию «Ветераном боевых действий». В связи с гибелью Антонова О.В. его несовершеннолетнему сыну Владимиру, 02.10.1992 года рождения, была назначена пенсия по случаю потери кормильца на основании ст. 28 и пунктов «а» ст. 29, 36 Закона РФ от 12.02.1993г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей». В статье 45 Базового закона приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий. Базовый закон предусматривает три вида пенсий. Размер всех трех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 Базового закона, то есть из тех сумм выплат, которые получал сам кормилец. Фактически являясь ветераном боевых действий, ФИО19 при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат в соответствии с пунктом «г» ст. 45 Базового закона с учетом ее увеличения на 32 % расчетного размера пенсии, указанного в ч.1 ст.46 Базового закона. Указанная надбавка должна исчисляться к пенсии, получаемой ими, как членами семьи погибшего военнослужащего и назначенной в соответствии с Базовым законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Базового закона, предусматривающего право на повышение пенсионных выплат. Несмотря на данные требования Базового закона, в результате неисполнения должностными лицами Военного комиссариата Республики Адыгея - органа назначающего пенсию, требований ФЗ от 27.11.2002 г. №158-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах»», а также ст.26 ФЗ «О ветеранах» «Об ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации о ветеранах», исчисление и выплата пенсии истцу с 01.01.2004г. по настоящее время осуществляется без учета ее повышения, предусмотренного пунктом «г» ст. 45 Базового закона. Исходя из суммы расчетного размера пенсии, задолженность по выплате пенсии, с учетом ее повышения, предусмотренного п. «г» ст. 45 и ст. 46 Базового закона для истца обучающегося на очном отделении физико-математического факультета Ставропольского университета за период с 01.01.2004г. по31.07.2011г. (91мес.) - 92558,83рублей 3178,54х32%=1017,13х91=92558,83). В соответствии с частью 2 ст. 58 Базового закона «Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком». В связи с чем просил суд признать старшего лейтенанта ФИО14 с 01.01.2004 г. «ветераном боевых действий»; взыскать с Военного комиссариата Республики Адыгея недополученную сумму пенсии по случаю потери кормильца в пользу истца за период с 01.01.2004г. по 31.07.2011г. в сумме 92558,83 руб., обязать Военный комиссариат с 01.08.2011г. производить истцу выплату пенсии по случаю потери кормильца в соответствии с действующим законодательством с учетом ее повышения, предусмотренного п.«г»ст.45 Закона РФ от12.02.1993г. №4468-1, как нетрудоспособному члену семьи погибшего ветерана боевых действий.
Представитель Военного комиссариата Республики Адыгея возражал против удовлетворения требований истца просил отказать в удовлетворении иска за необоснованностью, указав, что пенсия по случаю потери кормильца истцу назначена с 1 февраля 1995 года в соответствии с Законом РФ «О пенсионом обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел. .. и их семей» №4468-1 от 12.02.1993 г.
Судом постановлено удовлетворить требования истца в полном объеме.
В кассационной жалобе Военный комиссариат РА просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований Антонову В. О., ссылаясь на неправильное применение норм материального права судом при рассмотрении дела.
Проверив материалы дела по доводам кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого по делу решения по следующим основаниям.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции верно сослался на ст. 43 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», согласно которому пенсии исчисляются из денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел. Для исчисления им пенсии учитываются в порядке, определяемом Советом Министров Российской Федерации, оклады по должности, воинскому званию и специальному званию (без учета повышения окладов за службу в отдаленных, высокогорных местностях и в других особых условиях) и процентная надбавка за выслугу лет, включая выплаты в связи с индексацией денежного довольствия.
В соответствии с ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии за выслугу лет повышаются участникам ветеранам боевых действий на 32% расчетного размера пенсии, предусмотренного подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В статье 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий, к числу которых отнесены и ветераны боевых действий.
Из личного дела ФИО15, а именно приказа командира войсковой части 09332 от 02.02.1995 года следует, что ФИО16 погиб ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти.
По делу установлено и не опровергнуто представителем Военного комиссариата РА, что ФИО17 погиб при выполнении боевого задания в г. Грозном Чеченской Республики 02.01.1995 года.
Согласно ст. 3 Закона РФ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Приложением к Закону РФ «О ветеранах» установлено, что выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, входит в перечень территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ.
Соответственно, вывод суда первой инстанции о том, что погибший ФИО18 является ветераном боевых действий, в связи с чем, на лиц-членов его семьи получающих пенсию по случаю потери кормильца распространяются льготы, предусмотренные в том числе и ст. 45 Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», следует признать правомерным.
Суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования истца о признании погибшего ФИО12 «ветераном боевых действий» с 01.01.2004 года, времени внесения изменений и дополнений в ФЗ «О ветеранах», когда выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, стало отнесено к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года и входит в перечень территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ, обоснованы и подлежат удовлетворению, а доводы ответчика в этой связи не обоснованы.
По исследованному в судебном заседании личному делу погибшего ФИО13, судом установлено, что получателем пенсии по случаю потери кормильца является его сын Антонов Владимир Олегович 02.10.1992 года рождения, который получает пенсию по настоящее время, в связи с тем, что обучается на очном отделении физико-математического факультета Ставропольского государственного университета.
Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» предусматривает три вида пенсий, одна из которых пенсия - по случаю потери кормильца, которую в соответствие со ст. 28 Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех трех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 Закона, то есть из тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 18 Закона РФ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия гражданам назначается в размере 2562 руб. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2011 года №224 «Об утверждении коэффициента индексации с 1.04.2011 года расчетный размер пенсии составляет 3178,54 руб.
В связи с эти, вывод суда первой инстанции о то, что расчет пенсии истцу должен был производиться в указанном выше порядке по Закону РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», то есть с повышением на 32% расчетного размера пенсии, является правильным и основанным на нормах материального права.
Расчет задолженности по пенсии судом произведен верно, взыскание за прошлое время суммы, неполученной пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, также произведено за прошлое время без ограничения каким - либо сроком обоснованно.
Таким образом, оснований, предусмотренных ст. 362 ГПК РФ для отмены или изменения судебного решения коллегией не усматривается, в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.361, 362, ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 12 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Бзегежева Н. Ш.
Судьи: Шишев Б. А. и Хапачева Р. А.
Копия верна:
судья Верховного суда
Республики Адыгея Р. А. Хапачева