бездействие органа местного самоуправления



Судья Нехай Р.М..         Дело № 33 - 1297             2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 ноября 2011 года                                 г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Кулинченко О.М.

судей – Бзегежевой Н.Ш., Шишева Б.А.

при секретаре – Добриной Н.А.

с участием прокурора – Корчевникова Д.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 ноября 2011 года, которым постановлено:

признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Майкоп» в части непринятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков расположенных в границах муниципального образования «Город Майкоп», занятых полезащитными лесополосами, посредством обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обратиться в Майкопский городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Адыгея с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков общей площадью 281 га в границах муниципального образования «город Майкоп» занятых полезащитными лесополосами.

Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., объяснения представителя администрации МО «Город Майкоп» Тешева С.Р., поддержавшего доводы кассационной жалобы, объяснение прокурора Корчевникова Д.А., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор г.Майкопа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Город Майкоп» о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным. В обоснование указал, что прокуратурой г.Майкопа при проведении проверок соблюдения лесного и земельного законодательства на территории МО «Город Майкоп», установлено, что администрацией МО «Город Майкоп» не в полной мере предпринимаются мероприятия, направленные на реализацию положений Лесного кодекса РФ (далее -ЛК РФ), а функции и полномочия органов местного самоуправления, указанные в нем, не реализуются, что привело к бесхозяйственности земельных участков на территории муниципального образования, занятых лесными насаждениями и лесополосами. В реестре государственной собственности Республики Адыгея лесополосы, расположенные на территории муниципального образования «Город Майкоп» не числятся, зарегистрированные права администрации муниципального образования «Город Майкоп» на лесополосы отсутствуют. Тогда как согласно ст. 84 ЛК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установление ставок платы за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков. Кроме этого, в силу абз.32 п.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся осуществление муниципального лесного контроля и надзора. Однако, администрацией МО «Город Майкоп» нарушаются требования п.19 ч.1 ст.14 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части организации благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения. При этом вопросы осуществления полномочий в отношении лесных участков отнесены Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к ведению органов местного самоуправления. Без выполнения требований по закреплению бесхозяйных участков за муниципалитетом, какие - либо действия по распоряжению ими являются незаконными, в том числе в порядке проведения санитарных рубок. С учетом изложенного прокурор г.Майкопа просил признать незаконным бездействие администрации МО «Город Майкоп» в части неприятия мер к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, расположенных в границах муниципального образования «Город Майкоп», занятых полезащитными лесополосами, посредствам обращения в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество; обязать администрацию МО «Город Майкоп» обратиться с заявлением в Майкопский городской отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Адыгея о постановке на учет в качестве бесхозяйных земельных участков общей площадью 281 га в границах муниципального образования «Город Майкоп», занятых полезащитными лесополосами.

В судебном заседании прокурор, участвовавший в деле, настаивал на удовлетворении заявленных требований.

Представитель администрации МО «город Майкоп» иск не признал и просил в удовлетворении отказать на том основании, что земельные участки, занятые лесополосами, расположенные на территории муниципального образования «Город Майкоп» находятся в их распоряжении. Оформление каких-либо прав администрации МО «Город Майкоп» на эти земельные участки повлечет расходы на их обслуживание, между тем денежных средств в бюджете муниципального образования «Город Майкоп» на это не предусмотрено и не имеется.

Представитель Комитета РА по имущественным отношениям поддержал иск прокурора и просил его удовлетворить.

Решением Майкопского городского суда от 2 ноября 2011 года исковые требования прокурора г. Майкопа удовлетворены.

В кассационной жалобе представитель Администрации МО «Город Майкоп» просит отменить решение суда и направить дело на новое рассмотрение. Доводы жалобы мотивирует тем, что решение суда является незаконным, поскольку суд применил закон, не подлежащий применению. Кроме этого выводы суда положенные в основу оспариваемого решения противоречат фактическим обстоятельствам дела.

В возражениях на кассационную жалобу, прокурор, участвующий в деле, просит решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия полагает решение суда законным, обоснованным, и не находит оснований для его отмены.

Согласно п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйственных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 580 от 17.09.2003г. принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований прокурора, суд обоснованно применил нормы материального права, в частности, ч.3 ст. 225 ГК РФ, согласно которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд неверно истолковал материальный закон, который не содержит прямого указания на то, что именно на администрации муниципального образования лежит обязанность принимать меры по постановке на учет бесхозяйного имущества, в действительности не основаны на законе и опровергаются материалами дела.

Статья 14 ФЗ № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержит перечень вопросов местного значения поселения, среди которых: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; организация благоустройства и озеленения территории поселения, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения.

Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003г., № 580 утверждено «Положение о порядке принятия на учет бесхозяйных вещей», по которому принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в едином экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Кроме этого, положениями Закона Республики Адыгея от 27.02.2008 №153 «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в столице Республики Адыгея - городе Майкопе», установлено, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории МО «Город Майкоп», осуществляется органами местного самоуправления в пределах, установленных полномочий, в частности, для их предоставления гражданам для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства, крестьянского (фермерского) хозяйства, иного сельскохозяйственного использования, в том числе в случае реализации прав на бесплатное приобретение в собственность земельных участков, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование или в пожизненное наследуемое владение, в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации; а также для их предоставления гражданам и юридическим лицам - под существующими многоквартирными и жилыми домами, дачами, существующими гаражами, существующими садовыми и дачными строениями.

При этом в соответствии со ст.ст. 4-5 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» осуществить указанные полномочия по предоставлению земельных участков государственная собственность на которые не разграничена гражданам и юридическим лицам, администрация МО «Город Майкоп» не вправе без регистрации данных земельных участков в установленном порядке.

С учетом этого, суд обоснованно пришел к выводу о том, что МО «Город Майкоп» незаконно бездействует, не принимая меры к постановке на учет бесхозяйных земельных участков, занятых полезащитными лесополосами. Вывод суда основан на фактических обстоятельствах дела и подтвержден собранными по делу доказательствами.

В частности, из письма Главы муниципального образования «Город Майкоп» от 01.02.2011 следует, что площадь полезащитных полос, расположенных на территории муниципального образования «Город Майкоп» составляет 281 га, а также из письма Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям от 10.06.2011 усматривается, что в реестре государственной собственности Республики Адыгея лесополосы, расположенные на территории муниципального образования «Город Майкоп» не числятся (л.д.8,9).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принятым в полном соответствии с нормами материального и процессуального права. Доводы кассационной жалобы ответчика не могут повлечь отмену вынесенного по делу судебного постановления.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 2 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий –                         О.М. Кулинченко

Судьи –                                     Н.Ш. Бзегежева

Б.А. Шишев