О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ ПО ДОГОВОРУ СОЦИАЛЬНОГО НАЙМА



Судья Зубков Г.А.    дело № 33-1288    2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

29 ноября 2011 года    город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Кулинченко О.М.

судей: Бзегежевой Н.Ш. и Шишева Б.А.

при секретаре: Добриной Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Тешева С.Р. – представителя администрации МО «Город Майкоп» на решение Майкопского городского суда от 01 ноября 2011 года, которым постановлено:

иск Хамукова Анзаура Батменовича к Администрации МО «Город Майкоп» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить Хамукову <данные изъяты> жилое помещение, общей площадью не менее <данные изъяты> м2, расположенное не выше второго этажа, заключив с ним договор социального найма, как семье, имеющей ребенка-инвалида, и нуждающейся в предоставлении жилого помещения.

Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., пояснения представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» Тешева С.Р. (по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Хамуков А.Б. обратился с иском, уточнённым в ходе судебного разбирательства, к администрации МО «Город Майкоп» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование указал, что его дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана ребёнком-инвалидом (акт освидетельствования от 17.06.2011 г.). Имеющееся у дочери заболевание даёт право на внеочередное получение жилья. Просил обязать ответчика незамедлительно предоставить жилье по договору социального найма во внеочередном порядке, общей площадью не менее 42 м2, не выше второго этажа.

В судебном заседании представители истца поддержали заявленные требования доверителя в полном объеме и просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Майкоп» возражал против удовлетворения исковых требований ввиду их необоснованности.

Суд принял изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик, администрация МО «Город Майкоп», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять решение, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что судом не применён закон, подлежащий применению. Считает ошибочным вывод суда о возложении на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жильём инвалидов. Отмечают, что в настоящее время в Республике Адыгея отсутствуют законодательные акты, регламентирующие порядок получения жилья инвалидами.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

В силу части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса перечне, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма вне очереди.

Пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ установлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации.

Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ № 378 от 16 июля 2006 года, предусматривает наличие хронического и затяжного психического расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.

Согласно требованиям статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии со ст. 28.2 настоящего Федерального закона, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года.

Из материалов дела усматривается, что семья Хамукова А.Б. состоит из трёх человек: он, супруга ФИО2 и несовершеннолетняя дочь Динара. Семья истца зарегистрирована в двухкомнатной муниципальной квартире, общей площадью 43,2 м2, по адресу: <адрес>. Нанимателем жилого помещения является отец истца – ФИО3 Всего в указанной квартире зарегистрировано девять человек. В настоящее время семья Хамукова А.Б. проживает в качестве нанимателей жилого помещения в двухкомнатной квартире по адресу: <адрес>. Дочь истца с 03.06.2011 г. состоит на диспансерном учете в ГУ АРКПНД по поводу психического заболевания, с 01.07.2011г ей установлена инвалидность, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 № 0151992 от 17 июня 2011 года и заключением врачебной комиссии № 628 от 22 июня 2011 года. Решением комиссии по жилищным вопросам от 20.07.2011 года, утвержденным распоряжением главы администрации МО «<адрес>» № 2370-р от 22.07.2011 года, истица, составом семьи 3 человека, Хамуков А.Б. поставлен на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд первой инстанции с учетом указанных норм, установленных обстоятельств, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Хамукова А.Б о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Поскольку истец признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и поставлен на учет впервые в 2011 году, то возложение обязанностей по предоставлению ему жилого помещения по договору социального найма вне очереди на администрацию МО «<адрес>», является правомерным.

Таким образом, довод жалобы об ошибочном возложении обязанности по обеспечению жильём инвалидов на органы местного самоуправления, основан на неверном толковании норм материального права, в связи с чем подлежит отклонению.

Не может быть принята по внимание ссылка в кассационной жалобе на отсутствие в <адрес> законодательных актов, регламентирующих порядок получения жилья инвалидами.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека и возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий в жилищной сфере относятся положения Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющие право инвалидов на получение безвозмездной субсидии для улучшения жилищных условий или предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения предусмотрены в п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей вопросы местного значения.

Исходя из изложенного, жилые помещения по договору социального найма предоставляются инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов на основании решения органа местного самоуправления вне очереди. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене либо изменению по доводам кассационной жалобы ответчика.

Руководствуясь статьёй 361 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 01 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.

Председательствующий    О.М. Кулинченко

судьи:     Н.Ш. Бзегежева

Б.А. Шишев