о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий



Судья Скоморохов С.В.         Дело № 33-1323            2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16.12.2011 года                                      г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Ткаченко В.В.

судей – Хапачевой Р.А. и Мейстер В.М.

при секретаре – Джанхот Т.Н.

с участием прокурора – Комаровой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Вовк Ю.С. и кассационному представлению заместителя прокурора Гиагинского района на решение Гиагинского районного суда от 02.11.2011 года, которым постановлено:

– в удовлетворении исковых требований прокурору Гиагинского района в интересах ФИО1 к администрации МО «Гиагинский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея с требованиями обязать администрацию МО «Гиагинский район» в срок до 12.11.2011 г. признать гр. Вовк ФИО23 нуждающейся в качестве улучшения жилищных условий и поставить ее, Вовк ФИО24, на учет для улучшения жилищных условий в льготную очередь «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», а также в срок до 01.01.2013 г. предоставить Вовк ФИО25 социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в пределах установленных законодательством Российской Федерации нормативов стоимости жилья, - отказать.

Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., объяснения прокурора, поддержавшего доводы кассационного представления, истицы ФИО1 и ее представителя Амирханова А.Б., поддержавших доводы жалобы, возражения представителя ответчика администрации МО «Гиагинский район» – Шепотько Н.Б., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Зам. прокурора Гиагинского района обратилась в суд с исковым заявлением в интересах ФИО1 к администрации МО «Гиагинский район» и Министерству образования и науки Республики Адыгея с требованиями обязать администрацию МО «Гиагинский район» в срок до 12.11.2011 г. признать ФИО1 нуждающейся в качестве улучшения жилищных условий и поставить ее, ФИО1, на учет для улучшения жилищных условий в льготную очередь «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», а также в срок до 01.01.2013 г. предоставить ФИО1 социальную выплату на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, выделенных на эти цели в пределах установленных законодательством Российской Федерации нормативов стоимости жилья.

В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой Гиагинского района в августе-сентябре 2011 года проведена проверка по обращению гражданки ФИО1 по факту непредставления социальной выплаты на приобретение жилья. Проверкой установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать - ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения решением Гиагинского районного суда РА от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав, отец ФИО13 записан в свидетельство о рождении со слов матери. Гражданка ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на содержании в ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». ДД.ММ.ГГГГ за подписью директора школы-интерната №3 Боджокова Б.К. в адрес заведующего Управления образования Гиагинского района за №213 направлен запрос от возможности закрепления жилья за ФИО1, воспитанницей школы-интерната №3 по месту проживания её матери ФИО19 Г.Н. Согласно справки главы местного самоуправления Дондуковского сельского округа ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ возможности закрепления жилья за несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., не имеется, так как её мать - ФИО19 Г.Н. проживает на квартире в ст. Дондуковской по <адрес>, собственного жилья не имеет. Как следует из представленной информации администрации МО «Гиагинский район» от 31.08.2011 года ФИО1 в администрацию МО «<адрес>» с заявлением о постановке на учёт для улучшения жилищных условий не обращалась. Представить ей муниципальное жилье для проживания не представляется возможным в связи с его отсутствием. В настоящее время ФИО1 проживает в ст. Дондуковской по <адрес> совместно со своими 4 малолетними детьми - ФИО3, 2002 г.р., ФИО4, 2006 г.р., ФИО5, 2007 г.р., и сыном ФИО6, 2009 г.р. Данное домовладение ей не принадлежит, кроме того, является непригодным для проживания. С 2001 по 2002 год ФИО1 обучалась в ПТУ №13 г. Майкопа по профессии «пекарь хлебобулочных изделий», однако учебное заведение не окончила, была отчислена. Вместе с тем, вопреки требованиям ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей» ФИО1 по выходу из учебного учреждения-школы интернат №3 жильем обеспечена не была, соответствующая социальная выплата ей не предоставлялась.

В судебном заседании зам. прокурора Гиагинского района Комарова Т.В. поддержала иск прокурора в интересах ФИО1

Истица ФИО1также поддержала заявленные прокурором требования и пояснила, что она относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. В 2001 г. после по окончанию Шовгеновской школы-интерната она обучалась в ПТУ №13 г. Майкопа, однако бросила учебу за это была отчислена. Жила в ст. Дондуковской на съемной квартире. Обращалась до достижения 23 лет в орган опеки и попечительства Гиагинского района о постановке ее на жилищный учет в очередь для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако в очередь ее не ставили. С такой же просьбой она обращалась в начале 2011 г. Заявления о постановке ее на жилищный учет в очередь для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей она не писала и в администрацию МО «Гиагинский район» и в администрацию МО «Дондуковское сельское поселение» не подавала. Из училища свидетельство о рождении и мед. полис она забрала только в 2011 г. перед подачей иска в суд. Просила суд удовлетворить иск прокурора.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационной жалобе истица и в кассационном представлении заместитель прокурора просят решение суда отменить. При этом ссылаются на то, что суд не дал должной оценки тому, что истица неоднократно обращалась в органы местного самоуправления для постановки на учет.

В возражении на кассационную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения как законное и обоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене в части с вынесением нового решения в этой части об удовлетворении исковых требований об обязывании администрации МО «Гиагинский район» признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки ее на учет для улучшения жилищных условий в льготную очередь из числа детей-сирот по следующим основаниям.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что положения о социальных гарантиях распространяются на детей сирот и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет, а истица до достижениия этого возраста не обращалась с заявлением о постановке ее на учет детей-сирот, нуждающихся в жилье.Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РА считает, что решение вынесено с нарушением норм действующего законодательства.

Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 ст. 57 ЖК Российской Федерации случаев.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в том числе, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях.

Из материалов дела видно, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относится к категории детей-сирот, с 1993 по 2000 год находилась на содержании ГОУ «Адыгейская республиканская школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 2001 по 2002 года обучалась в ПТУ № 3 г. Майкопа, но была отчислена и с 2002 года по настоящее время проживает на съемных квартирах со своими малолетними детьми. Весь указанный период пыталась разрешить жилищный вопрос, однако с письменным заявлением о постановке ее на жилищный учет как ребенка- сироту не обращалась в администрацию МО «Гиагинский район».

Между тем, как из пояснений истицы, так и пояснений представителей администрации МО «Гиагинский район» и «Дондуковское сельское поселение» следует, что главой сельской администрации Пуклич В.И. истице оказывалась помощь в подыскания жилья в период, когда на иждивении истицы находился один ребенок, то есть до 2006 года, до достижения ФИО1 возраста 23-х лет. В 2007 году истица обращалась в администрацию Президента РА с вопросом о регистрации по месту ее проживания в обветшалом строении, принадлежащем на праве собственности иному лицу.

Из материалов дела также усматривается, что истица по вопросу оказания помощи в приобретении жилья обращалась в орган опеки и попечительства, где получила юридическую консультацию по данному вопросу. С этим же вопросом обращалась в комитет по правам человека.

То есть объективно судом установлено, что истица по выходу из-под опеки государства, по окончанию учебы в ПТУ, являлась лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, своего жилья не имела и не реализовала свое право на льготное получение жилого помещения.

При этом, единственным препятствием в своевременной постановке на учет явилась юридическая безграмотность истицы, которая с целью реализации своих жилищных прав обращалась в органы, к компетенции которых не относится разрешение этого вопроса.

Поскольку запоздалость вопроса о постановке на учет, влечет нарушение права истицы на предоставление ей и членам ее семьи жилого помещения в льготном, то есть внеочередном порядке, суду следовало более тщательно исследовать вопросы о причинах несвоевременной постановки на разрешение данного вопроса и признать причину пропуска срока уважительной.

Возможность реализовать свое право у истицы возникло только после обращения прокурора в суд с соответствующим иском.

Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, данный Закон направлен на оказание целевой государственной поддержки именно данной категории социально незащищенных граждан.

Юридически значимыми обстоятельствами по делу являлось установить, относится ли истица к категории граждан, на которых распространяется закон о предоставлении социальных гарантий, в том числе и по обеспечению жильем, а также - установить действительно ли, являясь лицом, из числа детей-сирот, истица не была обеспечена жильем.

Эти обстоятельства судом установлены и суд пришел к правильному выводу о том, что истица жильем обеспечена не была.

С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что решение суда об отказе в иске об обязании администрации МО «Гиагинский район» признать ФИО1 нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки ее на учет для улучшения жилищных условий в льготную очередь из числа детей-сирот подлежит отмене.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять в этой части новое решение об удовлетворении исковых требований, не передавая дело для нового рассмотрения, поскольку судебными инстанциями допущена ошибка в применении и толковании норм материального права.

Требования о сроках постановки на учет и сроках предоставления социальной выплаты, являются производными от требований об обязании постановки на учет и самостоятельного разрешения в данном судебном процессе не требуют, так как возможность их разрешения во внесудебном порядке не исчерпана и они могут быть разрешены после постановки истцы на учет, определения количества лиц- членов ее семьи и в соответствии с этим определения размера социальной выплаты. При таких обстоятельствах исковые требования к Министерству образования и науки Республики Адыгея являются преждевременными и не подлежат удовлетворению, как не подлежат удовлетворению в этой части кассационные жалоба и представление прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гиагинского районного суда от 02.11.2011 года отменить в части и принять в этой части новое решение, которым: иск прокурора Гиагинского района в интересах ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения к Администрации муниципального образования «Гиагинский район», об обязании включить в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей удовлетворить.

Включить ФИО1 и членов ее семьи в список граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий как лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий –                    В.В. Ткаченко

Судьи –                                Р.А. Хапачева

В.М. Мейстер

Председательствующий – Ткаченко В.В.

Судьи – Хапачева Р.А. и Мейстер В.М.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                             В.М. Мейстер