о взыскании задолженности



Судья Скрябин А.В.            Дело № 33-1434            2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27.12.2011 года                                      г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Ткаченко В.В.

судей – Тхагапсовой Е.А. и Мейстер В.М.

при секретаре – Киреевой И.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя истца Мухина Д.Н. – Бабкина С.В. на решение Майкопского районного суда от 17.11.2011 года, которым постановлено:

– в удовлетворении исковых требований Мухина ФИО9 к Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району об индексации денежных выплат и взыскании задолженности - отказать за необоснованностью требований.

Заслушав доклад судьи Мейстер В.М., возражения представителя Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району по доверенности Потаповой С.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Мухин Д.Н. обратился в суд с иском к Управлению труда и социальной защиты населения по Майкопскому району об индексации денежных выплат и взыскании задолженности. В заявлении указал, что является инвалидом II группы. Увечье получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС. В связи с этим, пользуется льготами и мерами социальной поддержки, предусмотренными ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофе на Чернобыльской АЭС». Он был признан инвалидом III группы с формулировкой причины инвалидности «заболевание получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС». 01.05.1993г. Майкопской межрайонной врачебно-трудовой экспертной комиссией № 2 г. Майкопа, РА ему была установлена 40% потеря трудоспособности. 23.04.1997г. истец был признан инвалидом II группы с формулировкой причины инвалидности «увечье получено при исполнении служебных обязанностей военной службы, в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС». МСЭ ему была установлена 70% потеря трудоспособности.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» предусмотрено, что размеры выплат гражданам установленные данным Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального Закона от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ и статьей 4 Федерального Закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп.), а с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы 100 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 года №11-П «По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС», Федеральных законов от 12.02.2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС» от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев» (пункт 2 резолютивной части), указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 марта 2008г. № 181, от 24 декабря 2008г. № 992, от 07 июля 2009 г. № 545, от 21 декабря 2009г. №1024, и от 21 декабря 2010 г. №1079 утверждены Правила индексации в 2008, 2009, 2010 и 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС. Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

Он по решению Майкопского районного суда от 14.11.2007 года из средств Федерального бюджета получает ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 1379,15 руб. и ежегодно за вред здоровью 2298,58 руб., что больше размеров выплат, установленных Правительством Российской Федерации.

Ответчик произвести индексацию денежных сумм отказался, ссылаясь на то, что истец итак получает выплаты выше сумм предусмотренных Постановлениями Правительства.

Полагая данный отказ незаконным, просил суд:

1) Взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 16347 р. 78 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным п. 13 ст. 14 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91г. в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2008г. по 31.09.2011г. единовременно;

2) взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича выплаты в возмещение вреда здоровью ежемесячно, начиная с 1 октября 2011г. в размере 1979р. 83 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции, устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год;

3) взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 2519 р. 22 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным ст. 39 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91 г. в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2008г. по 31.12.2011г. единовременно;

4) взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича выплаты в возмещение вреда здоровью ежемесячно, начиная с 1 января 2012 года в размере 3099 р. 97 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год.

Управлением труда и социальной защиты населения по Майкопскому району исковые требования не признаны и в письменном отзыве изложены доводы, подтверждающие необоснованность доводов истца.

В судебном заседании представитель истца по доверенности Бабкин СВ. уточнил исковые требования Мухина Д.Н.

Просил суд:

1) взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 16347 р. 78 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным п. 13 ст. 14 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91г. в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2008г. по 31.09.2011г. единовременно;

2) взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича ежемесячную выплату на приобретение продовольственных товаров (п. 13 ст. 14 Закона), начиная с 1 октября 2011г. в размере 1979р. 83 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции, устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год;

3) взыскать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича сумму в размере 2519 р. 22 к. в счет задолженности по выплатам, предусмотренным ст. 39 ФЗ РФ № 1244-1 от 15.05.91 г. в возмещение вреда здоровью за период с 01.01.2008г. по 31.12.2011г. единовременно;

4) взыскивать с Управления труда и социальной защиты населения по Майкопскому району в пользу Мухина Данила Николаевича ежегодную компенсацию за вред здоровью (ст. 39 Закона), начиная с 1 января 2012 года в размере 3099 р. 97 к. с последующей обязательной ежегодной индексацией в зависимости от роста инфляции устанавливаемого Правительством РФ на очередной финансовый текущий год.

Суд постановил указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель истца просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что суд не указал нормы закона, на основании которых пришел к выводу об отказе истцу в иске.

В возражениях на кассационную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.

Отказывая в удовлетворении исковых требований истца об индексации денежных средств и о взыскании образовавшейся ввиду неиндексации этих средств задолженности, суд правильно истолковал нормы материального права, регулирующие правоотношения по предоставлению социальных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации на ЧАЭС.

Довод кассационной жалобы о том, что правовая позиция, изложенная в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000 года № 35 (в ред. от 05.04.2005 года №7) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 года № 11-П « По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18.06.1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предполагает возможность индексации ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью по аналогии с ежемесячной компенсацией возмещения вреда здоровью, основан на неверном толковании указанных Постановлений.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью предусмотрены пунктом 22 статьи 14 и частью 1 статьи 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 179-ФЗ). Ежемесячные выплаты возмещения вреда здоровью предусмотрены пунктом 15 статьи 14 названного Закона.

Частью 3 статьи 5 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

При этом, положения статьи 3 базового Закона предусматривали право граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на получение денежных и иных материальных компенсаций и льгот, но та же норма в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право указанных граждан на возмещение вреда и меры социальной поддержки.

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей. При этом статьей 3 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ и статьей 4 Федерального закона от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ установлено, что в 2000 году выплата стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат производится в размерах, действующих на 30 июня 2000 г. (т.е. исчисленных исходя из 83 руб. 49 коп), а с 1 января 2001 г. - исходя из базовой суммы 100 рублей. Одновременно пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статьи 14 и 39 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" внесены изменения, которыми гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 названного Закона гарантируется ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 300 рублей и ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам 1 и 2 групп в размере 500 рублей.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 11-П "По делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции от 24 ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12 февраля 2001 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2000 года "О минимальном размере оплаты труда" и от 7 августа 2000 года "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации" в связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского районного суда города Краснодара, жалобам граждан и общественных организаций чернобыльцев" (пункт 2 резолютивной части) указанные нормы признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в части перехода на новый способ исчисления размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда, причиненного здоровью, в том числе и в части исчисления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью в твердых размерах, исходя из базовой суммы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. N 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005 - 2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847, от 7 мая 2005 г. N 292, от 25 апреля 2006 г. N 246 и от 21 марта 2007 г. N 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом установлены коэффициенты индексации, и, исходя из них, размеры денежных компенсаций, подлежащих выплате за соответствующий период.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации за вред здоровью не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексировались в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы, а именно: в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 847 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 июня 2004 года в размере 330 руб. (установленная Законом 300 руб.), ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 550 руб. (установленная Законом 500 руб.) - коэффициент 1,1; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 292 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2005 года в размере 366 руб. 30 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 610 руб. 50 коп. - коэффициент 1,11; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2006 года N 246 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2006 года в размере 399 руб. 27 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 665 руб. 45 коп. - коэффициент 1,09; в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 года N 171 ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1 января 2007 года в размере 431 руб. 21 коп., ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 718 руб. 69 коп. - коэффициент 1,08.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35, в редакции от 5 апреля 2005 года N 7 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 N 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, не была признана неконституционной.

Как следует из материалов гражданского дела, истцу решением от 14.11.2007 года, сумма ежегодной компенсации за вред здоровью на 2008 год установлена в 2298,58 руб., а сумма денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров с 01.01.2007 года- 1379,15 руб.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2010 года № 1079 ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров устанавливается с 1.01.2011 года в размере 630,77 рублей, а ежегодная компенсация за вред здоровью в размере 1051,29 руб.

Из изложенного выше следует, что размеры ежегодной компенсации за вред здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, установленных истцу решением суда в 2007 году значительно выше этих компенсационных выплат, установленных Постановлением Правительства на 2011 год, и составляют: ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров - 1379 руб. 15 коп., ежегодная - 2298,58 рублей, что также свидетельствует об отсутствии оснований к индексации этих денежных средств. То есть основания к индексации этих компенсаций у истца могут ни в 2011, ни в 2012 году, коэффициент для которых установлен Постановлением Правительства от 8 декабря 2011 года № 1019 в размере 1,06 – не наступают.

С учетом указанных обстоятельств, судом первой инстанции сделан верный вывод об отсутствии оснований к удовлетворению исковых требований истца.

Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и оснований к его отмене судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РА по доводам кассационной жалобы не находит.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского районного суда от 17.11.2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения

Председательствующий –                        В.В. Ткаченко

Судьи –                                    Е.А. Тхагапсова

В.М. Мейстер

Председательствующий – Ткаченко В.В.

Судьи – Тхагапсова Е.А. и Мейстер В.М.

Копия верна:

судья Верховного суда

Республики Адыгея                             В.М. Мейстер