выделение субсидии для получения жилья



Судья Апалькова Т.Е.    дело № 33- 1415    2011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 декабря 2011 года    город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Кулинченко О.М.

судей: Тхагапсовой Е.А. и Бзегежевой Н.Ш.

при секретаре: Долевой М.Н.

с участием прокурора Корчевникова Д.А.

рассмотрела в судебном заседании дело по кассационному представлению помощника прокурора Тахтамукайского района Тян Л.Д. на решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 21 ноября 2011 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в интересах Фалыгина <данные изъяты> к Министерству образования и науки Республики Адыгея, Администрации МО «Тахатмукайский район» об обязании выделения за счет субвенций денежных средств для приобретения жилья, отказать.

Заслушав доклад судьи Шишева Б.А., мнение прокурора Корчевникова Д.А., поддержавшего доводы кассационного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

прокурор Тахтамукайского района Республики Адыгея обратился с иском в интересах Фалыгина А.О. к Министерству образования и науки Республики Адыгея, администрации муниципального образования «Тахатмукайский район» об обязании выделения денежных средств за счет субвенций на приобретение жилья. В обоснование указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, установлен факт нарушения жилищных прав Фалыгина Алексея <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ рождения, относящегося к указанной категории. Решением Ишимбайского горнарсуда Республики Башкортостан РФ от 18 августа 1993 года его мать ФИО1 лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Решением Орджоникидзевского райсуда города Уфы от 03 декабря 1996 года установлено усыновление Фалыгина А.О. Решением Тахтамукайского райсуда от 19 августа 2009 года по заявлению ФИО2 и ФИО3. усыновление отменено.

Распоряжением главы администрации МО «Тахтамукайский район» № 87 от 05 февраля 2010 года Фалыгин А.О. поставлен на учет нуждающихся в предоставлении жилого помещения составом семьи 1 человек. В настоящее время Фалыгин А.О. достиг совершеннолетия, на службу в ряды Вооруженных сил РФ не призван, лишение свободы в местах исполнения указанного наказания не отбывает, денежную субсидию на приобретение жилого помещения либо жилое помещение по договору социального найма не получал, закрепленного жилого помещения либо жилое помещение в собственности не имеет, зарегистрирован и фактически проживает у посторонних лиц.

26 июля 2011 года Фалыгин А.О. обратился в администрацию МО с письменным заявлением о выделении социальной выплаты на приобретение жилья и получил отказ в связи с отсутствием соответствующего финансирования из бюджета Республики Адыгея и наличием очереди.

Прокурор считает данный отказ противоречащим требованиям федерального законодательства. Просил обязать Министерство образования и науки Республики Адыгея выделить, а администрацию МО «Тахтамукайский район» предоставить денежные средства в размере 707 850 рублей за счет субвенций местного бюджета из Республиканского фонда Фалыгину А.О. на приобретение им в собственность жилого помещения, отвечающего требованиям Жилищного Кодекса РФ.

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования. Пояснил, что Министерством образования и науки Республики Адыгея и администрацией МО «Тахтамукайский район» сформирован список лиц, для получения субвенции, включая Фалыгина А.О. и направлен в Министерство финансов. Однако в виду недостаточности выделенных средств Фалыгину А.О. рекомендовано ждать поступлений в 2012 году.

Фалыгин А.О. поддержал позицию прокурора и просил иск удовлетворить.

Ответчик Министерство образования и науки Республики Адыгея, извещенный надлежащем образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Представитель ответчика администрации МО «Тахтамукайский район» заявил, что администрация муниципального образования не возражал против удовлетворения требований прокурора о взыскании из республиканского бюджета социальной выплаты на приобретение жилья Фалыгину А.О. без нарушения установленного порядка. Вместе с тем, отметил, что поступившие в 2011 году денежные средства распределены согласно списку лицам, поставленным на учет ранее Фалыгина А.О.

Суд постановил изложенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести решение об удовлетворении иска. Полагает, что вывод суда о том, что прокурором не доказан приоритет Фалыгина А.О. перед другими лицами, имеющими тот же статус неправомерным, поскольку данное обстоятельство не имеет значения для разрешения требований. Считает, что отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о незамедлительном предоставлении жилья гражданам указанной категории после возникновения соответствующего субъективного права на его получение.

В возражении на кассационное представление прокурора глава муниципального образования «Тахтамукайский район» просит решение суда оставить без изменения, а кассационное представление без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, также предусмотрено в Законе Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно пункту 1 статьи 4.1 названного закона право на внеочередное предоставление жилых помещений у лиц, указанных в законе возникает по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Обеспечение жилыми помещениями осуществляется в соответствии с нормативом общей площади жилого помещения, установленным в муниципальном образовании. Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа определяется Кабинетом Министров Республики Адыгея в соответствии с положениями федеральных законов и Постановления № 219 от 24 октября 2011 года «О порядке осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений».

Порядком обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Республики Адыгея предусмотрена реализация права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями путем выделения субсидии на приобретение жилья или предоставление по договору социального найма.

Для получения субсидии или жилья по договору социального найма дети-сироты лично или их законные представители должны представить в органы местного самоуправления необходимые документы, перечень которых указан в пункте 11 Порядка осуществления государственных полномочий Республики Адыгея по обеспечению жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой и попечительством, не имеющих закрепленных жилых помещений.

В соответствии со статьёй 3 Закона Республики Адыгея «О реализации дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение государственных полномочий осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея. В свою очередь органы государственной власти Республики Адыгея при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязаны обеспечивать их необходимыми финансовыми и материальными средствами.

Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что право на обеспечение жилым помещением в виде предоставления субсидии, имеет лицо, оставшееся без попечения родителей в возрасте до 18 лет, не имеющее закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, и обратившееся за получением жилищного сертификата в возрасте от 18 до 23 лет, представив соответствующие документы.

Таким образом, по смыслу закона для правильного решения вопроса о порядке обеспечения жильем Фалыгина А.О. юридическое значение имеет момент признания его права на обеспечение жилым помещением в виде предоставления субсидии и своевременная постановка на соответствующий учет.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Фалыгин А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в связи с тем, что 18 августа 1993 года решением Ишимбайского горнарсуда Республики Башкортостан РФ его мать ФИО1 лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Решением от 03.12.1996г. Орджоникидзевского райсуда г. Уфы установлено усыновление Фалыгина А.О. Решением Тахтамукайского районного суда 19 августа 2009 года усыновление отменено. С момента отмены усыновления находился в республиканском реабилитационном приюте «<данные изъяты>» поселка <данные изъяты>.

Распоряжением Главы администрации МО «Тахтамукайский район» № 113 от 19 февраля 2010 года Фалыгин А.О. включен в список на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.

21 апреля 2010 года постановлением Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея отменено условное осуждение Фалыгина А.О.

26 июля 2011 года Фалыгин А.О. обратился в администрацию муниципального образования с письменным заявлением о выделении социальной выплаты на приобретение жилья и получил отказ в связи с отсутствием соответствующего финансирования из бюджета Республики Адыгея и наличием очереди.

Отказывая прокурору в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что лимиты бюджетных ассигнований, выделенных в 2011 году на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полностью распределены в порядке очередности лицам, вставшими на учет ранее Фалыгина А.О., при этом счёл обязательства Министерства образования и науки Республики Адыгея и администрации МО «Тахтамукайский район» по обеспечению Фалыгина А.О. жильем исполненными.

Однако, с такими выводами суда, кассационная инстанция согласиться не может в силу следующего.

Обязанность обеспечения жильем названной выше категории детей, к которым относится и истец Фалыгина А.О., является расходным обязательством субъекта Российской Федерации, финансируемым за счет средств бюджета республики.

Поскольку обязанность по финансовому обеспечению предоставления Фалыгину А.О. жилого помещения субъектом Российской Федерации не исполнена, то предусмотренных законом оснований к отказу в удовлетворении требований прокурора не имелось.

В виду изложенного, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене.

Факт распределения лимитов бюджетных ассигнований, выделенных в 2011 году на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в порядке очередности лицам, вставшими на учет ранее Фалыгина А.О., не свидетельствует об отсутствии у него права на получение субсидии.

Ссылка кассационного представления прокурора на отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о незамедлительном предоставлении жилья гражданам указанной категории после возникновения соответствующего субъективного права на получение его получение, является обоснованной.

Реализация права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма либо получение субсидии на приобретение жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предполагает незамедлительное обеспечение соответствующим жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. В части 2 данной статьи указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Данная норма, устанавливающая особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан, не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более от времени включения в список внеочередников, от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.

Следовательно, отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди.

По приведенным выше мотивам нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что прокурором не доказан приоритет Фалыгина А.О. перед другими лицами, имеющими тот же статус.

Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся доказательств, однако им дана неверная оценка, что повлекло неправильное установление обстоятельств, имеющих значение для дела, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, отменить решение суда первой инстанции и вынести новое решение, которым возложить на Министерство образования и науки Республики Адыгея и администрацию МО «Тахтамукайский район» обязанность по предоставлению Фалыгину А.О. субсидии на получение жилья в собственность.

Руководствуясь ст. ст. 361, 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 21 ноября 2011 года отменить и вынести новое решение, которым:

исковые требования прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в интересах Фалыгина <данные изъяты> к Министерству образования и науки Республики Адыгея, администрации муниципального образования «Тахатмукайский район» об обязании выделения денежных средств для приобретения жилья за счет субвенций, удовлетворить.

Председательствующий    О.М. Кулинченко

судьи:     Н.Ш. Бзегежева

Б.А. Шишев