О признании бездействий администрации Муницыапльно образования и управления образования



Судья Тлиш А.Д.          дело № 33-108 2012 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Ткаченко В.В.,

судей: Григоровой Ж.В. и Безуглова В.В.,

при секретаре – Киреевой И.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Администрации муниципального образований «Красногвардейский район» на решение Красногвардейского районного суда от 22 декабря 2011 года, которым постановлено:

заявление прокурора Красногвардейского района Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Красногвардейский район» о признании незаконным бездействия МО «Красногвардейский район» и Управления образования МО «Красногвардейский район» по ненадлежащей организации условий предоставления дошкольного образования – удовлетворить.

Признать бездействие администрации МО «Красногвардейский район» и Управления образования МО «Красногвардейский район»,, выразившееся в невыполнении требований действующего законодательства об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «Садовое сельское поселение» - незаконным.

Обязать администрацию МО «Красногвардейский район» и Управление образования МО «Красногвардейский район» устранить в полном объеме допущенные нарушения требований действующего законодательства об организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории МО «Садовское сельское поселение» и принять меры к созданию дополнительных мест для дошкольного образования в МО «Садовское сельское поселение», в соответствии с территориальной потребностью детей дошкольного возраста, в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организациях СанПИН 2.4.1.2660-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. № 91.

    Заслушав доклад судьи Григоровой Ж.В., объяснения помощника прокурора Красногвардейского района Набокова А.Г., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А :

Прокуратура Красногвардейского района обратилась в суд с заявлением и просила признать незаконным бездействие Администрации МО «Красногвардейский район» и Управления образования МО «Красногвардейский район» в части ненадлежащей организации условий для предоставления дошкольного образования, обязать их устранить допущенные нарушения и создать дополнительные места для дошкольного образования, в соответствии с территориальной потребностью детей дошкольного возраста. При этом указала, что ими была проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении получения доступного дошкольного образования органами местного самоуправления Красногвардейского района. Проверкой было выявлено ненадлежащее исполнение обязанности по организации предоставления общедоступного дошкольного образования Администрацией МО «Красногвардейский район» и Управлением образования МО «Красногвардейский район». Так, на территории МО «Садовское сельское поселение» образовательную деятельность в сфере обеспечения дошкольным образованием осуществляют два муниципальных учреждения – МОУ «Начальная школа – детский сад № 18» с. Верхненазаровское, в которой предельная численность контингента обучающихся по программе дошкольного образования составляет 10 воспитанников и МДОУ «Детский сад № 15 «Ромашка». Сведений об открытии МДОУ № 15 «Ромашка» не имеется, поскольку лицензия данному образовательному учреждению не выдавалась. При этом на очереди в указанные дошкольные образования состоят 71 ребенок, из которых в МДОУ № 15 «Ромашка» - 44 ребенка, а в МОУ начальная школа – детский сад № 18 – 27. Согласно данных, предоставленных администрацией МО «Садовское сельское поселение» на территории муниципального образования проживает 340 детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Удаленность от <адрес> до <адрес> составляет 4,8 км, а удаленность от <адрес> до <адрес> составляет более 3 км.

Таким образом, органы местного самоуправления Красногвардейского района бездействуют и не исполняют обязанность по обеспечению граждан общедоступным бесплатным дошкольным образованием, поскольку состоящие на очереди на получение путевок в детские сады МО «Садовское сельское поселение» не смогут реализовать свое право на получение доступного бесплатного дошкольного образования ввиду отсутствия достаточного количества мест в дошкольных учреждениях.

Представитель заинтересованного лица Администрации МО «Красногвардейский район» с заявленным требованием не согласился и пояснил, что в бюджете района недостаточно средств для создания дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Однако ими принимаются меры к разрешению сложившейся ситуации. Полагают, что утверждения заявителя об их бездействии не обоснованны, в связи с чем просят в удовлетворении заявленного требования отказать.

Представитель Управления образования МО «Красногвардейский район» в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие, с заявлением о признании бездействия незаконным не согласны, просили в удовлетворении заявления отказать.

Суд принял изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Администрация МО «Красногвардейский район» просит отменить решение суда и прекратить производство по делу.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в связи следующим.

Как правильно указал суд первой инстанции, в соответствии со ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

В соответствии со ст. 28 и 29 Конвенции о правах ребенка определено, что государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей и для этого они, в частности вводят бесплатное и обязательное начальное образование. Государства - участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к вопросам местного значения и полномочиям муниципального района относится организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района.

Судом первой инстанции установлено, что на территории МО «Садовское сельское поселение» проживает 340 детей. В возрасте от 2 месяцев до 7 лет. В очереди на посещение в дошкольное образовательное учреждение находится 111 ребенок.

Поскольку действующее законодательство возложило обязанность по предоставлению общедоступного бесплатного дошкольного образования на органы местного самоуправления, то именно администрация МО «Красногвардейский район» и Управление образования МО «Красногвардейский район» должны принимать меры по созданию дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.

Правомерен вывод суда первой инстанции о том, что количество мест для обучения в дошкольных образовательных учреждениях в МО «Садовское сельское поселение» не отвечает необходимым потребностям.

Довод представителя Администрации МО «Красногвардейского район» в кассационной жалобе о том, что ими принимались меры по исполнению обязанности по организации дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях района, однако недостаточное финансирование не позволило им исполнить свою обязанность в полной мере суд считает необоснованным.

В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» определено, что к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Суд первой инстанции правомерно отклонил доводы представителя Администрации МО «Красногвардейский район» и не принял в качестве доказательства бездействия направленные ими письма 02.11.2011 г. И.о. Главы Республики Адыгея и Председателю Государственного Совета - Хасэ Республики Адыгея с просьбой об оказании помощи в разрешении ситуации, так как их нельзя расценить как исполнение закона об обеспечении бесплатного дошкольного образования, когда в очереди стоят более 100 детей, а организовано дошкольное образование лишь для 10 детей.

Оценивая приведенные доказательства, суд первой инстанции правильно исходил из того, что имело место бездействие со стороны Администрации МО «Красногвардейский район» и Управления образования МО «Красногвардейский район».

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что требования заявителя обоснованны и подлежат удовлетворению.

Таким образом, доводы кассационной жалобы не могут являться поводом для отмены судебного решения, в связи с чем она подлежит отклонению, а судебное решение оставлению без изменения.

Руководствуясь ст.ст. 360, 361 и 366 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

    решение Красногвардейского районного суда от 22.12.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий –                         В.В.Ткаченко

Судьи:                                    В.В. Безуглов

Ж.В.Григорова