о признании акта освидетельствова­ния



Судья Булжатов А.Х.    дело № 33-198    2012 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

16 марта 2012 года    г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – судьи Н.Ш. Бзегежевой

судей: В.В. Безуглова и Ж.К. Панеш

при секретаре: М.Н. Долевой

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Осьмачка <данные изъяты> на решение Майкопского городского суда от 23.01.2012 года, которым принято:

в иске Осьмачка <данные изъяты> к ФГУ «Главное бюро МСЭ по РА о признании акта освидетельствования незаконным в части отказать за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Панеш Ж.К., объяснения истца Осьмачка А.И. и его представителя Ахминеевой Е.В.(по ордеру), поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителей ФГУ - Хунаговой С.А., Хакуновой А.К. (по доверенностям) и представителя Военкомата РА - Быканова С.Д. (по доверенности), полагавших решение суда законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истец Осьмачка А.И. обратился в суд с иском к ФГУ «Главное бюро МСЭ по РА» о признании акта освидетельствования в части установления причин <данные изъяты> незаконной. Истец просил изменить причину <данные изъяты> с формулировки «<данные изъяты> на формулировку <данные изъяты>

В обоснование своих требований указал, что в период прохождения военной службы на Украине ВВК ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что его <данные изъяты> связано с прохождением военной службы.

Ответчик отказал в удовлетворении просьбы истца на основании письма Окружного военного клинического госпиталя №<данные изъяты> <адрес> и внутреннего законодательства РФ.

Согласно ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения (Москва, 13.03.1992 г.) необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников СНГ и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. Поэтому истец не должен подтверждать причинно-следственную связь полученного <данные изъяты> с прохождением военной службы, а ответчик не должен был её устанавливать. Непризнание причины <данные изъяты> с формулировкой <данные изъяты> нарушает его право на получение военной пенсии. Кроме того, согласно письму от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Военного комиссара г. Майкопа на имя Военного комиссара РА он признан военным пенсионером МО РФ, т.е. Министерство обороны Российской Федерации приняло его документы без легализации, в соответствии с п. 11 Соглашения. Просил признать незаконной выписку из акта освидетельствования Бюро № 1 ФГУ «ГБ МСЭ по Республике Адыгея (Адыгея)» от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> и признать, что <данные изъяты> истца связано с <данные изъяты>.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить.

Ответчик иск не признал и просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Судом первой инстанции вынесено указанное решение.

Не согласившись решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование ссылается на обстоятельства указанные в исковом заявлении.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований обосновано исходил из распространения на данные отношения норм международного права и верно сослался на Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, согласно статье 1 которого, пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР (далее - военнослужащих), а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи.

Во исполнение Соглашения от 15 мая 1992 года в Российской Федерации принят Закон РФ N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым определены правовые основания назначения пенсий и порядок их исчисления.

В соответствии с указанным Соглашением вопрос пенсионного обеспечения военнослужащих осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают, из чего следует, что вопрос выплаты пенсии истцу может быть разрешен по законодательству Российской Федерации.

Нормы пункта "б" статьи 21 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также подпункта "б" пункта 41 Положения о военно-врачебной экспертизе определяют круг обстоятельств, которыми обусловлено установление той или иной причинной связи заболеваний и увечий (в том числе повлекших установление инвалидности) с прохождением гражданами военной службы и исполнением ими служебных обязанностей.

Согласно части четвертой статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с абзацем первым пункта 14 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Таким образом, суд сделал правильный вывод о том, что именно военно-врачебные комиссии являются теми органами, которые уполномочены на установление причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с последствиями прохождением военной службы.

Согласно указанным выше нормам федеральные учреждения медико-социальной экспертизы осуществляют возложенные на них полномочия с учетом и на основании решений, принятых военно-врачебные комиссии. Инвалидностью вследствие заболевания, полученного в период военной службы, считается инвалидность, наступившая вследствие увечья, полученного в результате несчастного случая, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей), либо заболевания, не связанного с исполнением обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Разрешая дело, суд обоснованно исходил из того, что п. 14 Правил предусмотрено, что федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы определяют причину <данные изъяты> с формулировкой "<данные изъяты>" при отсутствии документов, подтверждающих факт полученного увечья в период военной службы.

Причинная связь полученного телесного повреждения с осуществлением служебной деятельности устанавливается в порядке, определенном Инструкцией о порядке проведения военно - врачебной экспертизы в органах внутренних дел РФ и внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД РФ от 14.07.2010 N 523.

Что касается ссылки истца на Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15 мая 1992 года, то судебная коллегия признает ее несостоятельной, поскольку данная норма обеспечивает лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих от органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля) и не дает права гражданам требовать на территории Российской Федерации предоставления им льгот, установленных законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и отмене не подлежит.

В удовлетворении заявления Осьмачка А.И. о взыскании с ответчика 5 000 руб. судебных расходов, понесенных в связи с участием его представителя в заседании суда апелляционной инстанции следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 23.01.2012г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий – Н.Ш. Бзегежева

Судьи: В.В. Безуглов и Ж.К. Панеш

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея                                  Ж.К. Панеш