компенсация морального вреда



Судья Юрченко Н.И.    дело № 33-281    2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

03 апреля 2012 года    г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Хапачевой Р.А.

судей: Панеш Ж.К. и Козырь Е.Н.

при секретаре Кушу Э.Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Васильевой <данные изъяты> на решение Майкопского районного суда от 15 февраля 2012 года, которым постановлено:

отказать в удовлетворении исковых требований <данные изъяты> Викторовны к Наджаровой <данные изъяты> о возмещении морального вреда за необоснованностью.

Заслушав доклад судьи Козырь Е.Н., пояснения истца Васильевой Л.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, мнение Виноградова О.А. – представителя ответчика Наджаровой В.В. (по доверенности) полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Васильева Л.В. обратилась с иском к Наджаровой В.В. о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование указала, что по заявлению Наджаровой В.В. мировым судьей судебного участка города Майкопа в отношении нее было возбуждено уголовное дело в порядке частного обвинения по части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> УК РФ. При рассмотрении уголовного дела, возбужденного по данному заявлению, она оправдана по пункту 2 части 1 статьи 24 УПК РФ за отсутствием состава преступления. Приговор оставлен без изменения судом апелляционной и кассационной инстанций. В результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности истица испытала физические и нравственные страдания. Судебное разбирательство продолжалось с 13 июля 2010 по 22 февраля 2011 года. Весь указанный период она периодически отпрашивалась с работы для участия в судебных заседаниях, нарушала свой привычный график труда и отдыха, что пагубно сказалось на ее физическом и моральном состоянии. Кроме того, в апреле 2011 года была вынуждена уволиться с работы. В результате уголовного преследования со стороны Наджаровой В.В. ей причинены нравственные страдания. Просила взыскать с Наджаровой В.В. в её пользу компенсацию морального вреда в сумме 50 000 рублей.

В судебное заседание истец Васильева Л.В. не явилась, предоставила заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие и поддержала заявленные требования.

Виноградов О.А. – представитель ответчика Наджаровой В.В. в судебном заседании иск не признал, просил в удовлетворении отказать. Пояснил, что Васильевой Л.В. не доказан факт недобросовестности ответчика при подаче заявления о привлечении истца к уголовной ответственности. Доказательства о причинении нравственных и физических страданий также отсутствуют.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе истец Васильева Л.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым удовлетворить её требования в полном объёме. Указывает, что за ней признали право на реабилитацию, то есть она имеет право на возмещение вреда причиненного уголовным преследованием. Кроме того, ответчиком опорочены её честь и достоинство. Полагает, что судом не в полной мере учтены перенесённые ею нравственные страдания. Обращает внимание, что ею предоставлено достаточно доказательств вины ответчика в причинении морального вреда.

В возражении на апелляционную жалобу Виноградов О.А. – представитель ответчика Наджаровой В.В., просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение суда следует оставить без изменения.

Судом первой инстанции установлено, что по заявлению Наджаровой В.В. мировым судьей судебного участка города Майкопа Республики Адыгея было возбуждено дело частного обвинения в отношении Васильевой Л.В. по части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> УК РФ. Приговором мирового судьи судебного участка города Майкопа Республики Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ года Васильева Л.В. оправдана на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ – за отсутствием в деянии состава преступления.

Истец Васильева Л.В. просила взыскать компенсацию морального вреда за её незаконное привлечение к уголовной ответственности по заявлению Наджаровой В.В.

Согласно части 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьёй 151 ГК РФ.

Статьёй 151 ГК РФ определено: если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, в том числе жизнь и здоровье, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу требований статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Исходя из системного анализа вышеприведённых правовых норм, регулирующих правоотношения, связанные с возмещением морального вреда, для наступления ответственности за причинение вреда необходимо наличие следующих условий: наличие вреда; противоправное поведение (действие, бездействие) причинителя вреда; причинная связь между противоправным поведением и наступившим вредом; вина причинителя вреда.

Между тем, доказательств виновного поведения Наджаровой В.В. по отношению к истцу ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции представлено не было.

Суд пришел к правильному выводу о том, что сам по себе факт обращения Наджаровой В.В. в суд не может свидетельствовать о её виновном поведении, даже если и в последующем ей отказано в удовлетворении требований, поскольку граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (статья 9 Гражданского кодекса РФ), в том числе процессуальное право на обращение в суд.

По мнению автора жалобы, она имеет право на возмещение вреда причиненного уголовным преследованием, ввиду признания за ней признали право на реабилитацию.

Частью 9 статьи 132 УПК РФ предусмотрено, что в случае оправдания подсудимого по делу частного обвинения с лица, по жалобе которого было начато производство по данному уголовному делу, суд вправе взыскать полностью или частично процессуальные издержки, т.е. расходы, связанные с производством по уголовному делу.

Согласно статье 133 УПК РФ право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда, связанного с уголовным преследованием, и это право имеет подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда.

Как предусмотрено статьёй 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (статья 1100 ГК РФ).

Таким образом, указанными нормами не предусмотрено взыскание морального вреда в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности по делам частного обвинения.

Кроме того, статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии с частью 2 статьи 20, статьей 318 УПК РФ (в редакции действовавшей до 07 декабря 2011 года) уголовное дело о преступлении, указанном в части <данные изъяты> статьи <данные изъяты> УК РФ, возбуждается в отношении конкретного лица путем подачи потерпевшим и его законным представителем заявления в суд.

При таких обстоятельствах обращение Наджаровой В.В. в порядке частного обвинения в суд и дальнейшее вынесение судом оправдательного приговора в отношении подсудимой Васильевой Л.В. ввиду отсутствия в её действиях состава преступления не могут являться основанием для привлечения ответчика к гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьей 151 ГК РФ. В данном случае имела место реализация Наджаровой В.В. Конституционного права на судебную защиту её прав, которые она посчитала нарушенными. Иного способа защиты своих прав по делу частного обвинения, кроме обращения в суд с заявлением о привлечении Васильевой Л.В. к уголовной ответственности, в силу вышеуказанных норм уголовно-процессуального законодательства у Наджаровой В.В. не было.

Подлежит отклонению довод о том, что судом не в полной мере учтены перенесённые ею нравственные страдания, поскольку доказательств, подтверждающих, что действиями ответчика в связи с подачей иска в суд ей причинен моральный вред, не предоставлено.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований.

С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом принято законное и обоснованное решение, при правильном применении норм материального права и с соблюдением требований процессуального закона. Оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьи 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского районного суда 15 февраля 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Васильевой Л.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:    Р.А. Хапачева

Судьи:    Ж.К. Панеш

Е.Н. Козырь