взыскание выплаты



Судья Данилов С.А.    дело № 33-369    2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 апреля 2012 года    город Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Хапачевой Р.А.

судей: Шишева Б.А. и Мамий М.Р.

при секретаре Хамирзовой А.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Администрации муниципального образования «Гиагинский район» на решение Гиагинского районного суда Республики Адыгея от 05 марта 2012 года, которым постановлено:

иск Закипневой <данные изъяты> к администрации МО «Гиагинский район», Министерству образования и науки Республики Адыгея удовлетворить.

Взыскать с администрации МО «Гиагинский район» и Министерства образования и науки Республики Адыгея субсидиарно в пользу Закипневой <данные изъяты> за счет субвенции социальную выплату на приобретение жилого помещения в размере <данные изъяты> рублей.

Заслушав доклад судьи Мамий М.Р., пояснения представителей ответчика – администрации МО «Гиагинский район» Шепотько Н.Б. и Педан А.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, мнение представителя истца по доверенности Хачмамук Л.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Представитель Закипневой А.В. по доверенности Хачмамук Л.В. обратилась с иском к администрации МО «Гиагинский район» о взыскании за счет субвенции социальной выплаты на приобретение жилья в сумме <данные изъяты> рублей. В обоснование указала, что родители истицы ФИО13 и ФИО14. умерли до достижения ею совершеннолетия. На основании Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ Закипнева А.В. находилась под опекой ФИО10 За истицей не числится жильё. Земельный участок ей также не предоставлялся. Закреплённого жилого помещения она не имеет. Узнав о том, что она имеет право на жильё, обратилась в администрацию МО «Гиагинский район» с просьбой о включении в очередь на получение жилого помещения, как ребенку сироте, но ей пояснила, что это невозможно. В соответствии с действующим законодательством детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляется безвозмездная субсидия на приобретение жилья. Данные государственные полномочия переданы органам местного самоуправления, а именно администрации муниципального образования «Гиагинский район». На день обращения в суд норма предоставления жилого помещения на одного человека составляет <данные изъяты> кв. м, а среднерыночная стоимость одного квадратного метра общей площади жилья по Республике Адыгея на второе полугодие 2011 года составляет <данные изъяты> рублей. Общая сумма субсидии на приобретение жилья составила: <данные изъяты> кв. м х <данные изъяты> руб. = <данные изъяты> рублей.

Определением Гиагинского районного суда от 27.02.2012 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство образования и науки Республики Адыгея.

До начала судебного разбирательства представитель истца увеличила размер взыскиваемой суммы в связи с изменением среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилья по <адрес>, составившей на первый квартал 2012 года – <данные изъяты> рублей. Сумма взыскиваемой субсидии на приобретение жилья составила <данные изъяты> рублей.

В судебном заседании представитель истца поддержала заявленные требования в полном объёме, просила взыскать с ответчиков субсидиарно в пользу истицы за счёт субвенции социальную выплату на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей.

Представитель ответчика администрации МО «Гиагинский район» иск не признал, пояснив, что Закипнева А.В. в администрацию по вопросу постановки на жилищный учёт в льготную очередь для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ранее не обращалась. Ввиду того, что истица не обращалась в администрацию МО «Гиагинский район» с заявлением о постановке на жилищный учёт и соответствующими документами, она не имеет право на получение социальной выплаты.

Представитель ответчика Министерства образования и науки Республики Адыгея в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Суд принял изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик администрация МО «Гиагинский район», не соглашаясь с решением суда, просит его отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что суд не принял во внимание то, что Закипнева А.В. не обращалась в администрацию МО «Гиагинский район» по поводу постановки на жилищный учёт в льготную очередь детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Принятие на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется на основании соответствующих заявлений и документов, подтверждающих право состоять на учёте. Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют право на внеочередное предоставление им жилья только при условии их постановки на учёт в качестве нуждающихся в обеспечении жилой площадью. Заявления о постановке на учёт Закипнева А.В. в администрацию МО «Гиагинский район» не подавала, в связи с чем, она не могла быть включена в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истицы - Хачмамук Л.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.

В силу ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются, в частности, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно части 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Поскольку частью 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, необходимым условием для получения жилого помещения является постановка на учёт в органе местного самоуправления.

Основанием для принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, является заявление гражданина о принятии его на учет. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие право этого гражданина состоять на указанном учете.

Указанные выше требования закона судом не были учтены при рассмотрении возникшего спора и привели к неправильному разрешению дела.

Как пояснила представитель администрации МО «Гиагинский район», истица с заявлением о постановке на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрацию МО «Гиагинский район» не обращалась, данный вопрос ответчиком не рассматривался, в постановке на учёт Закипневой А.В. не было отказано.

Данные обстоятельства истицей не оспаривались и были подтверждены представителем истицы в суде апелляционной инстанции.

Судом первой инстанции не было учтено, что в данном случае отсутствует совокупность необходимых условий для получения безвозмездной жилищной субсидии.

Допущенные судом нарушения норм материального права являются существенными, повлиявшими на исход дела.

При таких обстоятельствах, обжалуемое решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем, оно подлежит отмене в апелляционном порядке на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием нового решения об отказе в иске, которое не препятствует истице в решении жилищного вопроса при соблюдении установленных законом требований.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Гиагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить и принять новое решение, которым в иске Закипневой <данные изъяты> к администрации МО «<адрес>» и Министерству образования и науки Республики Адыгея о взыскании социальной выплаты на приобретение жилого помещения отказать.

Председательствующий                        Р.А. Хапачева

судьи                                     Б.А. Шишев

М.Р. Мамий