отказ в принятии искового заявления



Судья Едиджи С.Х.             Дело № 33- 574             2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 июня 2012 года                             г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего – Бзегежевой Н.Ш.

судей – Безуглова В.В. и Козырь Е.Н.

с участием прокурора – Хачака Р.А.

при секретаре – Хамирзовой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании материал по апелляционному представлению заместителя прокурора Тахтамукайского района на определение судьи Тахтамукайского районного суда от 20 февраля 2012 года, которым определено:

в принятии искового заявления Прокурора Тахтамукайского района в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида второй категории № 1 «Нальмес» об обязании муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «детский сад общеразвивающего вида второй категории № 1 «Нальмес» осуществить государственный учет земельного участка и здания детского сада, построек литеры Г-Г10, расположенных по адресу: <адрес> – отказать.

Заслушав доклад судьи Бзегежевой Н.Ш., объяснение помощника прокурора Хачака Р.А., поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Тахтамукайского района обратился в суд в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида второй категории № 1 «Нальмес» об обязании осуществить государственный учет земельного участка и здания детского сада, построек литеры Г-Г10, расположенных по адресу: <адрес>.

В обоснование требований указал, что прокуратурой Тахтамукайского района проведена проверка соблюдения муниципальными образовательными учреждениями Тахтамукайского района законодательства Российской Федерации в сфере образования и лицензионных требований и условий в соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 33.1 Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 года № 3266-1 (в редакции Федерального закона от 08.11.2010 года № 293-ФЗ), подп. «а» п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденному постановлением Правительства РФ от 16 марта 2011 года № 174, ч. 1 ст. 131 ГК РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Вопреки перечисленным требованиям законодательства об образовании, лицензировании образовательной деятельности, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ответчик не осуществил оформление прав на находящиеся во владении учреждения вышеперечисленные объекты недвижимости, в том числе право оперативного управления на здание детского сада.

Учитывая изложенное, просил обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида второй категории № 1 «Нальмес» осуществить государственный учет земельного участка площадью 9263 кв.м., здания детского сада и построек литеры Г-Г10, находящихся по адресу: <адрес>.

Определением судьи Тахтамукайского районного суда от 20 февраля 2012 года в принятии искового заявления Прокурора Тахтамукайского района отказано.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Тахтамукайского района, ссылаясь на незаконность принятого определения судьи, просит его отменить и разрешить вопрос по существу. Полагает, что вывод суда о том, что предмет предъявленного прокурором требования не затрагивает право на образование, иные права и интересы, а затрагивает лишь интересы юридического лица, в защиту которого прокурор не вправе обращаться в порядке, предусмотренном ст.45 ГПК РФ, является неверным. При этом суд, по мнению прокурора, незаконно не усмотрел оснований для судебной защиты по предмету спора. Также указывает, что в соответствии с ч.2 ст.8 Гражданского Кодекса РФ права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него. Частью 1 статьи 131 Гражданского Кодекса РФ, а также ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлена обязательная государственная регистрация вещных прав на недвижимые вещи, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение. Кроме этого, согласно ч. 1 ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 18.07.2011) лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Утверждает, что требование закона о необходимости соблюдения образовательным учреждением лицензионных требований, в том числе наличие оснащенных зданий, строений, сооружений, помещений и территорий, необходимых для осуществления образовательной деятельности, права на которые зарегистрированы в установленном законом порядке, является одним из основополагающих при осуществлении образовательной деятельности.

Таким образом, исходя из буквального смысла ч. 1 ст.2 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 18.07.2011) несоблюдение ответчиком указанного выше лицензионного требования ставит под угрозу реализацию конституционного права обучающихся (воспитанников) на образование. Это противоречит одному из основных направлений государственной политики Российской Федерации, может нанести ущерб безопасности государства, поскольку отношения в области образования находятся под особой государственной защитой в сфере особых интересов Российской Федерации.

Также не согласен с выводом суда о том, что прокурор, не имея на то полномочий, незаконно обратился в суд.

В силу статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона N 2202-1 от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

При этом в силу части первой статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства являются, в том числе, разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношении.

Проверив материал, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене, по следующим основаниям.

Отказ в принятии искового заявления судья мотивировал тем, что требования прокурора, изложенные в иске, не затрагивают ни право на образование, ни иные права и интересы, подлежащие защите. Кроме того, отказ в принятии аргументирован тем, что прокурор имеет право обращения в суд с соответствующим иском, при наличии правовой заинтересованности общества, государства или отдельных социальных категорий.

С данными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку приведенные в оспариваемом определении основания не указаны в части 1 статьи 134 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержащей исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии искового заявления.

Кроме того, имеется правовая заинтересованность государства, поскольку, как следует из приложенных к иску документов, в 2007 году детскому саду было передано имущество в оперативное управление, при этом МБДОУ не были выполнены требования части 2 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», предусматривающие обязательную государственную регистрацию права, в том числе и право оперативного управления, на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Федерального закона.

В соответствии с положениями части 1 статьи 21, части 3 статьи 35 Федерального закона № 2202-1 от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории РФ, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. В силу статьи 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно пункту 4 статьи 27, пункту 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Как следует из представленных материалов, заявление прокурора направлено в защиту интересов воспитанников детского сада, находящихся в нем в настоящее время, в защиту интересов лиц, у которых в будущем возникнет право на обучение в дошкольном образовательном учреждении, а также в защиту интересов Российской Федерации, поскольку реализация программ дошкольного образования без соблюдения лицензионных требований ставит под угрозу интересы граждан и государства на получение воспитанниками детского сада качественного, доступного дошкольного образования в соответствии с установленными федеральными государственными образовательными стандартами, гарантированными частями 1,2,5 статьи 43 Конституции РФ. При этом круг таких лиц точно определен быть не может.

Таким образом, заявление прокурора об обязании дошкольного образовательного учреждения устранить нарушения требований Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» направлено на защиту и восстановление гражданских прав социально незащищенной группы граждан (несовершеннолетних) и подано прокурором Тахтамукайского района Республики Адыгея в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством в целях исполнения законов, действующих на территории РФ.

При таких обстоятельствах прокурор вправе был обратиться в суд с вышеназванным исковым заявлением в защиту гарантированных Конституцией РФ прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц (несовершеннолетних воспитанников дошкольного образовательного учреждения), в связи с чем, вывод судьи о том, что заявленные требования не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку не затрагивают чьих-либо интересов, нельзя признать правильным, соответственно определение об отказе в принятии данного заявления подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 334, 335 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

определение судьи Тахтамукайского районного суда Республики Адыгея от 20 февраля 2012 года отменить.

Исковое заявление прокурора Тахтамукайского района Республики Адыгея в защиту прав и законных интересов РФ и неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад общеразвивающего вида второй категории № 1 «Нальмес» об обязании осуществить государственный учет земельного участка площадью 9263 кв.м., здания детского сада и построек литеры Г-Г10, находящихся по адресу: <адрес>, передать в Тахтамукайский районный суд для разрешения вопроса о его принятии к производству суда.

Председательствующий: Бзегежева Н.Ш.

судьи: Козырь Е.Н. и Безуглов В.В.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея Н.Ш. Бзегежева