об обязании заключить договор социального найма вне очереди



Судья Туркова А. Н.Дело № 33-5422011 год

К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 мая 2011 годаг. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Ткаченко В. В.

судей: Мейстер В. М. и Тхагапсовой Е. А.

при секретаре: Кушу Э. Э.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министра труда и социального развития Республики Адыгея Н. С. Широковой на решение Майкопского городского суда от 04 мая 2011 года, которым постановлено:

иск Ломжиевой <данные изъяты> к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о взыскании единовременной выплаты на приобретение жилья - удовлетворить.

Взыскать с Министерства труда и социального развития Республики Адыгея в пользу Ломжиевой <данные изъяты> единовременную выплату на приобретение жилья за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета, в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении иска Ломжиевой <данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма- отказать.

Заслушав доклад судьи- председательствующего Ткаченко В. В., объяснения представителя Министерства труда и социального развития РА по доверенности Долголенко О. В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителей истицы Ломжиевой С. Ш. – Куанышпаевой Р.М. (по доверенности) и <данные изъяты> Мамия М. Р. (по ордеру), а также представителя ответчика - администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Тешева С. Р., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы ввиду ее необоснованности, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ломжиева С. Ш. обратилась в суд с иском к Министерству труда и социального развития РА об обязании его выплатить за счет субвенций из республиканского бюджета, безвозмездную субсидию на приобретение жилья в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.

При этом, в обоснование требований указала, что является инвалидом 1 группы, что подтверждается заключением ВК № 196 от 14.04.2010 года. Согласно данному заключению, ей установлен диагноз <данные изъяты>

Распоряжением № 690-р от 15.02.2008 года она признана нуждающейся улучшении жилищных условий и включена в общий список граждан, нуждающихся в жилье, предоставляемом по договору социального найма, и в список инвалидов на основании ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - с 07 февраля 2008 года. Присвоен учетный номер – 323.

С 10 декабря 2010 года включена в список граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817, при которых совместное проживание с ней в одной квартире невозможно.

На свое обращение в администрацию МО «Город Майкоп» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма получила отказ ввиду отсутствия в местном бюджете средств на эти цели. В связи с этим, просила суд обязать Министерство труда и социального развития РА произвести ей социальную выплату на приобщение жилья в собственность, с учетом ее права на дополнительную жилую площадь.

16 марта 2011 года истица дополнила предмет и основания своих исковых требований. Указала, что в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне; являющиеся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним невозможно, и не имеющее иного жилого помещения на праве собственности. Просила обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» заключить с ней договор социального найма жилья.

В отзыве на исковое заявление ответчик - Министерство труда и социального развития РА просит в удовлетворении требования Ломжиевой С.Ш. отказать ввиду их необоснованности.

В судебном заседании истица Ломжиева С. Ш. и ее представитель по ордеру – <данные изъяты> Мамий К. Б. заявленные требования поддержали в полном объеме и просили суд их удовлетворить.

Представитель ответчика- администрации муниципального образования «Город Майкоп» по доверенности Тешев С. Р. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме ввиду их необоснованности.

Представитель ответчика- Министерство труда и социального развития РА Долголенко О. В. иск не признал в полном объеме виду его необоснованности, и просил суд в его удовлетворении отказать.

Суд принял изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ответчик- Министерство труда и социального развития РА просит решение суда от 04.05.2011 года отменить ввиду его незаконности и необоснованности, и принять новое решение, не передавая дело на новое рассмотрение.

В обоснование жалобы указывает, что суд пришел к выводу о том, что истица имеет право на получение безвозмездной субсидии на основании ст. 17 и ст. 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Согласно ст. 28.2 указанного Закона, Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерацией переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года. Суд не дал надлежащей оценки тому факту, что истица встала на учет впервые в 2008 году, а после 01.03.2005 года Российская Федерация не передавала Министерству труда и социального развития РА полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся на учет и вставших на учет после 01.03.2005 года. Таким образом, как он считает, при принятии решения суд допустил неправильное толкование и применение ст. ст. 17 Закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ. Кроме того, в судебном заседании суд разрешил вопрос о несоответствии Конституции РФ норм ст. 17 и ст. 28.2 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года, что относится в силу ст. 3 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» к полномочиям Конституционного Суда РФ.

Возражений относительно жалобы не поступило.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение подлежит отмене по следующим основаниям.

Удовлетворяя исковые требования Ломжиевой С. Ш. к Министерству труда и социального развития РА о предоставлении ей безвозмездной субсидии на приобретение жилья, суд первой инстанции исходил из того, что истица поставлена на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и обеспечивается жильем в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Между тем, данный вывод суда является незаконным и необоснованным.

Согласно ст. 17 ФЗ « О социальной защите инвалидов в РФ» инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, осуществляется в соответствии со ст. 28.2 настоящего Федерального закона, согласно которой Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года Средства на реализацию передаваемых полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Постановлением Кабинета Министров РА от 22.03.2010 года № 46 «О реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей- инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения», определена форма и порядок реализации права инвалидов, вставших на учет до 01 января 2005 года, на обеспечение жильем.

Таким образом, по смыслу закона следует, что для правильного решения вопроса о порядке обеспечения жильем истицы юридическое значение имеет момент признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на такой учет: до 01.01.2005 года или после 01.01.2005 года.

Как следует из материалов дела, Ломжиева С. Ш. совместно с дочерью- ФИО14 проживает на условиях найма в жилом помещении, общей площадью на одного человека менее учетной нормы, расположенном по <адрес>. Из выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (л.д.15) видно, что за истицей не зарегистрировано права собственности на жилое помещение. Решением комиссии по жилищным вопросам от 13.02.2008 года, утвержденным распоряжением главы администрации МО «Город Майкоп» № 690-р от 15.02.2008 года, истица, составом семьи 1 человек, поставлена на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, номер очереди в общем списке - 3405, в списке инвалидов, признанных нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма - 323.

Согласно заключению врачебной комиссии № 196 от 14.04.2010 года, имеющемуся в материалах дела, Ломжиевой С. Ш. установлена I группа инвалидности бессрочно, наступившая, в числе прочего, вследствие нарушения функций тазовых органов по типу недержание мочи. Следовательно, истица по состоянию здоровья пользуется правом на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии с п. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 4 ч. и п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ и п. 8 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановления Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации МО «Город Майкоп» от 15.12.2010 года, утвержденного распоряжением № 5458-р от 17.12.2008 года, Ломжиева С. Ш. включен в список учета граждан под номером 47, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание в одной квартире невозможно, имеющих право на предоставление жилого помещения вне очереди.

Так как истица признан нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в 2008 году впервые, то есть после 01 января 2005 года, то является обоснованным довод кассационной жалобы о том, что Российской Федерацией после 01.01.2005 года Министерству труда и социального развития РА не передавались отдельные государственные полномочия по обеспечению жильем инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Следовательно, суд не только допустил нарушения ст. 148 ГПК РФ, так как неправильно определил состав ответчиков, но и при принятии решения применил по делу не подлежащие применению нормы материального права.

Кроме того, в соответствии с п. «а» ч. 1 ст. 3 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 года № 1-ФКЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «О Конституционном Суде Российской Федерации», к полномочиям Конституционного Суда РФ относится разрешение дел о соответствии Конституции РФ федеральных законов.

Довод кассатора в жалобе о том, что суд разрешил вопрос, отнесенный к компетенции Конституционного Суда РФ, является обоснованным.

Как видно из мотивировочной части оспариваемого решения, суд пришел к выводу о том, что статья 28.2 Закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года и Постановление Кабинета Министров РА от 22.03.2010 года № 46, принятое в рамках делегированных РФ полномочий, в части, ограничивающей права инвалидов, вставших на учет после 01 января 2005 года, на получение единовременной выплаты на приобретение жилья, противоречат ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, поскольку ставят граждан одной категории (инвалидов) в разное (неравное) положение, что недопустимо в силу п. «а» ч. 1 ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации».

При этом, суд не учел разъяснения Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления Пленума от 31.10.1995 года № 8 (с последующими изменениями и дополнениями) «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае неопределенности в вопросе о том, соответствует ли Конституции Российской Федерации примененный или подлежащий применению по конкретному делу закон, суд, исходя из положений ч. 4 ст. 125 Конституции Российской Федерации, обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности этого закона. О необходимости обращения с запросом в Конституционный Суд Российской Федерации суд выносит мотивированное определение.

Ссылки суда в решении на Федеральный закон от 13.12.2010 года № 357-ФЗ «О Федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов», не свидетельствует о делегировании Российской Федерации отдельных государственных полномочий субъектам Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий. Цель принятия указанного Закона - распределение между субъектами бюджетных правоотношений межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период. Таким образом, Закон от 13.12.2010 года № 357-ФЗ неправильно применен судом по делу, так как не регулирует спорные правоотношения, вытекающие из жилищных правоотношений.

Нарушение и неправильное применение норм материального права является основанием для отмены решения суда в кассационном порядке в силу п. 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ.

Так как обстоятельства, имеющие юридическое значение для правильного разрешения дела по существу могут быть установлены на основе имеющихся в материалах дела доказательств, то судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение.

Часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Жилые помещения муниципального жилищного фонда предоставляются по договорам социального найма малоимущим гражданам.

Согласно ч.3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда РФ или жилищного фонда субъекта РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом, и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

В части 4 ст. 49 ЖК РФ указано, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ.

В соответствии с п. 5 ч.1 ст. 14 ЖК РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Аналогичные положения предусмотрены в п. 6 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определяющей вопросы местного значения.

Так как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне, как истица, ставятся на учет в качестве малоимущих граждан, имеющих право на дополнительную жилую площадь, то в силу ч. ч. 3 и 4 ст.57 ЖК РФ, по мнению судебной коллегии, жилые помещения по договору социального найма им предоставляются вне очереди на основании решения органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

Исходя из анализа указанных норм материального закона, подлежащих применению к спорным правоотношениям, следует, что предоставить истице вне очереди жилое помещение по договору социального найма, обязана администрация МО «Город Майкоп», по установленным нормам предоставления и с учетом права Ломжиевой С.Ш. на дополнительную площадь жилого помещения.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что оспариваемое решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым исковые требования Ломжиевой С. Ш. к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма, следует удовлетворить, а в удовлетворении исковых требований Ломжевой С. Ш. к Министерству труда и социального развития Республики Адыгея о взыскании единовременной денежной выплаты на приобретение жилья - отказать ввиду их необоснованности.

Руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 362, ст. ст. 366, 367 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Майкопского городского суда от 04 мая 2011 года отменить и принять по делу новое решение, которым исковые требования Ломжиевой Сары Шабановны к администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении ей вне очереди жилого помещения по договору социального найма - удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить вне очереди Ломжиевой <данные изъяты> жилое помещение по договору социального найма.

В удовлетворении исковых требований Ломжиевой <данные изъяты> о взыскании с Министерства труда и социального развития РА за счет средств субвенций из федерального бюджета, единовременной социальной выплаты на приобретение жилья – отказать ввиду их необоснованности.

Председательствующий:В. В.Ткаченко

Судьи:В. М. Мейстер

Е. А. Тхагапсова