Прокурор к ОФМС о содерж.объектов ГО



Судья Середа А.Н. Дело № 33 – 918     2012 год

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

31 августа 2012 года                 г. Майкоп

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего: Хапачевой Р.А.

судей: Мамий М.Р. и Сиюхова А. Р.

при секретаре: Абреговой С. О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 03 июля 2012 года, которым постановлено:

Иск прокурора г. Майкопа в интересах неопределенного круга лиц к отделу ФМС России по Республики Адыгея об устранения нарушения законодательства удовлетворить.

Обязать отдел ФМС России по Республики Адыгея провести; капитальный ремонт защитного сооружения по адресу <адрес>, укомплектовать согласно правил эксплуатации ЗС ГО и в дальнейшем поддерживать в постоянной готовности.

Заслушав доклад судьи Хапачевой Р. А., объяснения прокурора Аутлева А. М., полагавшего решение суда законным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Майкопа обратился в Майкопский городской суд с заявлением к ответчику, в котором просил обязать устранить недостатки в содержании объектов гражданской обороны, выявленные в марте - апреле 2012 года в ходе проверки исполнения федерального законодательства, регулирующего сохранность использования объектов гражданской обороны. Установлено, что на территории муниципального образования «Город Майкоп» имеется ряд защитных сооружений, относящихся к объектам гражданской обороны, ограниченно годных к приему укрываемых. Защитное сооружение, расположенное на территории города Майкопа по адресу у л.<адрес>, принадлежит отделу Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Адыгея, что подтверждается паспортом убежища от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту комиссии по сохранению существующего фонда защитных сооружений ГО МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ данное убежище относится к ЗС ГО. Его техническое состояние не отвечает предъявляемым требованиям содержания и использования убежища. Будучи собственником защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес>, отдел ФМС России по Республике Адыгея не предпринимает мер к надлежащему содержанию здания.

Вместе с тем, указанный объект, является одним из социально значимых объектов инфраструктуры города Майкопа и нахождение указанного объекта гражданской обороны в ограниченно пригодном к приему урываемых является внешним фактором, способствующими возникновению и распространению угрозы террористических актов, что создает почву для возникновения экстремистских проявлений и делает объект массового скопления людей уязвимым, с точки зрения антитеррористической защищенности. Прокурор просил суд обязать отдел Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Адыгея принять меры к устранению выявленных недостатков: провести капитальный ремонт защитного сооружения, расположенного по адресу: <адрес> укомплектовать, согласно «Правил эксплуатации ЗС ГО» инструменты, аптечку коллективную (медицинскую), документацию и принадлежности звена по обслуживанию убежища, а также возложить на ОФМС РФ по РА обязанность по поддержанию в постоянной готовности к использованию защитного убежища, расположенного по адресу: <адрес>

В судебном заседании помощник прокурора города Майкопа заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ОФМС России по Республике Адыгея по доверенности Аннин С.Е. требования не признал, пояснил, что сооружение передано им по договору безвозмездного пользования, в настоящее время они поставили вопрос о расторжении указанного договора. Сооружение им было передано в ненадлежащем состоянии.

Представитель Администрации МО «Город Майкоп» - Зехов А.Н. полагал, что иск подлежит удовлетворению.

Представитель Главного управления МЧС России по Республике Адыгея - Филатов Д.В. также полагал, что иск подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии с федеральным законодательством бремя содержания возложено на лицо в чьем ведении находит сооружение.

Судом постановлено означенное выше решение.

В апелляционной жалобе отдел ОФМС РФ по Республике Адыгея просит решение суда отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявления прокурора, ссылаясь на отсутствие у прокурора права на предъявление требований со ссылкой на нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку круг лиц является определенным; отдел не является организацией, эксплуатирующим здание; является недоказанным виновное неисполнение обязанностей по содержанию объекта ГО; судом не применены ст. ст. 698, 699 о допустимости расторжения договора в одностороннем порядке.

Проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

Судом установлено, что на территории города Майкопа по адресу у л.<адрес> расположено защитное сооружение гражданской обороны (далее - ЗС ГО), принадлежащее отделу Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Республике Адыгея. Указанное обстоятельство подтверждается паспортом убежища от ДД.ММ.ГГГГ, актом проверки и приемки-передачи защитного сооружения ГО, инв. , договором о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», гражданская оборона представляет собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; требованиями в области гражданской обороны являются специальные условия (правила) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п.1 ст.4 названного Закона организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.

В статье 13 данного Закона закреплено, что соответствующее нормативное регулирование, а также специальные, разрешительные, надзорные и контрольные функции в области гражданской обороны в целях реализации государственной политики в области гражданской обороны осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны, которым, согласно Указу Президента Российской Федерации от 11.07.2004 № 868, является Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Согласно пункту 2 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Кроме того, согласно ГОСТР 22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденный постановлением Госстандарта Российской Федерацииот22.12.1994 № 327, защитное сооружение определяет как инженерное сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники имущества от опасностей, возникающих в результате последствий аварий или катастроф на потенциально опасных объектах либо стихийных бедствий в районах размещения этих объектов, а также от воздействия современных средств поражения (подпункт 2.3.10); убежище - как защитное сооружение, в котором в течение определенного времени обеспечиваются условия для укрытия людей с целью защиты от современных средств поражения, поражающих факторов    и воздействий опасных химических и радиоактивных веществ (подпункт 2.3.11).

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам, приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее -Правила).

Согласно подпунктам 1.3, 1.7 и 1.8 Правил, организации, на учете которых находятся ЗС ГО, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту - в разделе V Правил).

Согласно акту комиссии по сохранению существующего фонда защитных сооружений ГО МО «Город Майкоп» от ДД.ММ.ГГГГ данное убежище относится к ЗС ГО и его техническое состояние не отвечает предъявляемым требованиям содержания и использования убежища.

Согласно п.2.1.8 договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны от ДД.ММ.ГГГГ, ссудополучатель (отдел ОФМС РФ по РА) обязано поддерживать имущество, полученное на основании настоящего договора в исправном состоянии, включая осуществление текущего и капитального ремонта, и нести все расходов по его содержанию.

Обстоятельство о ненадлежащем содержании имущества ответчиком судом установлено, что подтверждается материалами дела.

Так, суд первой инстанции сослался на объяснения ведущего специалиста-эксперта ОКиПО ДиР ОФМС России по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО10 - ответственного за содержание защитного убежища, согласно которым указанные в акте проверки нарушения имеются, однако, собственник защитного сооружения гражданской обороны, расположенного по адресу <адрес> - отдел ФМС России по Республике Адыгея, до настоящего времени не предпринимает действенных мер к надлежащему содержанию здания.

Вместе с тем, указанный объект, является одним из социально значимых объектов инфраструктуры города Майкопа и нахождение указанного объекта гражданской обороны в ограниченно пригодном к приему урываемых является внешним фактором, способствующими возникновению и распространению угрозы террористических актов, что создает почву для возникновения экстремистских проявлений и делает объект массового скопления людей уязвимым, с точки зрения антитеррористической защищенности.

Не может служить основанием для пересмотра решения ссылка ответчика на то, что он не осуществляет эксплуатацию объекта гражданской обороны. Будучи собственником, в силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. Сведений о наличии договоренности о содержании объектов ГО организацией, осуществляющей их эксплуатацию, суду представлено не было, в связи с чем ответственным за надлежащее содержание имущества является Отдел ФМС РФ по РА.

Довод апелляционной жалобы о неприменении судом первой инстанции положений ст. ст. 698, 699 ГК РФ подлежит отклонению по мотивам отказа в принятии этого довода в возражениях на иск прокурора. Суд верно указал, что нельзя согласиться с утверждениями ответчика, что он расторгнул договор путем направления в адрес руководителя Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республики Адыгея, и начальника Главного управления МЧС России по Республике Адыгея, уведомления об одностороннем расторжении договора, поскольку п.3 договора предусмотрел порядок расторжения и прекращения действия договора, а именно по соглашению сторон. При отсутствии соглашения, договор в соответствии с ст. 450 ГК РФ может быть расторгнут только в судебном порядке при наличии к тому оснований, предусмотренных законом.

Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и пришел к верному выводу о том, что отдел ФМС России по Республике Адыгея, является эксплуатирующей организацией объекта гражданской обороны.

В силу пункта 1 статьи 9, пункта 4 статьи 18 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне», пунктов 3, 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 №804, Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, пункта 10 постановления Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 №1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» отдел ФМС России по Республике Адыгея обязан планировать и организовывать проведение мероприятий по гражданской обороне, содержать объект гражданской обороны в надлежащем состоянии обеспечивать его сохранность, текущий и капитальный ремонт строительных конструкций, техническое обслуживание и ремонт технических систем, принимать меры по поддержанию его в состоянии постоянной готовности к использованию (приему укрываемых), создавать звенья по обслуживанию убежищ.

Соответственно, решение об удовлетворении иска прокурора принято обоснованно, основания для отмены или изменения принятого судом решения, предусмотренные ст. 330 ГПК РФ, судебной коллегией не усматриваются.

Руководствуясь ст. ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия:

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Майкопского городского суда от 03 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отдела Федеральной миграционной службы по Республике Адыгея – без удовлетворения.

Председательствующий: Хапачева Р. А.

Судьи: Мамий М. Р. и Сиюхов А. Р.

Копия верна:

судья Верховного Суда

Республики Адыгея                      Р. А. Хапачева