№ 2 - 91 2010 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 апреля 2010 года. пос.Вожега.
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Трусова В.Ю.,
с участием прокурора Вожегодского района Ломакиной Н.Г.,
при секретаре Шоховой Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Вожегодского района к администрации В*** муниципального района и Управлению образования В*** муниципального района о понуждении к ведению учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, и понуждении к производству инвентаризации жилых помещений, закреплённых за указанными категориями детей,
у с т а н о в и л :
Прокурор Вожегодского района обратилась в суд с просьбой обязать администрацию В*** муниципального района и Управление образования В*** муниципального района осуществлять учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма, а также обязать ответчиков провести инвентаризацию жилых помещений, закреплёнными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.
В обоснование иска указано, что Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон №159-ФЗ) предусмотрена обязанность органов исполнительной власти по месту жительства обеспечения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой, не имеющих закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. При этом дополнительные гарантии по социальной поддержке указанных категорий граждан на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов РФ.
Как следует из п.7 ст.13 Жилищного кодекса (ЖК) РФ органы государственной власти субъекта РФ определяют порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.7 данной статьи Кодекса, порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст.4 Закона Вологодской области от 17 июля 2006 года №1471-ОЗ (далее - Закон №1471-ОЗ) «О регулировании отдельных жилищных отношений в Вологодской области», учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законом Вологодской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».
Из п.2.2.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года №723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» следует, что учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина в соответствии с Законом Вологодской области от 29 июня 2005 года №1307-ОЗ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан» (далее - Закон №1307-ОЗ).
Согласно ст.1 этого Закона на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования Вологодской области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее - Закон №131-ФЗ). В соответствии с ч.6 ст.19 этого Закона наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Ст.14 Закона №131-ФЗ не относит к вопросам местного значения поселения постановку на учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанных категорий детей в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п.3 ст.23 Закона Вологодской области от 29 декабря 2003 №982-ОЗ «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Вологодской области» (далее - Закон №982-ОЗ) учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту постоянного проживания или по месту выявления и первичного устройства, по месту регистрации или по месту привычного проживания. Данный Закон также не наделяет городские и сельские поселения указанными полномочиями.
Согласно ст.19 Закона №131-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесённым этим законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ. Законом Вологодской области от 17 декабря 2007 года № 1718-ОЗ органы местного самоуправления Вожегодского муниципального района наделены отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей. На территории Вожегодского муниципального района учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется вопреки действующему законодательству администрациями сельских поселений, а не органом местного самоуправления муниципального района, что нарушает права указанных категорий граждан, находящихся под особой защитой государства, на обеспечение их жилыми помещениями. Закреплённые за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, жилые помещения на территории Вожегодского района инвентаризации не подвергаются, а это не позволяет сделать вывод о сохранности указанных жилых помещений.
В письменном отзыве на исковое заявление заместитель начальника Управления образования В*** муниципального района Б*сообщила, что функция осуществления учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей, находящихся под опекой, не имеющих закреплённого жилого помещения, не относится к полномочиям Управления образования как органа местного самоуправления.
Глава В*** муниципального района С* в письменном отзыве на исковое заявление просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку администрация района является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям. В обоснование возражений на иск указано, что учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. По мнению ответчика, закон №1718-ОЗ наделяет органы местного самоуправления муниципальных районов полномочиями по ведению информационного банка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включающего в себя сведения только о получателях мер социальной поддержки, а не сведения о лицах из числа, указанных категорий детей, нуждающимися в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма. Ведение такого информационного банка осуществляется отделом социальной защиты населения администрации В*** муниципального района. Кроме того, Управление образования В*** муниципального района осуществляет функции по выявлению, учёту и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также принимает меры по защите их жилищных прав.
Главы К*** и Б*** сельских поселений, а также Глава В*** городского поселения в письменных отзывах не возражали в удовлетворении требований прокурора.
В судебном заседании прокурор Вожегодского района Ломакина Н.Г. изменённые в первом судебном заседании исковые требования поддержала, просила обязать администрацию В*** муниципального района и Управление образования В*** муниципального района осуществлять учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями. Обязанность проведения инвентаризации жилых помещений, закреплёнными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, просила возложить на администрацию В*** муниципального района.
Представитель администрации В*** муниципального района - заведующая юридическим отделом К* исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно суду пояснила, что ответчиком по данному делу может быть только Управление образования, как орган местного самоуправления. Федеральным и областным законодательством прямо не предусмотрено ведение учёта указанных категорий детей органами местного самоуправления муниципальных районов, средств для этого администрации района не выделено, все средства на осуществление отдельных государственных полномочий распределяются между Управлением образования, городским и сельским поселениями.
Представители Управления образования В*** муниципального района - заместитель начальника Б* и ведущий специалист по охране прав детства С* исковые требования не признали по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, дополнительно пояснили, что учёт детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, должна осуществлять администрация района, поскольку в штате администрации имеются специалисты по оценке пригодности жилья, есть возможность создания компетентной комиссии.
Заведующая отделом социальной защиты населения администрации В*** муниципального района П* признала необходимость осуществления учёта указанных категорий детей, но затруднилась выразить мнение, на кого должна быть возложена данная обязанность.
Главы Я***, Н***, Ю***, М*** сельских поселений и представитель К*** сельского поселения с исковыми требованиями практически согласились, суду пояснили, что в их поселениях осуществляется учёт детей-сирот, но инвентаризация жилья не производится.
Заслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Вожегодского района подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие с п.7 ст.13 ЖК РФ органы государственной власти субъекта РФ определяют порядок ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений согласно п.3 ч.1 ст.14 ЖК РФ относится ведение в установленном порядке учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с ч.3 ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Согласно п.7 данной статьи Кодекса, порядок ведения органом местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта РФ.
Согласно ст.4 Закона №1471-ОЗ учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области, предоставляемых по договору социального найма, осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законом Вологодской области «О порядке ведения органами местного самоуправления учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и об определении общей площади предоставляемого жилого помещения отдельным категориям граждан».
Из п.2.2.1 Положения об управлении и распоряжении жилищным фондом Вологодской области, утверждённого постановлением Правительства Вологодской области от 13 июня 2007 года №723 «Об управлении и распоряжении жилищным фондом области» следует, что учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области социального использования, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных образований области по месту жительства гражданина в соответствии с Законом №1307-ОЗ. В ст.1 этого Закона указано, что на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане по месту их жительства на территории муниципального образования Вологодской области, имеющие основания для признания их нуждающимися в жилых помещениях. Принятие граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставление жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма осуществляется органами местного самоуправления области.
Порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Законом №131-ФЗ, в ч.6 ст.19 которого указано, что наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ. При этом ст.14 данного Закона не относит к вопросам местного значения поселения постановку на учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа указанных категорий детей в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма.
В соответствии с п.3 ст.23 Закона №982-ОЗ учёт нуждающихся в жилых помещениях жилищного фонда области по договорам социального найма указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления по месту постоянного проживания или по месту выявления и первичного устройства, по месту регистрации или по месту привычного проживания. То есть, данный Закон также не наделяет городские и сельские поселения указанными полномочиями.
Согласно ст.19 Закона №131-Ф3 полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов РФ, по вопросам, не отнесённым этим Законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления. Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта РФ.
Поскольку ни федеральное, ни региональное законодательство не возложило обязанность по ведению учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями на органы управлений городских и сельских поселений, учёт указанных категорий детей на территории Вожегодского муниципального района, по мнению суда, обязана вести администрация Вожегодского муниципального района.
Этот вывод следует также и из содержания п.1 ст.2 Закона Вологодской области от 17 декабря 2007 года №1718 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере труда и социальной защиты населения области», которым установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов, в том числе, Вожегодский район, наделяются отдельными государственными полномочиями по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания категорий граждан, к которым относятся дети-сироты, безнадзорные дети, дети, оставшиеся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях). В целях обеспечения мер социальной поддержки и социального обслуживания указанных категорий граждан органы местного самоуправления муниципальных районов осуществляют учёт и ведение информационного банка данных названных граждан.
Из приведённых нормативных актов следует, что ведение учёта детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договорам социального найма, возложено на органы местного самоуправления муниципальных районов, а не на органы местного самоуправления городских и сельских поселений.
По мнению суда, возложение обязанности осуществления учёта указанных категорий детей на Управление образования В*** муниципального района является излишним и не отвечающим приведённым выше нормативным актам, поэтому исковые требования в этой части удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании из объяснений прокурора Вожегодского района, представителей Управления образования и Глав сельских поселений было установлено, что инвентаризация жилых помещений, закреплёнными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, не производится, что приводит к отсутствию достоверной информации о пригодности этих жилых помещений для проживания, к утрате жилых помещений вследствие отсутствия ухода за ними на протяжении длительного периода времени. Поэтому требования прокурора в части возложения на администрацию В*** муниципального района обязанности по производству инвентаризации жилых помещений, закреплёнными за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по мнению суда, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Вожегодского района удовлетворить частично: обязать администрацию В*** муниципального района ... организовать и вести учёт детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа указанных категорий детей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями по договору социального найма.
Обязать администрацию В*** муниципального района ... произвести инвентаризацию жилых помещений, закреплённых за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, на территории Вожегодского муниципального района Вологодской области.
В оставшейся части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня его принятия с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.
Председательствующий судья Трусов В.Ю.
Решение не обжаловано и вступило в законную силу 07.05.2010 года