Решение по ГД № 2-240/10 о признании права собственности на земельный участок



Дело № 2-240 2010 год.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 октября 2010 года. пос.Вожега.

Вожегодский районный суд Вологодской области

в составе: председательствующего судьи Смирнова Б.П.,

при секретаре Демченко Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Богомолова А.И к Поповой Т.В. о признании права собственности на 1/3 долю земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Богомолов А.И. обратился в суд с иском к Поповой Т.В. о признании за ним права собственности на 1/3 доли земельного участка площадью <*****> кв.м., расположенного по адресу: <*****> кадастровый номер < №***>, указывая в обоснование исковых требований, что ему и ответчице принадлежит на праве долевой собственности по 1/3 доли жилого дома <*****>, а земельный участок площадью <*****> кв.м., на котором расположен дом, принадлежит Поповой Т.В. Поскольку он является собственником 1/3 доли жилого дома, то ему должна принадлежать и 1/3 доля земельного участка.

В судебном заседании Богомолов А.И. исковые требования поддержал и суду пояснил, что жилой дом <*****> был подарен его матерью ему и двум его сёстрам в равных долях, а земельный участок площадью <*****> кв.м., на котором расположен дом, был оформлен в собственность его сестрой - С., которая в 2010 году подарила принадлежащую ей 1/3 долю жилого дома <*****> и земельный участок своей дочери - Поповой Т.В.

Ответчик Попова Т.В. исковые требования не признала и суду пояснила, что в июне 2010 года её мать - С, подарила ей 1/3 долю жилого дома <*****> и расположенный там же земельный участок площадью <*****> кв.м. Каких-либо препятствий Богомолову А.И. в пользовании принадлежащей ему 1/3 доли этого жилого дома она не чинит.

Свидетель С. показала, что в 1988 году её мать подарила принадлежавший ей жилой дом <*****> ей, её сестре и брату в равных долях. Право собственности на 1/3 долю этого дома она зарегистрировала в установленном порядке. После смерти матери в 1994 году она, с согласия брата и сестры, оформила право собственности на земельный участок площадью <*****> кв.м., расположенный возле дома, поскольку в собственности умершей матери эта земля не находилась и в противном случае перешла бы в собственность муниципального образования. Каких-либо прав на этот земельный участок брат и сестра не заявляли. В июне 2010 года она подарила этот земельный участок и свою долю на жилой дом своей дочери - Поповой Т.В.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения Богомолова А.И. и Поповой Т.В., допросив свидетеля С. суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч.1 и ч.2 ст.15 Земельного Кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретённые гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч.1 ст.260 ГК РФ лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

Как следует из материалов дела, объяснений Богомолова А.И. и Поповой Т.В., показаний свидетеля С., <дата обезличена> Б. подарила в равных долях принадлежащий ей жилой дом с хозяйственными постройками в д.<*****> Богомолову А.И. В. и С. В настоящее время дому присвоен номер < №***>

В 1994 году Б. умерла и поскольку расположенный возле этого дома земельный участок ей не принадлежал, то 18 декабря 1995 года С.., в установленном законом порядке, оформила в собственность и получила свидетельство на право собственности на земельный участок общей площадью <*****>

19 мая и 18 июня 2004 года С. зарегистрировала право собственности на земельный участок площадью <*****> кв.м. с кадастровым номером < №***> расположенный по адресу: <*****> дом < №***> и земельный участок площадью <*****> кв.м. с кадастровым номером < №***>, расположенный по адресу: <*****>

При этом, зная о том, что С. получила в собственность вышеуказанные земельные участки, Богомолов А.И. каких-либо прав на них не заявлял и не оспаривал законность получения С. в собственность земельных участков.

17 июня 2010 года С., являясь собственником 1/3 доли жилого <*****> и двух земельных участков площадью <*****> кв.м. и <*****> кв.м., на законных основаниях и в установленном законом порядке, подарила свою долю жилого дома и земельные участки своей дочери - Поповой Т.В., которая в свою очередь в настоящее время на законных основаниях владеет принадлежащей ей собственностью.

В соответствии с ч.2 ст.235 ГК РФ принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, предусмотренных законом.

Оснований, предусмотренных законом, для изъятия принадлежащего Поповой Т.В. земельного участка не имеется, поэтому исковые требования Богомолова А.И. о признании за ним права на часть принадлежащего Поповой Т.В. земельного участка удовлетворению не подлежат.

Поскольку при подаче искового заявления Богомоловым А.И. уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, а следовало уплатить в размере 400 рублей, то с него подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Богомолову А.И. к Поповой Т.В. о признании права собственности на 1/3 долю земельного участка отказать.

Взыскать с Богомолову А.И. в доход бюджета Вожегодского муниципального района государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение в 10-дневный срок может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.

Председательствующий судья: Смирнов Б.П.

Решение обжаловано в кассационной инстанции. Судебной коллегией по гражданским делам решение оставлено без изменения, а жалоба истца без удовлетворения.

Решение вступило в законную силу 26 ноября 2010 года.