Дело №2-300, 2010 г.
РЕШЕНИЕ.
Именем Российской Федерации
03 декабря 2010 года пос.Вожега
Вожегодский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего судьи Спицова Н.В.,
с участием: прокурора Вожегодского района Вологодской области Ломакиной Н.Г.,
при секретаре Ивановой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пантелеевой Н.В. к администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и о компенсации морального вреда,
установил:
обратившись в суд с иском к администрации Вожегодского муниципального района, Пантелеева Н.В. просит восстановить её на работе в должности <данные изъяты> муниципального учреждения здравоохранения «Вожегодская центральная районная больница» (далее - МУЗ «Вожегодская ЦРБ») и взыскать в её пользу заработную плату за время вынужденного прогула, 400 рублей командировочных расходов, компенсацию за неиспользованный отпуск за 2009 и 2010 гг. в размере <данные изъяты>, и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.
В обоснование иска Пантелеева Н.В. указала, что в соответствии с контрактом от 01 июля 1997 года №15 (с дополнительными соглашениями от 28 сентября 2007 года, 05 марта 2008 года и 02 февраля 2009 года) она была принята на работу на должность <данные изъяты> МУЗ «Вожегодская ЦРБ» на неопределённый срок. 22 октября 2010 года приказом Главы Вожегодского муниципального района она была уволена с работы на основании п.2 ст.278 ТК РФ, то есть в связи с прекращением трудового договора. В этот же день она получила трудовую книжку и окончательный расчёт. Увольнение она считает незаконным, поскольку оно в нарушение п.2 ст.21 Устава Вожегодского муниципального района не было согласовано с Представительным Собранием Вожегодского муниципального района. При увольнении ей не выплачены командировочные расходы за 6-7 октября 2010 года в размере 400 рублей и компенсация за неиспользованный в 2009-2010 гг. отпуск в размере <данные изъяты> рубля. Незаконными действиями ответчика ей причинён моральный вред в размере 20 000 рублей.
Глава Вожегодского муниципального района Семенников С.Н. представил письменный отзыв от 15 ноября 2010 года, в котором просил в иске Пантелеевой Н.В. отказать, в обоснование возражений указав, что в соответствии с п.25 ст.33 Устава Вожегодского муниципального района Глава Вожегодского муниципального района назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений. В соответствии с ч.1 ст.21 (в новой редакции) Устава Вожегодского района исключительной компетенцией Представительного Собрания Вожегодского муниципального района является лишь определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений. Следовательно, Глава Вожегодского муниципального района не должен производить согласование порядка назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных предприятий, учреждений. Таким образом, увольнение Пантелеевой Н.В. на основании п.2 ст.278 ТК РФ без согласования с Представительным Собранием Вожегодского муниципального района является законным.
В период с 07 июля 2009 года по 05 августа 2010 года Пантелеева Н.В. не работала, поскольку постановлением Вожегодского районного суда от 07 июля 2009 года была временно отстранена от занимаемой должности <данные изъяты> МУЗ «Вожегодская ЦРБ». Следовательно, этот период не входит в стаж работы, дающей право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.
Командировочные расходы будут выплачены Пантелеевой Н.В. 12 ноября 2010 года.
Одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя, однако вины администрации Вожегодского муниципального района в невыплате Пантелеевой Н.В. командировочных расходов в размере 400 рублей нет.
В судебном заседании истица Пантелеева Н.В. и её представитель Гарафутдинов О.И. от иска в части взыскания командировочных расходов и компенсации за неиспользованный отпуск за 2009 год отказались, поскольку до судебного заседания эти требования ответчиком исполнены. Иск в оставшейся части Пантелеева Н.В. и её представитель Гарафутдинов О.И. поддержали по указанным в заявлении основаниям, просили суд восстановить истицу на работе в должности <данные изъяты> МУЗ «Вожегодская ЦРБ» с 22 октября 2010 года, взыскать с администрации Вожегодского муниципального района в пользу истицы заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию за неиспользованный отпуск за период работы с 06 августа по 22 октября 2010 года в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и 20 000 рублей компенсации морального вреда, причинённого нарушением трудовых прав. Кроме того, в обоснование иска Пантелеева Н.В. и её представитель Гарафутдинов О.И. пояснили, что в нарушение абзаца 7 ч.1 ст.21 Устава Вожегодского муниципального района и п.5.2 Устава МУЗ «Вожегодская ЦРБ» увольнение истицы было произведено без согласования с Представительным Собранием Вожегодского муниципального района и Департаментом здравоохранения Вологодской области. Мотивом увольнения послужило лишь предвзятое отношение Главы Вожегодского муниципального района к истице, то есть при расторжении трудового договора он злоупотребил своим правом. Незаконным увольнением и несвоевременной выплатой денежных средств истице были причинены нравственные страдания, у неё произошёл нервный срыв, в связи с чем она находилась на стационарном лечении.
Представитель администрации Вожегодского муниципального района ведущий специалист юридического отдела Романова А.Н. в судебном заседании исковые требования Пантелеевой Н.В. признала лишь в части взыскания компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 06 августа по 22 октября 2010 года в размере <данные изъяты> копеек, в оставшейся части иск не признала по основаниям, указанным в письменном отзыве Главы Вожегодского муниципального района от 15 ноября 2010 года, кроме того, пояснила, что действительно в соответствии с абзацем 7 ч.1 ст.21 Устава Вожегодского муниципального района освобождение Главой Вожегодского муниципального района руководителей муниципальных предприятий, учреждений от должности производится по согласованию с Представительным Собранием Вожегодского муниципального района. Однако данная норма, а также п.5.2 Устава МУЗ «Вожегодская ЦРБ», в соответствии с которым <данные изъяты> освобождается от должности администрацией района по согласованию с областным органом управления здравоохранением, не подлежат применению, поскольку противоречат федеральному законодательству. В соответствии с Уставом Вожегодского муниципального района Глава района имеет право принять решение о расторжении трудового договора с руководителем без объяснения причины увольнения. В данном же случае Главу Вожегодского муниципального района не устроило, что Пантелеева Н.В. ненадлежащим образом исполняет свои обязанности и неэффективно распоряжается муниципальным имуществом. Работа Пантелеевой Н.В. в должности <данные изъяты> МУЗ «Вожегодская ЦРБ» на протяжении более 15 лет не всегда служила достижению поставленных перед Учреждением целей, что следует из многочисленных нарушений законодательства, выявленных в результате проверок деятельности учреждения администрацией Вожегодского муниципального района, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Государственной инспекцией труда в Вологодской области и прокурором Вожегодского района. С учётом этого Глава Вожегодского муниципального района пришёл к выводу, что Пантелеева Н.В. в дальнейшем не сможет качественно управлять МУЗ «Вожегодская ЦРБ». Уволена Пантелеева Н.В. законно, поэтому действиями администрации Вожегодского муниципального района ей не причинено морального вреда.
Представитель привлечённого к участию в деле в качестве третьего лица департамента здравоохранения Вологодской области ведущий консультант отдела по вопросам государственной гражданской службы, кадров и правовой работы Ганичева А.А. в судебном заседании поддержала иск Пантелеевой Н.В., пояснила, что увольнение истицы было произведено без согласования с департаментом здравоохранения Вологодской области. «Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 года №5487-1 (далее - Основы законодательства об охране здоровья граждан) и Положением о департаменте здравоохранения Вологодской области, утверждённым постановлением Правительства Вологодской области от 26 апреля 2010 года №458 (далее - Положение о департаменте здравоохранения) процедура согласования увольнения главного врача не регламентирована, но в соответствии со ст.6 Основ законодательства об охране здоровья граждан и п.2.2.7 Положения о департаменте здравоохранения такое согласование возможно.
Прокурор Вожегодского района Ломакина Н.Г. в судебном заседании полагала в иске о восстановлении на работе Пантелеевой Н.В. отказать вследствие законности оспариваемого увольнения.
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Пантелеевой Н.В. подлежащими удовлетворению частично, в следующей части и по следующим основаниям.
Как следует из объяснений участвующих в деле лиц и материалов дела, в соответствии с трудовым контрактом от 01 июля 1997 года №15 (с дополнительными соглашениями от 28 сентября 2007 года, 05 марта 2008 года и 02 февраля 2009 года) истица Пантелеева Н.В. была назначена Главой Вожегодского муниципального района на должность <данные изъяты> МУЗ «Вожегодская ЦРБ» на неопределённый срок.
07 октября 2010 года Пантелеева Н.В. была предупреждена Главой Вожегодского муниципального района о расторжении указанного выше трудового договора (контракта) и увольнении в соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ.
Приказом (распоряжением) Главы Вожегодского муниципального района от 22 октября 2010 года был прекращён указанный выше трудовой договор (контракт) с главным врачом МУЗ «Вожегодская ЦРБ» Пантелеевой Н.В. и она была уволена с работы с 22 октября 2010 года на основании п.2 ст.278 ТК РФ (в связи с принятием уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
При увольнении Пантелеевой Н.В. были выплачены компенсация в размере трёхкратного среднего месячного заработка (в соответствии со ст.279 ТК РФ), заработная плата за октябрь 2010 года, средний заработок за командировки и пособие по временной нетрудоспособности.
В соответствии с п.2 ст.278 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных данным Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации может быть прекращён в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора.
В соответствии со ст.12 Конституции РФ в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В соответствии с ч.4 ст.7 Федерального закона от 16 октября 2003 года №131-ФЗ (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон №131-ФЗ) муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, данному федеральному закону, другим федеральным законам и иным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч.1 ст.34 Закона №131-ФЗ структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с п.6 ч.10 ст.35 Закона №131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с ч.1 ст.36 Закона №131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьёй собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии с ч.4 ст.51 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления определяют цели, условия и порядок деятельности муниципальных предприятий и учреждений, утверждают их уставы, назначают на должность и освобождают от должности руководителей данных предприятий и учреждений, заслушивают отчёты об их деятельности в порядке, предусмотренном уставом муниципального образования.
В соответствии со ст.45 Устава Вожегодского муниципального района учредителем муниципальных предприятий и учреждений от имени Вожегодского муниципального района выступает администрация Вожегодского муниципального района, а также иные органы местного самоуправления Вожегодского муниципального района в соответствии с компетенцией, установленной действующим законодательством.
В соответствии с п.1.2 и п.3.1 Устава МУЗ «Вожегодская ЦРБ» учредителем МУЗ «Вожегодская ЦРБ» является администрация Вожегодского муниципального района. За данным Учреждением на праве оперативного управления закреплено имущество, которое является собственностью Вожегодского муниципального района.
В соответствии с Положением об управлении и распоряжении муниципальным имуществом Вожегодского муниципального района, утверждённым решением Представительного Собрания Вожегодского муниципального района от 25 июня 2009 года №37, от имени Вожегодского муниципального района права собственника имущества района осуществляют органы местного самоуправления района. К полномочиям администрации Вожегодского муниципального района относится:
- осуществление функций учредителя (полномочий собственника) муниципальных предприятий и учреждений района в отношении закреплённого за ним имущества;
- заключение, изменение, расторжение трудовых договоров с руководителями муниципальных предприятий и учреждений;
- осуществление контроля за использованием имущества района.
В соответствии с п.25 ст.33 Устава Вожегодского муниципального района Глава Вожегодского муниципального района назначает на контрактной основе и освобождает от занимаемой должности руководителей муниципальных предприятий и учреждений.
В соответствии с п.2 ст.36 Устава Вожегодского муниципального района Глава Вожегодского муниципального района на принципах единоначалия руководит администрацией района, которая в своей деятельности подконтрольна и подотчётна Главе Вожегодского муниципального района.
Из указанного выше следует, что Глава Вожегодского муниципального района является уполномоченным собственником лицом (органом), который вправе принять решение о расторжении трудового договора с руководителем МУЗ «Вожегодская ЦРБ».
В обоснование своих требований истица Пантелеева Н.В. и её представитель Гарафутдинов О.И. указывают, что увольнение истицы произведено Главой Вожегодского муниципального района без согласования с Представительным Собранием Вожегодского муниципального района и Департаментом здравоохранения Вологодской области, то есть с нарушением установленного порядка увольнения.
Действительно, в соответствии с абзацем 7 ч.1 ст.21 Устава Вожегодского муниципального района (в действующей в настоящее время редакции) к исключительной компетенции Представительного Собрания Вожегодского муниципального района относится определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, согласование порядка назначения на должность и освобождения от неё руководителей муниципальных предприятий, учреждений Главой Вожегодского муниципального района.
А в соответствии с п.5.2 Устава МУЗ «Вожегодская ЦРБ» высшим должностным лицом ЦРБ является его руководитель - <данные изъяты> ЦРБ, назначенный и освобождаемый администрацией района по согласованию с областным органом управления здравоохранением.
Однако ссылки истицы и её представителя на указанные нормы данных муниципальных правовых актов (абзац 7 ч.1 ст.21 Устава Вожегодского муниципального района и п.5.2 Устава МУЗ «Вожегодская ЦРБ») суд находит несостоятельными, поскольку эти правовые нормы не подлежат применению, так как противоречат федеральному законодательству, а именно: ч.2 ст.278 ТК РФ, п.6 ч.10 ст.35, ч.1 ст.36 и ч.4 ст.51 Закона №131-ФЗ, которым не предусмотрено согласование освобождения от должности руководителя муниципального учреждения.
Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и Положением о департаменте здравоохранения Вологодской области, на которые ссылается представитель департамента здравоохранения Вологодской области, также не предусмотрено согласование освобождения от должности руководителя муниципального учреждения.
С учётом изложенного суд считает, что порядок освобождения Пантелеевой Н.В. от должности главного врача МУЗ «Вожегодская ЦРБ» нарушен не был.
Также суд находит несостоятельными утверждения истицы Пантелеевой Н.В. и её представителя Гарафутдинова О.И. о том, что увольнение истицы явилось следствием злоупотребления правом со стороны Главы Вожегодского муниципального района, поскольку в судебном заседании указанные доводы истицы и её представителя опровергнуты объяснениями представителя ответчика и представленными ответчиком материалами.
Из объяснений представителя ответчика Романовой А.Н. и представленных в дело копий документов, а именно: акта ГУ «Центр госсанэпидемнадзора в Сокольском, Харовском, Сямженском, Усть-Кубинском, Верховажском районах Вологодской области» по результатам мероприятий по контролю от 24 ноября 2004 года; акта Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской области в Сокольском, Усть-Кубинском, Вожегодском, Сямженском, Харовском, Верховажском районах по результатам мероприятий по контролю от 04 сентября 2008 года; предписаний указанного Территориального отдела от 12 июля 2006 года №209/08/01 и от 12 сентября 2008 года №103; составленных 19 июля 2005 года и 20 октября 2006 года в отношении МУЗ «Вожегодская ЦРБ» протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст.6.3 и ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях; представлений прокурора Вожегодского района от 20 августа 2005 года и 13 января 2009 года; информационного письма прокурора Вожегодского района от 24 октября 2007 года; письма прокурора Вожегодского района от 21 апреля 2009 года; решений коллегий при Главе Вожегодского муниципального района от 24 мая 2005 года и 07 февраля 2006 года; акта Государственной инспекции труда по Вологодской области о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, от 21 августа 2008 года; обращения Правового инспектора труда ЦК профессионального союза работников здравоохранения РФ по Вологодской области к прокурору Вожегодского района от 10 апреля 2009 года; справки Управления финансов и экономики Вожегодского муниципального района от 05 июня 2009 года и составленного комиссией администрации Вожегодского муниципального района акта о результатах проведения проверки от 13 мая 2009 года следует, что в течение длительного периода времени в МУЗ «Вожегодская ЦРБ» имеются нарушения санитарно-эпидемиологического, трудового и финансового законодательства. Данные нарушения имеют систематический характер, надлежащих мер к их устранению не принимается, и с учётом этого Глава Вожегодского муниципального района пришёл к выводу, что Пантелеева Н.В. не справляется с обязанностями главного врача МУЗ «Вожегодская ЦРБ».
Из указанного, по мнению суда, следует, что в действиях Главы Вожегодского муниципального района не имеется дискриминации и злоупотребления правом.
При таких обстоятельствах, суд находит увольнение Пантелеевой Н.В. по п.2 ст.278 ТК РФ законным, а её исковые требования о восстановлении на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула - не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчёте.
Из объяснений истицы, её представителя и материалов дела известно и представителем ответчика не оспаривается, что Пантелеевой Н.В. до настоящего времени не выплачена работодателем компенсация за неиспользованный отпуск за период работы с 06 августа по 22 октября 2010 года в размере 17 128 рублей 07 копеек.
С учётом изложенного суд считает необходимым взыскать с администрации Вожегодского муниципального района в пользу истицы 17 128 рублей 07 копеек указанной компенсации за неиспользованный отпуск.
В соответствии со ст.237 ТК РФ моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Суд признаёт, что несвоевременной выплатой указанной выше компенсации за неиспользованный отпуск истице причинён моральный вред (нравственные страдания) и, руководствуясь положениями ст.ст.151 и 1101 ГК РФ, с учётом обстоятельств нарушения трудовых прав, характера причинённых истице нравственных страданий, степени вины причинителя вреда, а также требований разумности и справедливости, находит возможным взыскать с ответчика денежную компенсацию указанного вреда в размере 1 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
взыскать с администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области в пользу Пантелеевой Н.В. 17 128 (семнадцать тысяч сто двадцать восемь) рублей 07 копеек компенсации за неиспользованный отпуск.
Взыскать с администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области в пользу Пантелеевой Н.В. 1 000 (одну тысячу) рублей компенсации морального вреда.
В иске Пантелеевой Н.В. к администрации Вожегодского муниципального района Вологодской области в оставшейся части отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения копии такого решения с подачей жалобы через Вожегодский районный суд Вологодской области.
Председательствующий судья: Н.В. Спицов.
Решение обжаловано, оставлено без изменения и вступило в законную силу 14 января 2010 года.