Решение по АД №12-24/2011 по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ



Дело № 12-24 2011 г.

РЕШЕНИЕ.

19 декабря 2011 года.                                                                         пос. Вожега.

Судья Вожегодского районного суда Вологодской области Начиналов В.А., рассмотрев жалобу Беляева В.В., <данные изъяты>,

на постановление должностного лица по делу об административном правонарушении,

установил:

постановлением начальника отделения - главного государственного инспектора Вожегодского района по пожарному надзору от 22 ноября 2011 года № 136 (далее - Постановление № 136) Беляев В.В. как должностное лицо признан виновным в том, что по состоянию на 16.00 часов 14 октября 2011 года:

- в нарушение требований пункта 15 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», утверждённых приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 313 (далее - ППБ 01-03) в возглавляемой им организации распорядительным документом не установлен соответствующий противопожарный режим, не определён порядок обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня, не регламентированы порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ, порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, действия работников при обнаружении пожара, не определены порядок и сроки противопожарного инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и не назначены лица, ответственные за их проведение; в нарушение требований пункта 40 ППБ 01-03 на окнах первого этажа административного здания (дом <номер обезличен> по <адрес>) и в помещениях котельных № 6, 10, 13, 14, 20, 23 установлены глухие решётки; в нарушение требований пункта 90 ППБ 01-03 на территории ГП ВО «Вожегодская ЭТС» отсутствуют указатели пожарных водоисточников и указатели направления движения к ним; в нарушение требований пункта 108 приложения 3 к ППБ 01-03 отсутствует журнал по учёту первичных средств пожаротушения, огнетушители не пронумерованы на корпусе белой краской; в нарушение требований пункта 13 ППБ 01-03 в помещениях административного здания, гаражных боксов, слесарного цеха и котельных № 4, 6, 7, 10, 11, 13, 14, 18, 20, 23, 24, 26 на видных местах отсутствуют таблички с номерами телефонов вызова пожарной охраны; в нарушение требований пункта 47 ППБ 01-03 помещения гаражного бокса и слесарного цеха не оборудованы металлическими ящиками с плотно закрывающимися крышками для промасленной ветоши; в нарушение требований пункта 60 ППБ 01-03 в помещениях котельных № 4, 6, 10, 11, 14, 20, 23 и 26 используются электроплитки без подставок из негорючего материала, - т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ);

- в нарушение требований таблицы № 1 приложения 3 к ППБ 01-03 административное здание не оборудовано первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно установленным нормам; в нарушение требований таблицы № 4 приложения 3 к ППБ 01-03 помещения слесарного цеха и котельных № 10, 18, 23 не дооборудованы первичными средствами пожаротушения согласно установленным нормам; в нарушение требований пункта 91 ППБ 01-03 пожарные рукава и стволы на втором и третьем этажах административного здания не присоединены к пожарному крану, - т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ;

- в нарушение пункта 51 ППБ 01-03 планы эвакуации, размещённые на первом, втором и третьем этажах административного здания, не соответствуют требованиям ГОСТ 12.2.143-2002; в нарушение требований пункта 9 таблицы 1 «Норм пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией», утверждённых приказом МЧС России от 18 июня 2003 года № 315, административное здание не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации; в нарушение требований пункта 15 таблицы 2 «Норм пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях», утверждённых приказом МЧС России от 20 июня 2003 года № 323, административное здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах, - т.е. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ,

и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Полагая Постановление № 136 незаконным, Беляев В.В. обратился в Вожегодский районный суд с жалобой, в которой просил об отмене этого постановления за отсутствием в его (заявителя) действиях состава административного правонарушения, поскольку указанные в обжалуемом им постановлении нарушения правил пожарной безопасности были допущены в период, когда он не являлся руководителем ГП ВО «Вожегодская ЭТС».

При судебном рассмотрении жалобы Беляев В.В. её поддержал по тем же основаниям, дополнительно указав, что на должность директора ГП ВО «Вожегодская ЭТС» он был назначен лишь с 15 августа 2011 года, кроме того, после назначения на должность ему не поручалось выполнение каких-либо действий, касающихся требований правил пожарной безопасности

Начальник отдела - главный государственный инспектор Вожегодского района по пожарному надзору К** обжалуемое постановление в части признания Беляева В.В. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, и выразившегося в неиздании в нарушение требований п.15 ППБ 01-03 распорядительных документов об установлении соответствующего противопожарного режима, об определении порядка обесточивания электрооборудования в случае пожара и по окончанию рабочего дня, регламентирующих порядок проведения временных огневых и пожароопасных работ, регламентирующих порядок осмотра и закрытия помещений после окончания работы, регламентирующих действия работников при обнаружении пожара, определяющих порядок и сроки проведения инструктажа и занятий по пожарно-техническому минимуму и о назначении лиц, ответственных за их проведение, просил оставить без изменения, полагая его законным и обоснованным, а постановление в оставшейся части полагал ошибочным в определении субъекта правонарушения.

Заслушав объяснения участвующих в рассмотрении жалобы лиц и проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, нахожу обжалуемое постановление подлежащим изменению в следующей части и по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц в виде предупреждения или административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных частями 3-8 этой статьи КоАП РФ, а также статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ.

Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения, либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения.

Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.

Факты нарушений требований пожарной безопасности, указанные в обжалуемом постановлении, Беляевым В.В. не оспариваются, а также подтверждены представленным в дело об административном правонарушении актом от 14 октября 2011 года № 77 проверки органом государственного пожарного надзора юридического лица - ГП ВО «Вожегодская ЭТС».

Согласно ч.1 ст.2.1 и ст.2.4 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие или бездействие должностного лица в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением им своих служебных обязанностей.

Поскольку Беляевым В.В. как руководителем юридического лица в нарушение должностных обязанностей не изданы предусмотренные п.15 ППБ 01-03 обязательные распорядительные документы в сфере пожарной безопасности, он законно и обоснованно привлечён к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ, однако, поскольку правонарушение им совершено впервые и при отсутствии отягчающих административную ответственность обстоятельств, ему может быть назначено административное наказание в виде предупреждения.

Ссылки Беляева В.В. на то, что нарушения пожарной безопасности были допущены до назначения его на должность руководителя юридического лица, нахожу несостоятельными, поскольку, согласно объяснениям заявителя и представленной копии распоряжения от 12 августа 2011 года № 37-к, на должность директора ГПВО «Вожегодская ЭТС» Беляев В.В. назначен с 15 августа 2011 года, до этого периода с июня 2011 года он исполнял обязанности этого должностного лица, а административное правонарушение выявлено 14 октября 2011 года и до этого времени он был обязан и имел возможность издать распорядительные документы, касающиеся пожарной безопасности.

Вменённые Беляеву В.В. иные нарушения пожарной безопасности, квалифицированные по ст.2.4 КоАП РФ не указано, в чём заключается вина Беляева В.В., какие виновные действия он совершил либо какое виновное бездействие допустил.

По этим же основаниям подлежит отмене обжалуемое постановление по обвинению Беляева В.В. в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.3 и ч.4 ст.20.4 КоАП РФ.

Вменённые Беляеву В.В. административные правонарушения, предусмотренные частями 1, 3 и 4 ст.4.5 КоАП РФ постановление по делу о таких правонарушениях не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня обнаружения этих правонарушений.

Поскольку, как следует из материалов дела об административных правонарушениях, вменённые Беляеву В.В. административные правонарушения были обнаружены в ходе проверки 14 октября 2011 года, на новое рассмотрение материалы дела об административном правонарушении возвращены быть не могут и дело по обвинению Беляева В.В. в совершении частично правонарушения, предусмотренного ст.20.4 КоАП РФ, подлежит прекращению за истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного и руководствуясь п.2 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

постановление начальника отделения - главного государственного инспектора Вожегодского района по пожарному надзору от 22 ноября 2011 года в отношении Беляева В.В. по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Беляева В.В. считать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и на основании этой статьи назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление в части обвинения Беляева В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и выразившегося в нарушении требований пунктов 13, 40, 47, 60 и 90 ППБ 01-03, пункта 108 приложения № 3 к ППБ 01-03, а также в совершении административных правонарушений, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить и дело об административных правонарушениях в этой части дальнейшим производством прекратить.

Решение в десятидневный срок со дня вынесения может быть обжаловано в Вологодский областной суд с подачей жалобы через Вожегодский районный суд.

Судья: В.А. Начиналов.

Решение не обжаловано и вступило в законную силу 30 декабря 2011 года.