Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воткинск *** г.
Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Москалева А.В.,
при секретаре Валуйских Е.Ю.,
с участием:
помощника Удмуртского транспортного прокурора Лаптевой К.В.,
представителя ответчика Фонарева О.Н. - А***,
представителя третьего лица - Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Б***,
представителя третьего лица - общества с ограниченной ответственностью «Удмуртнефть - Снабжение» - В***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Фонареву О.Н. об установке на железнодорожном пути стрелочного перевода,
УСТАНОВИЛ:
Удмуртский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к Фонареву О.Н. об установке в срок до *** г. на железнодорожном пути от стрелки № *** до прирельсового склада Воткинского районного потребительского общества, принадлежащем ответчику, в месте примыкания к железнодорожному подъездному пути необщего пользования стрелочного перевода марки (типа) Р 65, указав следующее.
Существующий стрелочный перевод марки Р 50 не соответствует техническим условиям, не обеспечивает требования безопасности при эксплуатации железнодорожных подъездных путей необщего пользования, по которым ООО «Удмуртнефть - Снабжение» осуществляется движение подвижного состава с опасными грузами (соляной кислотой и ингибиторами), создает опасность для жизни и здоровья людей, неблагоприятные последствий для окружающей природной среды.
В судебном заседании помощник Удмуртского транспортного прокурора Лаптева К.В. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель третьего лица на стороне истца - ООО «Удмуртнефть - Снабжение» - В*** в суде просил иск удовлетворить, указав, что общество осуществляет перевозку железнодорожным транспортом опасных грузов (соляную кислоту и ингибиторы) по железнодорожному подъездному пути необщего пользования. К указанному подъездному пути примыкает железнодорожный подъездной путь, принадлежащий ответчику, в месте примыкания установлен стрелочный перевод типа Р 50, который находится в технически неисправном состоянии. В мае *** г. при визуальном осмотре перевода обнаружено отсутствие клинового устройства и крепежных соединений, которые служат для крепления железнодорожных путей ответчика и третьего лица к крестовине стрелочного перевода, принадлежащего ответчику. Кроме того, с учетом класса железнодорожных путей ответчиком должен быть уложен стрелочный перевод типа Р 65.
Представитель третьего лица на стороне истца - Приволжского управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Б*** в судебном заседании просил иск удовлетворить, указал следующее. С учетом обращения подвижного состава с опасными грузами железнодорожный путь относится к 4 классу и на нем должны быть уложены стрелочные переводы типа Р 65. Стрелочный перевод типа Р 50, принадлежащий ответчику, не соответствует типу стрелочного перевода, который должен быть фактически установлен. Также стрелочный перевод ответчика находится в технически неисправном состоянии. Данные обстоятельства создают опасность для движения подъездного состава.
Представитель третьего лица на стороне истца - ОАО «Российские железные дороги», извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Фонарева О.Н. - А*** в суде с требованиями прокурора согласился, указал, что требования обоснованы, железнодорожный путь от стрелки № *** до прирельсового склада Воткинского районного потребительского общества принадлежит ответчику, в настоящее время проводятся работы по замене железнодорожного пути и установке стрелочного перевода, отвечающего установленным требованиям. Ненадлежащее состояние стрелочного перевода возникло в связи с тем, что железнодорожные пути ответчиком не эксплуатировались, денежные средства для восстановления железнодорожного пути отсутствовали.
В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено по существу в отсутствие представителя ОАО «Российские железные дороги».
Выслушав объяснения прокурора, представителей ответчика и третьих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Фонарев О.Н. является собственником железнодорожного подъездного пути от стрелки № *** до прирельсового склада Воткинского районного потребительского общества (длина 207 м) по адресу: г.Воткинск, ул.*** район здания № *** (назначение: транспортное; инвентарный номер: ***; литер VII), на котором установлен стрелочный перевод типа Р 50. Стрелочный перевод находится в неисправном состоянии.
Железнодорожные подъездные пути Фонарева О.Н. примыкают к железнодорожному подъездному пути необщего пользования 4 класса, по которому осуществляется движение подъездного состава с опасными грузами (соляной кислотой и ингибиторами) ООО «Удмуртнефть - Снабжение».
Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и участвующими в деле лицами не оспариваются.
Нахождение в собственности Фонарева О.Н. железнодорожного подъездного пути от стрелки № *** до прирельсового склада Воткинского районного потребительского общества по адресу: г.Воткинск, ул***, район здания № *** подтверждено в суде объяснениями представителя ответчика, свидетельством о государственной регистрации права *** от *** г., выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Наличие на указанном пути стрелочного перевода типа Р 50, его ненадлежащее техническое состояние, необходимость его капитального ремонта подтверждено:
техническим паспортом на железнодорожный путь от Гавриловского переезда до отметки пути «***» в направлении к ОАО «***» и планом земельного участка,
актом проверки состояния железнодорожных подъездных путей необщего пользования контрагентов ООО «Удмуртнефть - Снабжение» Воткинского ПРУ от *** г., согласно которого подъездной путь ответчика состоит, в том числе из ручного стрелочного перевода Р-50, требуется сплошная замена негодных стрелочных брусьев, отсутствует примыкающий соединительный рубок между правым остряком и контррельсом длиной 6,25 м, отсутствуют стыковые накладки в соединительных рубках,
актом-предписанием от *** г. проверки состояния подъездного пути Воткинского ПРУ, из которого следует, что у стрелочного перевода отсутствует балансир, левый остряк необходимо демонтировать, за корнем правого остряка нет рельса, гнилость бруса на 80 %, во второй соединительной тяге шаблон 1510 мм, в контррельсах слабые болты,
письмом ООО «Удмуртнефть - Снабжение» от *** г. в адрес ответчика о том, что *** г. при визуальном осмотре стрелочного перевода обнаружено отсутствие клинового устройства и крепежных соединений,
письмом Фонарева О.Н. от *** г. в адрес Удмуртской транспортной прокуратуры о невозможности отремонтировать железнодорожный подъездной путь в связи с трудным финансовым положением.
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 17-ФЗ) принципами функционирования железнодорожного транспорта являются устойчивость работы железнодорожного транспорта и доступность, безопасность и качество оказываемых услуг.
Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона № 17-ФЗ к железнодорожному транспорту в Российской Федерации относится железнодорожный транспорт необщего пользования.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» под железнодорожными путями необщего пользования понимаются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Железнодорожные пути необщего пользования и расположенные на них устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок, а также рациональное использование железнодорожного подвижного состава и его сохранность. Конструкция и состояние сооружений и устройств, расположенных на железнодорожных путях необщего пользования, должны соответствовать строительным нормам и правилам и обеспечивать пропуск вагонов с допустимой на железнодорожных путях общего пользования нормой технической нагрузки, а также пропуск локомотивов, предназначенных для обслуживания железнодорожных путей необщего пользования. Владелец железнодорожных путей необщего пользования обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (статья 16 Федерального закона № 17-ФЗ).
На основании статьи 3 Федерального закона № 17-ФЗ законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте состоит из настоящего Закона, а также актов федеральных органов исполнительной власти, на которые законодательством Российской Федерации возложены соответствующие функции.
Приказом Министра путей сообщения Российской Федерации от 26 мая 2000 г. № ЦРБ-756 утверждены Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - Правила), в соответствии с пунктом 1 которых настоящие Правила устанавливают основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования, предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.
Согласно пункту 2.1 Правил сооружения и устройства железных дорог должны содержаться в исправном состоянии.
Сооружения и устройства железных дорог должны соответствовать утвержденной проектной документации и техническим условиям. Классификация и нормы содержания основных сооружений и устройств устанавливаются Министерством путей сообщения Российской Федерации. Технические указания по техническому обслуживанию, ремонту и содержанию сооружений и устройств утверждаются Министерством путей сообщения Российской Федерации (пункт 2.2 Правил).
На основании пункта 3.1 Правил все элементы железнодорожного пути, в том числе, верхнее строение, по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке.
В соответствии с пунктом 1.1 Технических условий на работы по ремонту и планово-предупредительной выправке пути, утвержденных Министерством путей сообщения Российской Федерации от 30 сентября 2003 г. № ЦПТ-53 (далее - ТУ), специальные пути, предназначенные для обращения подвижного состава с опасным грузами, относятся к 4 классу.
Согласно пункту 2.3.3 и таблице 2.4 ТУ на железнодорожных путях 4 класса должны быть уложены рельсы старогодные Р 65 II и III группы годности.
На основании пункта 3.4.1 Инструкции по текущему содержанию железнодорожного пути, утвержденной Министерством путей сообщения Российской Федерации от 1 июля 2000 г. № ЦП-774, на каждом стрелочном переводе стрелка, крестовина и рельсовый путь между ними и примыкающие к ним рельсы должны быть одного типа.
На подъездных путях ответчика установлен стрелочный перевод типа Р 50. На железнодорожном пути, к которому примыкает стрелочный перевод, должны быть уложены и фактически уложены рельсы Р 65.
Таким образом, стрелочный перевод типа Р 50, установленный на подъездных путях ответчика, не соответствует требованиям указанных выше нормативных актов, поскольку тип стрелочного перевода ответчика не соответствует типу рельсов железнодорожного пути, к которому он примыкает.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Поскольку судом установлено, что указанные выше нарушения являются следствием бездействия собственника имущества - ответчика, напрямую влияют на безопасность движения подвижного состава с опасными грузами через стрелочный перевод, создают вероятность схода подвижного состава и наступления события, имеющего неблагоприятные последствия для природной среды и вызванного негативным воздействием хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайными ситуациями техногенного характера (экологического риска), требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ прокурор просит обязать ответчика установить стрелочный перевод в срок до *** г.
С учетом характера и объема работ, подлежащих выполнению для устранения имеющихся нарушений (необходимость фактической замены стрелочного перевода, выполнение данных работ специализированной организацией, получение необходимых разрешений и согласований), суд считает необходимым установить трехмесячный срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Начало течения указанного срока с учетом положений статьи 210 ГПК РФ исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
Прокурор при подаче иска в силу закона (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ) был освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с этим и в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.
Руководствуясь статьями 194-198, 206 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
иск Удмуртского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Фонареву О.Н. об установке на железнодорожном пути стрелочного перевода удовлетворить.
Обязать Фонарева О.Н. в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу установить на железнодорожном пути от стрелки № *** до прирельсового склада Воткинского районного потребительского общества (г.Воткинск, ул.***, район здания № ***, литер VII), принадлежащем Фонареву О.Н., в месте примыкания к железнодорожному подъездному пути необщего пользования, стрелочный перевод типа Р 65.
Взыскать с Фонарева О.Н. в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» государственную пошлину в размере 200 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики. В этот же срок на решение суда прокурором может быть принесено кассационное представление.
Мотивированное решение изготовлено 9 августа 2010 г.
Председательствующий судья А.В.Москалев