Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Воткинск 16 августа 2010 г.
Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Москалева А.В.,
при секретаре Валуйских Е.Ю.,
с участием:
истицы Демидцевой Е.А.,
представителя ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» - А***,
представителя третьего лица - муниципального унитарного предприятия «Коммунальные тепловые сети» - Б***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Демидцева В.М., Демидцевой Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» о перерасчете платы за горячее водоснабжение, устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
Демидцев В.М., Демидцева Е.А. обратились в суд с иском к ООО «Дом-Сервис» (далее - общество, управляющая организация, исполнитель) о перерасчете платы за горячее водоснабжение за *** г. и *** г., устранении недостатков при предоставлении коммунальных услуг по горячему водоснабжению в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, компенсации морального вреда размере 10 000 руб в пользу каждого истца.
Требования мотивированы следующим.
Истцы и их малолетний сын являются собственниками квартиры по адресу: г.Воткинск, ул.*** проживают в указанной квартире. Дом, в котором находится квартира истцов, обслуживает управляющая компания - ответчик, с которым *** г. заключен договор управления многоквартирным домом. По договору ответчик принял на себя обязательство по содержанию и ремонту дома и предоставлению коммунальных услуг.
Коммунальная услуга в виде горячего водоснабжения предоставляется ответчиком ненадлежащим образом, температурный режим горячей воды не соответствует предъявляемым требованиям. На претензии истцов ответчик не реагирует.
Ненадлежащим предоставлением услуги истцам причинен моральный вред.
В ходе рассмотрения дела истцы уточнили исковые требования л.д.29), просили обязать ответчика:
произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение в квартире истцов в строке «горячее водоснабжение»: за *** г. начислить сумму 307 руб 20 коп, за *** г. - сумму 1163 руб 26 коп,
в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению путем обеспечения квартиры горячей водой не ниже 50 градусов С с допустимыми отклонениями температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23 часов до 6 часов) не более 5 градусов С, в дневное время (с 6 часов до 23 часов) не более чем на 3 градуса С;
взыскать с ответчика в пользу каждого истца моральный вред в размере 10 000 руб.
В судебном заседании Демидцева Е.А. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, указала, что услуга по горячему водоснабжению не предоставляется с *** г., кода истцы вселились в квартиру. В связи с этим истцы испытывают неудобства, для купания ребенка приходится дополнительно греть воду до нужной температуры. На письменные обращения истцов ответчик не ответил, замеры температуры воды не произвел, акты не составил, причину подачи воды, температура, которой не соответствует требованиям, не установил л.д.45).
Демидцев В.М., извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие л.д.32).
Представитель ООО «Дом-Сервис» - А*** в суде иск не признала, просила в иске отказать, указала следующее.
Дом по адресу: г.Воткинск, ул.*** находится в управлении управляющей компании ООО «Дом-Сервис». *** г. ответчику поступило заявление от Демидцева В.М. о проведении перерасчета, который был произведен на сумму 93 руб 60 коп. Истцы с заявками в аварийно-диспетчерскую службу не обращались, порядок установления факта предоставления услуги ненадлежащего качества не соблюли. Заявление истца от *** г. и претензия истца от *** г. ответчиком получены. В *** г. в связи с некачественным предоставлением услуги по вине третьего лица ответчиком истцам произведен перерасчет на сумму 93 руб 60 коп л.д.34-35, 45).
Представитель МУП «Коммунальные тепловые сети» *** (далее - МУП «КТС») - Б***, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании пояснил, что между предприятием и ответчиком заключен договор на подачу воды в дом истцов, с истцами у предприятия отсутствуют договорные отношения, обязанность по предоставлению услуг лежит на управляющей компании, причина в ненадлежащей температуре горячей поды может быть разная: заужено сечение трубы, отсутствие давления, циркуляции л.д.46).
Выслушав объяснения истицы, представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Жилой дом по адресу: г.Воткинск, ул.*** является многоквартирным жилым домом.
Собственники помещений в указанном доме выбран способ управления многоквартирным домом управление управляющей организацией. В качестве управляющей организации избрано ООО «Дом-Сервис».
ООО «Дом-Сервис» в установленном законом порядке зарегистрировано в качестве юридического лица, является действующим юридическим лицом л.д.39).
Демидцева Е.А., Демидцев В.М. и их малолетний сын - Демидцев А.В., *** года рождения л.д.33) являются собственниками квартиры по адресу: г.Воткинск, ул.***. Демидцевы проживают в указанной квартире, зарегистрированы в ней по месту жительства л.д.4-6, 20-21).
Квартира истцов оборудована закрытой системой централизованного теплоснабжения.
*** г. между ООО «Дом-Сервис» и Демидцевыми заключен договор № *** (далее - договор), по которому общество приняло на себя обязанность по управлению домом и предоставлению коммунальных услуг (пункт 1.2. договора) л.д.16-19).
В соответствии с пунктом 2.1. договора предметом договора является оказание управляющей организацией услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома, предоставление коммунальных услуг истцам; управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания истцов.
Управляющая компания обязана принимать и рассматривать индивидуальные обращения истцов (пункт 3.1.7. договора).
В нарушение заключенного между сторонами договора ответчик не исполняет обязательства при предоставлении истцам коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Так, с *** г. квартира истцов обеспечивается горячей водой ниже 40 градусов С.
*** г. Демидцевым В.М. ответчику подана претензия, в которой указано на отсутствие в квартире горячей воды, непринятие мер аварийной службой, содержится просьба возобновить подачу горячей воды соответствующую нормам. Претензия получена ответчиком *** г. л.д.9).
Ответ на претензию ответчиком истцу не дан, замеры температуры воды в квартире истцов не проведены, акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества ответчиком не составлен.
*** г. в 14 час истцом, жильцами дома В*** и Е*** произведен замер горячей воды в квартире истцов. После пропускания горячей воды в течение 4 минут температура воды в ванной комнате составила + 34 градуса С, в кухне - + 24 градуса С. результаты замеров отражены в акте от *** г. л.д.30).
В *** г. ответчиком истцам выставлен счет-квитанция об оплате за *** г., в соответствии с которой в графе «горячее водоснабжение» указано количество потребленной воды - 30 куб.м, тариф - 55 руб 2 коп, сумма начислений - 1 650 руб 60 коп л.д.10).
Выставленная ответчиком к оплате сумма - 3 696 руб 55 коп оплачена истцом л.д.10).
*** г. в 14 час 5 мин МУП «КТС» в присутствии истца произведены замеры горячей воды в квартире истца. После пропуска воды в течение пяти минут температура горячей воды составила + 34 градуса С. Результаты замера отражены в акте от *** г. л.д.7).
*** г. Демидцевым В.М. ответчику подано заявление, в котором указано на несоответствие горячей воды установленным нормативам, производстве перерасчета по тарифу подачи холодной воды, устранении недостатков в услуге. Заявление получено ответчиком *** г. л.д.8).
Ответ на претензию ответчиком истцу не дан, замеры температуры вода в квартире истцом не проведены, акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества ответчиком не составлен.
В *** г. ответчиком истцам выставлен счет-квитанция об оплате за *** г., в соответствии с которой в графе «горячее водоснабжение» указано количество потребленной воды - 98 куб.м, тариф - 66 руб 36 коп, сумма начислений - 6 503 руб 28 коп л.д.14).
Выставленная ответчиком к оплате сумма - 10 213 руб 36 коп оплачена истцом в размере 3623 руб 55 коп с учетом расчета горячей воды по тарифу холодной воды л.д.14).
*** г., после подачи в суд настоящего иска, ответчиком произведены замеры температуры горячего водоснабжения в квартире истцов. По результатам замеров составлен акт, в соответствии с которым температура воды при пропускании воды в течение 3 мин составила 37 градусов С / 38 градусов С. При пропускании воды в течение 6 мин температура воды не изменилась л.д.31).
Указанные обстоятельства дела, кроме объяснений участвующих лиц, подтверждены в суде исследованными доказательствами, в том числе показаниями свидетелей Г*** и Д***
Так, свидетель Г*** суду показала, что с *** г. проживает в квартире по адресу: г.Воткинск, ул.***. истцы являются соседями. В период проживания свидетеля по данному адресу из горячего крана постоянно бежит «чуть теплая вода», ее не надо разводить холодной водой. В *** г. истица пригласила свидетеля к себе в квартиру для замера температуры горячей воды. При замере температура составила 37-38 градусов С. Был составлен акт, который свидетелем был подписан л.д.46).
Свидетель Д*** в судебном заседании показала, что с *** г. проживает в квартире по адресу: г.Воткинск, ул.***. Со времени вселения горячей воды в квартире нет. Приходится много пропускать воды, чтобы потекла теплая вода. Температура горячей воды 35-36 градусов С, не больше, с учетом пропускания. Температуру свидетель замеряет, когда купает ребенка л.д.46).
В силу части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Во исполнение требований части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники многоквартирного дома по адресу: г.Воткинск, ул.*** выбрали способ управления управляющей организацией - ООО «Дом-Сервис», с которой заключен соответствующий договор.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (пункт 2 части 3 статьи 162 ЖК РФ).
Согласно пункту 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 307 (далее - Правила) коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Условия изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приводятся в приложении № 1 (далее - Приложение № 1).
Обязательства по предоставлению коммунальных услуг надлежащего качества возникают у исполнителя перед всеми потребителями (пункт 5 Правил).
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю коммунальные услуги, в том числе, горячее водоснабжение - круглосуточное обеспечение потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение (пункт 6 Правил).
В соответствии с пунктом 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Согласно подпунктам «а» и «б» пункта 49 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; предоставлять потребителю коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором.
Потребитель имеет право получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу (подпункт «а» пункта 51 Правил).
Приложение № 1 к Правилам установлены требования к качеству коммунальных услуг, а также порядок изменения размера платы за коммунальные услуги ненадлежащего качества.
Согласно пункту 5 раздела II «Горячее водоснабжение» Приложения № 1 температура горячей воды для закрытых систем централизованного теплоснабжения (такой системой оборудована квартира истцов) в точке разбора должна составлять не менее 50 градусов С с допустимыми отклонениями температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23 часов до 6 часов) не более 5 градусов С, в дневное время (с 6 часов до 23 часов) не более чем на 3 градуса С.
Договор управления многоквартирным домом, заключенный между сторонами, предусматривает предоставление ответчиком истцам коммунальной услуги по горячему водоснабжению, а также меры по соответствию горячей воды предъявляемым требованиям.
Так, в соответствии с пунктами 2.2.1. и 2.2.3. договора управляющая организация обязалась обеспечивать функционирование всех инженерных систем и оборудования дома (в том числе водоснабжения) в пределах установленных норм, осуществлять техническое обслуживание дома, которое включает в себя наладку инженерного оборудования, работы по устранению аварийного состояния инженерного оборудования, технические осмотры отдельных элементов и помещений дома, планово-предупредительные ремонты внутридомовых сетей.
Пунктами 2.4.1. и 2.4.2. договора предусмотрено обеспечение управляющей компанией бесперебойного предоставления истцам коммунальных услуг (в том числе горячего водоснабжения), техническое обслуживание помещений с выполнением работ по наладке и регулировке системы горячего водоснабжения с ликвидацией недогревов.
Таким образом, ответчик, являясь управляющей организацией многоквартирного жилого дома, в котором находится жилое помещение истцов, обязан предоставлять истцам коммунальную услугу по подаче в жилое помещение горячей воды. Качество горячей воды должно соответствовать пункту 5 раздела II «Горячее водоснабжение» Приложения № 1 (температура воды должна быть не ниже 50 градусов С).
Данная обязанность ответчиком не исполняется. Как установлено судом, с *** г. квартира истцов обеспечивается горячей водой, температура которой ниже 40 градусов С.
В соответствии с пунктом 60 Правил при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества размер платы за каждую коммунальную услугу подлежит уменьшению в соответствии с Приложением № 1.
Согласно пункту 5 раздела II «Горячее водоснабжение» Приложения № 1 при снижении температуры горячей воды ниже 40 градусов С оплата потребленной воды производится по тарифу за холодную воду.
Поскольку судом установлено, что температура горячей воды в квартире истцом в исследуемый период составляла менее 40 градусов С оплата потребленной воды, как правильно указали истцы, должна производится по тарифу за холодную воду.
Тариф за холодную воду согласно выставленных ответчиком истцам счетов-квитанций составлял в *** г. 10 руб 24 коп за один кубический метр л.д.10), в *** г. - 11 руб 87 коп за один кубический метр л.д.14), а перерасчет платы за горячее водоснабжение в квартире истцов в строке «горячее водоснабжение» будет составлять:
за *** г. с суммы 1650 руб 60 коп на сумму 307 руб 20 коп (30 куб.м х 10 руб 24 коп),
за *** г. с суммы 6503 руб 28 коп на сумму 1163 руб 26 коп (98 куб.м х 11 руб 87 коп).
Таким образом, требования истцов о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение, устранить недостатки при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению путем обеспечения квартиры горячей водой, температура которой отвечает установленным требованиям, обоснованы и подлежат удовлетворению. Избранные истцами способы защиты гражданского права соответствуют содержанию нарушенного права и характеру его нарушения, не противоречат положениям статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истцы просят устранить нарушения в подаче горячей воды в двухмесячный срок.
Такое требование соответствует положениям части 1 статьи 206 ГПК РФ. Указанный срок, по мнению суда, достаточен для устранения нарушения прав истцов. Начало течения указанного срока с учетом положений статьи 210 ГПК РФ необходимо исчислять со дня вступления решения суда в законную силу.
Доводы представителя ответчика о недоказанности некачественного предоставления коммунальной услуги, несоблюдении истцами установленного порядка установления факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, опровергаются исследованными доказательствами, основаны на неправильном применении норм материального права.
В соответствии с пунктом 49 Правил исполнитель (в рассматриваемом случае ответчик) обязан:
вести учет жалоб (заявлений, требований, претензий) потребителей на режим и качество предоставления коммунальных услуг, учет их исполнения (подпункт «з»);
в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа (подпункт «и»);
информировать потребителя в течение суток со дня обнаружения неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне многоквартирного дома или жилого дома (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг (подпункт «л»);
по требованию потребителя направлять своего представителя для выяснения причин непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (с составлением соответствующего акта), а также акта, фиксирующего вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с авариями, стихийными бедствиями, отсутствием или некачественным предоставлением коммунальных услуг (подпункт «н»).
Согласно пункту 51 Правил потребитель имеет право получать от исполнителя акт о непредоставлении или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и об устранении выявленных недостатков в установленные сроки (подпункт «в»).
Получив *** г. и *** г. сообщение (претензию и заявление) истца на некачественное предоставление коммунальной услуги, ответчик не сообщил истцу об их удовлетворении либо об отказе в их удовлетворении с указанием причин отказа, причинах нарушения качества предоставления коммунальной услуги, не направил своего представителя для выяснения причин предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, в нарушение требований раздела VIII Правил не провел проверку качества предоставления коммунальной услуги.
При подготовке дела к судебному разбирательству судьей в порядке статьи 56 ГПК РФ были определены обстоятельства, имеющие значение для дела, при этом на ответчиков была возложена обязанность доказать, в том числе, возражения против иска.
Ответчик доказательства своих возражений относительно требований истцов не представил. В связи с этим, а также с учетом принципа состязательности сторон, положений части 2 статьи 12 ГПК РФ, в соответствии с которыми лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий, суд приходит к выводу о невыполнении ответчиком приведенных выше норм.
Факт предоставления истцам коммунальной услуги ненадлежащего качества мог быть установлен (не установлен) при совершении ответчиком определенных действий: выход представителя ответчика в квартиру для проверки качества коммунальной услуги путем замера температуры горячей воды. От выполнения данной обязанности ответчик уклонился. Вследствие этого истцы вправе были доказывать данный факт другими доказательствами. Такие доказательства ими представлены, частности, акты, составленные другими лицами (соседями, энергоснабжающей организацией), показания свидетелей, которые не противоречат друг другу, соответствуют акту ответчика от *** г. о подаче в квартиру истцов горячей воды ненадлежащего качества л.д.31). Представленные истцами доказательства являются допустимыми и достоверными.
Довод о нарушении энергоснабжающей организацией условий договора, заключенного с ответчиком, не является основанием для освобождения ответчика, осуществляющего предпринимательскую деятельность, от ответственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника.
Неуведомление истцами о предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества аварийно-диспетчерской службы исполнителя не является основанием для отказа в иске, поскольку об этом был непосредственно извещен ответчик, являющийся исполнителем услуг, который в силу названных выше норм обязан был провести проверку сообщений и принять меры, исключающие предоставление истцам услуги ненадлежащего качества.
С учетом того, что договор управления многоквартирным домом истицами заключен исключительно для личных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, с организацией, оказывающей услуги потребителям по возмездному договору, возникшие между сторонами отношения, помимо жилищного законодательства, регулируются также законодательством о защите прав потребителей.
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. № 7 "О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей" отношения, регулируемые законодательством о защите прав потребителей, могут возникать из договора оказания услуг по обеспечению надлежащей эксплуатации жилого дома, в котором находится жилое помещение, по предоставлению или обеспечению предоставления нанимателю необходимых коммунальных услуг, проведению текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома и устройств для оказания коммунальных услуг; подряда (бытового, на техническое обслуживание приватизированного, а также другого жилого помещения, находящегося в собственности граждан).
На основании подпункта «ж» пункта 51 Правил потребитель вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также морального вреда в порядке и размерах, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Изготовитель (исполнитель, продавец) несут ответственность за причинение потребителю морального вреда в результате своих собственных действий (бездействия), при этом для наступления ответственности необходимо наличие вины причинителя вреда (в любой форме), которая предполагается. Причинитель вреда может быть освобожден от ответственности, если докажет, что моральный вред причинен нарушением прав потребителя, вызванных действием непреодолимой силы.
Причиненный моральный вред компенсируется в денежной форме (пункт 1 статьи 1101 ГК РФ). Размер компенсации определяется соглашением сторон, а в случае спора - судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При этом, согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, принимается во внимание степень вины причинителя, иные обстоятельства, степень физических или нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями потерпевшего.
Как установлено судом, в результате виновных действий ответчика в квартиру истцов течение длительного времени (с *** г.) подается горячая вода, температура которой не отвечает установленным требованиям. Вследствие этого истцы лишены нормальных жилищно-бытовых условий, им созданы препятствия для осуществления родительских прав, связанных с заботой о здоровье малолетнего сына.
В связи с некачественным предоставлением данной услуги нарушены права потребителей, гарантированные законом, что безусловно повлекло причинение истцам морального вреда в виде нравственных страданий, перенесенных ими в связи с невозможностью проживать в комфортных условиях. Для восстановления своих нарушенных прав истцы неоднократно обращались к ответчику с заявлениями, которые были проигнорированы, вынуждены обратиться с настоящим иском в суд, участвовать в судебном разбирательстве.
С учетом изложенного истцы вправе требовать компенсации морального вреда.
При определении размера компенсации морального вреда суд принимает во внимание характер причиненных истцам нравственных страданий, степень вины причинителя вреда - ответчика, длительность нарушения прав истцов, требования разумности и справедливости. С учетом изложенных обстоятельств, суд полагает размер компенсации морального вреда, заявленный истцами, завышенным и оценивает его в размере 5 000 руб в пользу каждого истца.
При подаче иска истцы в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации были освобождены от уплаты государственной пошлины. В связи с этим и в соответствии с частью 1 статьи 103 ГПК РФ с ответчика в доход бюджета муниципального образования «город Воткинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 800 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Демидцева В.М., Демидцевой Е.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» о перерасчете платы за горячее водоснабжение, устранении недостатков предоставления коммунальных услуг, компенсации морального вреда удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» произвести перерасчет платы за горячее водоснабжение в квартире по адресу: г.Воткинск, ул.*** в строке «горячее водоснабжение»:
за *** г. с суммы 1650 руб 60 коп на сумму 307 руб 20 коп,
за *** г. с суммы 6503 руб 28 коп на сумму 1163 руб 26 коп.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу устранить недостатки при предоставлении коммунальной услуги по горячему водоснабжению путем обеспечения квартиры по адресу: г.Воткинск, ул.*** горячей водой не ниже 50 градусов С с допустимыми отклонениями температуры горячей воды в точке разбора в ночное время (с 23 часов до 6 часов) не более 5 градусов С, в дневное время (с 6 часов до 23 часов) не более чем на 3 градуса С.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» в пользу Демидцева В.М. в счет компенсации морального вреда 5000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» в пользу Демидцевой Е.А. в счет компенсации морального вреда 5000 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Дом-Сервис» в бюджет муниципального образования «город Воткинск» государственную пошлину в размере 800 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда составлено 23 августа 2010 г.
Председательствующий судья А.В.Москалев