Дело 2-1255/2010
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воткинск 13 октября 2010 года
Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Войтовича В.В.,
при секретаре Свинцовой Н.В.,
с участием процессуального истца (прокурора) - Мурадова Э.Б., действующего в интересах Оганесян М.В., представителя ответчика
МУЗ «Городская больница № 1» А***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Оганесян М.В. к МУЗ «Городская больница
№ 1» о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах Оганесян М.В. обратился в суд к муниципальному учреждению здравоохранения «Городская больница № 1» (далее по тексту - ГБ № 1) с иском о взыскании задолженности по заработной плате за <дд.мм.гггг> года в размере 4826 руб. 92 коп.
Требования мотивированы тем, что Воткинской межрайонной прокуратурой проведена проверка по коллективному обращению работников ГБ № 1 по факту нарушения администрацией ГБ № 2 трудовых прав работников. В ходе проверки установлено, что в соответствии с трудовым договором от <дд.мм.гггг> №*** Оганесян М.В. состоит в трудовых отношениях с ГБ № 1 в должности медицинской сестры (палатная). Согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Статьей 135 ТК РФ установлено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, включающими размерами тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера. Из содержания ст. 129 ТК РФ следует, что тарифные ставки, оклады (должностные оклады), представляющие собой фиксированный размер оплаты труда работника, соответственно за выполнение норм труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени либо за исполнение трудовых обязанностей определенной сложности за календарный месяц, а равно базовые оклады (базовые должностные оклады), то есть минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы работников государственных или муниципальных учреждений, осуществляющих профессиональную деятельность, устанавливаются без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Таким образом, прокурор считает, что размеры окладов (должностных окладов), как и базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, определяющие месячную заработную плату работников, полностью отработавших за этот период норму рабочего времени и выполнивших нормы труда (трудовые обязанности) в нормальных условиях труда, не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (4330 руб.). Не смотря на это ответчик за выполнение трудовых обязанностей Оганесян М.В. установил оклад в размере 3501 руб., что ниже минимального размера оплаты труда (далее по тексту - МРОТ).
В судебном заседании процессуальный истец (прокурор) Мурадов Э.Б., действующий в интересах Оганесян М.В. исковые требования подержал, подтвердил доводы, изложенные в исковом заявлении.
Материальный истец Оганесян М.В., надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ранее в судебном заседании (<дд.мм.гггг>) исковые требования поддержала, согласилась с пояснениями процессуального истца.
Представитель ответчика - ГБ № 1 - А*** исковые требования не признала, суду пояснила, что в соответствии с ТК РФ оклад может быть ниже МРОТ, ниже МРОТ не может быть только заработная плата. Заработная плата Оганесян М.В. больше МРОТ. Настаивала на рассмотрении дела без участия материального истца.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия материального истца.
Заслушав объяснения процессуального истца (прокурора), объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования процессуального истца (прокурора), заявленные в интересах Оганесян М.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Так, из материалов дела усматривается, что <дд.мм.гггг> между ГБ № 1 (работодатель) и Оганесян М.В. (работник) заключен трудовой договор №***, согласно условиям которого Оганесян М.В. принята на работу в ГБ № 1 с <дд.мм.гггг> (дата начала работы с <дд.мм.гггг>) на должность медицинской сестры палатной, с окладом в размере 3501 руб. (п. 4.1. трудового договора).
Согласно справке ГБ № 1 б/д Оганесян М.В. имеет первую квалификационную категорию (10 разряд) (л.д. 81).
С <дд.мм.гггг> оклад в размере 3501 руб. Оганесян М.В. установлен ГБ № 1 на основании Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденного Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 апреля 2005 года № 56 (действовавшего до издания Постановления Правительства Удмуртской Республики от 23 августа 2010 года № 264 «Об утверждении Положения об оплате труда работников бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики», то есть в рассматриваемый период), приложения № 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 27 октября 2008 года № 254 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Удмуртской Республики», с учетом ее первой квалификационной категории (10 разряд) по занимаемой должности.
Согласно расчетным листкам по заработной плате за <дд.мм.гггг> года заработная плата Оганесян М.В. начислена из должностного оклада в размере 3501 руб. (л.д. 14, 15, 16).
Заработная плата Оганесян М.В., с учетом полностью отработанного в указанные периоды нормы рабочего времени и выполненной нормы труда (трудовые обязанности), за <дд.мм.гггг> года составила 8060 руб.63 коп, за <дд.мм.гггг> года - 7210 руб. 27 коп, за <дд.мм.гггг> года - 9876 руб.54 коп. (расчетные листы за <дд.мм.гггг> года).
<дд.мм.гггг> в Прокуратуру Удмуртской Республики поступило коллективное обращение работников ГБ № 1, подписанное в том числе
Оганесян М.В., в котором работники ГБ № 1 просили прокуратуру принять меры по факту нарушения ГБ № 1 их трудовых прав.
Данные обстоятельства сторонами дела в целом не оспариваются.
Рассматривая и разрешая спор между сторонами, суд пришел к выводу, что сложившие между сторонами отношения вытекают из трудовых правоотношений.
Действовавшее до 1 сентября 2007 года правовое регулирование оплаты труда определяло МРОТ как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
При этом в МРОТ не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда (на это указывалось в той же ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ), а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже МРОТ (ч. 4 ст. 133 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ).
Федеральным законом от 20 апреля 2007 года № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации» из ст. 129 ТК РФ исключена ч. 2, которая определяла минимальную заработную плату (МРОТ) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.
С 1 сентября 2007 года также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже МРОТ (ч. 4 ст. 133 ТК РФ).
В то же время действующей в настоящее время ч. 3 ст. 133 ТК РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 года № 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 года
№ 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже МРОТ.
Часть 1 ст. 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - это минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.
С учетом вышеприведенных норм закона и установленных обстоятельств, суд пришел к выводу о том, что трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, работников в размере меньше МРОТ при условии, что их заработная плата, включающая в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Установленный ответчиком с <дд.мм.гггг> Оганесян М.В. оклад в размере 3501 руб., с учетом ее первой квалификационной категории (10 разряд), соответствует Положению об оплате труда работников бюджетных учреждений здравоохранения, подведомственных Министерству здравоохранения Удмуртской Республики, утвержденному Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 11 апреля 2005 года № 56 (действовавшему в рассматриваемый период), с учетом первой квалификационной категории (10 разряд), приложению № 1 к Постановлению Правительства Удмуртской Республики от 27 октября 2008 года № 254 «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений Удмуртской Республики» и соответствующим положениям норм трудового законодательства Российской Федерации.
С 1 января 2009 года ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ установлен в размере 4330 руб. в месяц.
Учитывая изложенное, а также то, что совокупный размер месячной заработной платы материального истца за <дд.мм.гггг> года, включая должностной оклад, а также иные причитающиеся ей по должности и первой квалификационной категории (10 разряд) выплаты, составляет более чем МРОТ, суд считает, что нарушений трудовых прав Оганесян М.В. при выплате ей заработной платы, в указанные выше периоды, ответчиком не допущено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора, действующего в интересах Оганесян М.В. о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения «Городская больница № 1» в пользу Оганесян М.В. задолженности по заработной плате за <дд.мм.гггг> года в размере 4826 руб. 92 коп. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней через Воткинский городской суд Удмуртской Республики со дня составления его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено судом 18 октября 2010 года с использованием компьютерной техники.
Председательствующий судья В.В. Войтович