Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Воткинск 17 ноября 2010 г.
Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Москалева А.В.,
при секретаре Валуйских Е.Ю.,
с участием:
прокурора Гурьева А.А.,
представителей органов, чье бездействие оспаривается,
- администрации муниципального образования «Воткинский район» - А***,
- администрации муниципального образования «Кварсинское» - Б***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Воткинский район», администрации муниципального образования «Кварсинское»,
у с т а н о в и л :
Воткинский межрайонный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Воткинский район», администрации муниципального образования «Кварсинское», указав следующее.
На территории муниципального образования «Кварсинское» Воткинского района на расстоянии 1 км от д.Кварса Воткинского района, 0,9 км от МТФ, 0,8 км от реки М.Вотка, 0,2 км от железной дороги <данные изъяты> расположен скотомогильник площадью 25 кв. метров.
Собственник скотомогильника не определен, вследствие чего он является бесхозяйной недвижимой вещью. Органы местного самоуправления, на территории которых находится скотомогильник, обязаны принять меры по постановке на учет бесхозяйного скотомогильника.
К вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. Бездействие администраций муниципального образования «Воткинский район» и муниципального образования «Кварсинское» по постановке на учет скотомогильника способствует дальнейшему ухудшению устройства, санитарного состояния и оборудования скотомогильника, в результате чего возможно возникновение вспышек инфекционных заболеваний, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде.
В судебном заседании прокурор Гурьев А.А. заявление поддержал, просил его удовлетворить.
Представитель администрации муниципального образования «Воткинский район» - А*** и представитель администрации муниципального образования «Кварсинское» - Б*** в суде просили оставить заявление без удовлетворения, указав, что скотомогильник муниципальной собственностью не является, на балансе органов местного самоуправления не состоит.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела, на территории муниципального образования «Кварсинское» Воткинского района Удмуртской Республики на расстоянии 1 км от д.Кварса Воткинского района, 0,9 км от МТФ, 0,8 км от реки М.Вотка, 0,2 км от железной дороги <данные изъяты> расположена биотермическая яма (скотомогильник), предназначенная для захоронения биологических отходов. Площадь скотомогильника - 25 кв.м. Скотомогильник законсервирован, оканавлен, огорожен.
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту «ц» пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
Таким образом, требование прокурора о возложении на органы местного самоуправления обязанности по принятию мер по постановке на учет в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике бесхозяйного скотомогильника не соответствует требованиям закона.
Кроме того, в соответствии с пунктом 6.10 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором Российской Федерации 4 декабря 1995 года № 13-7-2/469, ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) может быть возложена только на местную администрацию и руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.
Судом установлено, что имеющееся на территории муниципального образования «Кварсинское» Воткинского района Удмуртской Республики место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального образования «Кварсинское» и администрации муниципального образования «Воткинский район» не состоит.
Действующее законодательство, в том числе Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования «Кварсинское» Воткинского района Удмуртской Республики бесхозяйного места захоронения биологических отходов.
Полномочия и денежные средства в порядке, предусмотренном статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника администрации муниципального образования «Кварсинское» и администрации муниципального образования «Воткинский район» не передавались, доказательства передачи таких полномочий и денежных средств суду не представлены.
В этой связи утверждение прокурора о наличии у администрации муниципального образования «Кварсинское» и администрации муниципального образования «Воткинский район» обязанности оборудовать скотомогильник (биотермическую яму), его содержать без передачи необходимых полномочий и денежных средств неправомерно.
На основании изложенного, заявление прокурора необоснованно и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд
р е ш и л :
заявление Воткинского межрайонного прокурора, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, об оспаривании бездействия администрации муниципального образования «Воткинский район», администрации муниципального образования «Кварсинское» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики. В указанный срок на решение прокурором может быть принесено кассационное представление.
Мотивированное решение суда составлено 22 ноября 2010 г.
Председательствующий судья А.В.Москалев