Дело № 2- 1601\10
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
от 26 ноября 2010 года
Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством федерального судьи Черкас Н.Н.
при секретаре Лищенко Е.Б.
с участием истицы Дорофеевой О.М., представителя ответчика А***., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дорофеевой О.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л:
Дорофеева О.М. обратилась в суд с иском к ответчику Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. Просит отменить решение ответчика №*** от <дд.мм.гггг>. Обязать ответчика включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период обучения в Глазовском государственном педагогическом институте с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> работы и в качестве воспитателя пионерского лагеря период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.
В обоснование исковых требований указала на то, что <дд.мм.гггг> полагая, что ею выработан 25-ти летний педагогический стаж обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) с заявлением на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. <дд.мм.гггг> ответчиком вынесено решение №*** об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ответчиком был засчитан стаж на день обращения 22 года 09 месяцев 28 дней. Считает решение ответчика незаконным, т.к. в специальный стаж не включен период обучения в Глазовском государственном педагогическом институте с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> работы и в качестве воспитателя пионерского лагеря период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. считает, что данный периоды подлежат зачету в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В спорный период работала в пионерском лагере «<данные изъяты>» с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в должности воспитателя, указанное обстоятельство подтверждается представленными документами, после чего продолжила обучение обучения в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. По ее подсчетам с учетом включения спорных периодов работы, педагогический стаж на момент обращения составил 24 года 09 месяцев 28 дней, т.е. ее право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью возникло <дд.мм.гггг>.
В судебном заседании истица Дорофеева О.М. исковые требования поддержала, обосновав их доводами, изложенными в заявлении, пояснила суду, что обратилась <дд.мм.гггг> в пенсионный фонд, т.к. полагала, что ей засчитают в трудовой стаж работу воспитателем в пионерском лагере с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> и период учебы в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>г. Она представила все документы, но ей отказали. Может быть, потому отказали, что не было представлено приказа о работе в качестве воспитателя и справки о заработной плате. В <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>г. - два года, работала воспитателем, что подтверждает ее педагогическую деятельность.Руководствовалась следующими нормативными актами: Перечнем должностей, в который включена должность воспитателя, утвержден Постановлением Совета Министров СССР <дд.мм.гггг> 1397 от <дд.мм.гггг> чего считает, что данный стаж должен быть зачтен. Работала воспитателем в пионерском лагере «<данные изъяты>», эта должность воспитатель пионерлагеря в Перечне, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г отсутствует, но считает, что это тоже детское учреждение и педагогическая деятельность.Функциональные обязанности пионервожатого и воспитателя в пионерском лагере были одинаковые, просто кто-то неправильно записал, она не могла знать, как надо правильно писать, считает, что это не ее вина. Они работали в стройотряде, их нанимали на работу.
Представитель ответчика А***, действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, суду пояснил, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Постановление Совета Министров СССР № 1397 от 17.12.1959 г., на которое ссылается истица, и в Перечень утвержденный вышеуказанным постановлением действительно входит должность воспитателя, но не только должность должна строго соответствовать данному Перечню, но и наименование организации, в указанном перечне нет наименовании организации - пионерский лагерь. Ссылка на должность штатного пионервожатого, опять же не соответствует действующему законодательству, т.к. не предшествовала периоду обучения истицы в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>г. И по этим же основаниями не может быть включен в стаж период обучения в <данные изъяты>, согласно Постановлению №***, период обучения в педагогических учебных заведениях не предусмотрен включению в педагогический стаж.Проводить тождественность между законодательными актами прерогатива Правительства РФ. В законе конкретно обозначены лица, кому полагается досрочное назначение пенсии, и должны строго соответствовать данному перечню. Аналогию в законе пенсионный фонд проводить не вправе.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, проверив пенсионное дело, представленное на обозрение в судебное заседание, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица Дорофеева О.М. <дд.мм.гггг> года рождения согласно сведениям трудовой книжки:
- в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> обучалась <данные изъяты>.
-в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> обучалась в <данные изъяты>, что подтверждается записью №***,6 в трудовой книжке и дипломом №*** от <дд.мм.гггг> (л.д. 11- 12,13).
Согласно сведениям трудовой книжки:
- непосредственно после обучения в Глазовском государственном педагогическом институте истица назначена учителем начальных классов в средней школе №*** <адрес> с <дд.мм.гггг> (л.д. 11 оборот).
<дд.мм.гггг> Дорофеева О.М. обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет (л.д. 20).
Решением ответчика №*** от <дд.мм.гггг>. Дорофеевой О.М. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", поскольку установлено, что специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью у истицы менее 25 лет и составляет: 22 года 09 месяцев 28 дней.
При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости не был включен ответчиком период: с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в должности пионервожатой в пионерском лагере «<данные изъяты>», о чем указано в протоколе заседание комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от <дд.мм.гггг> №*** (л.д № 9-10).
Истица просит включить в стаж как педагогическому работнику, отработавшему в учреждениях для детей более 25 лет, период обучения в Глазовском государственном педагогическом институте с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> и период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в качестве воспитателя пионерского лагеря.
На включении других периодов, не зачтенных ответчиком в педагогический стаж, истец не настаивает.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
Спорные периоды с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> время обучения в <данные изъяты>, и в качестве воспитателя пионерского лагеря период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, Управлением Пенсионного фонда, в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27.1.19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не оценивались и не засчитаны.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
В связи с чем, суд оценивает право истицы на назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на момент рассмотрения дела в суде.
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).
Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п. 2 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ"). Заявление о назначении трудовой пенсии рассматривается не позднее чем через десять дней со дня приема заявления (п. 5 ст. 19 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ").
Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.
Суд считает, что данные юридически значимые обстоятельства истцом не выполнены, т.к. у истицы отсутствует необходимый педагогический стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В течение спорного периода действовал Закон СССР от 15 июля 1956 года "О государственных пенсиях".
Статьей 58 данного Закона СССР были сохранены пенсии за выслугу лет, установленные постановлениями Правительства СССР для отдельных категорий специалистов (учителей, медицинских работников и других). При этом Совету Министров СССР было поручено определить порядок дальнейшего назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, в т.ч. определить круг работников, которым назначаются эти пенсии.
В связи с чем, Советом Министров СССР было принято постановление за N 1397 от 17 декабря 1959 года, пунктом 1 которого было предусмотрено право на пенсию за выслугу лет работникам просвещения при стаже работы по специальности не менее 25 лет.
Суд считает, что истица не выработала общую суммарную продолжительность педагогической деятельности 25-лет на момент обращения с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, т.е. на <дд.мм.гггг>, т.к. ответчиком правомерно не было засчитано время обучения в <данные изъяты> с в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии и период работы в должности воспитателя пионерского лагеря с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, по старости по ст. 27.1.19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Требования истца о включении в ее педагогический стаж периода учебы на основании норм пенсионного законодательства, которое ко дню принятия оспариваемого ею решения №*** от <дд.мм.гггг> утратило силу, не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Истица просила зачесть в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости период обучения в <данные изъяты>.
Законодатель на момент действия закона о включение в стаж за выслугу лет периода учебы определил, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях при условии, что обучению предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность (пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397).
Однако, суд считает, что в спорный период у истицы не возникло бы право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, т.к. работа в должности воспитателя пионерского лагеря не подлежит включению в стаж, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. данная должность не указана в Перечне учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, являющегося Приложением к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Должность воспитателя пионерского лагеря не была предусмотрена Списком N 463 от 6 сентября 1991 года, а также Списком N 781 от 29 октября 2002 года.
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 не подлежит применению с 1 октября 1993 года.
Следовательно, с 1 октября 1993 года время обучения в педагогических учебных заведениях перестало засчитываться в специальный педагогический стаж.
На момент действия закона СССР от 14 июня 1956 года и на момент действия постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которое не подлежит применению с 1 октября 1993 года, требуемый специальный стаж у истца не был выработан, т.к. в то время спорный период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> в должности воспитателя пионерского лагеря, не мог быть включен в стаж истца за выслугу лет, т.к. не предусмотрен вышеуказанным нормативным актом, поэтому право на пенсионное обеспечение по ранее действующему законодательству истец не приобрела.
Период работы истицы в должности пионервожатой пионерского лагеря с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> был предусмотрен пункт 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, и мог быть включен в педагогический стаж истицы.
Однако период работы истицы в должности пионервожатой пионерского лагеря с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> непосредственно не предшествовал периоду обучения истицы в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. Периоду обучения истицы в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> предшествует период обучения в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. (л.д. 11).
Таким образом, период обучения в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> не может быть включен в педагогический стаж истицы, поскольку не выполнено требование пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением СМ СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
В спорный период истица должна была выработать стаж при совокупности всех условий, требуемых по ранее действовавшему законодательству.
В соответствии с п. 3 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463.
Согласно п. 3 названного Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".
Учитывая, что ранее действовавшее пенсионное законодательство содержало значительное количество льгот, в целях их сохранения, ст. 27 и 28 закона "О трудовых пенсиях в РФ" воспроизводят условия назначения трудовых пенсий, которые были предусмотрены пенсионным законодательством РФ по состоянию на 31 декабря 2001 г.
По состоянию на 31 декабря 2001 года учеба в высших учебных заведениях в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, уже не включалась.
Доводы истца о том, что ответчик должен был зачесть в ее специальный педагогический стаж учебу в высшем педагогическом институте не основан на нормах действующего пенсионного законодательства, т.к. в соответствии с Федеральным законом № 173 -ФЗ и постановлением Правительства РФ № 516 от 11.07.2002 года "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", период учебы в <данные изъяты> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> не подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, у истицы не имеется 25-ти летнего стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
На основании изложенного, в удовлетворении иска Дорофеевой О.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в <адрес>, Воткинском и <адрес> Удмуртской Республики о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Дорофеевой О.М. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения в мотивированной форме, начиная с 01 декабря 2010 года.
Решение в резолютивной форме принято и напечатано в совещательной комнате на компьютере.
Мотивированное решение изготовлено 01 декабря 2010 года с применением технических средств-компьютера.
Председательствующая судья: Н.Н. Черкас.