2010.12.24 `О признании незаконным бездействия Администрации г. Воткинска` Вступило в з/с 12.01.2011 г.



Дело 2-1770/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Воткинск 24 декабря 2010 года

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Войтовича В.В.,

при секретаре Джафаровой А.З.,

с участием, представителя процессуального заявителя прокурора – помощника прокурора Мурадова Э.Б., представителя органа, чье бездействие оспаривается - Администрации МО «Воткинск» - Сентяковой М.Н., представителя заинтересованного лица МУП «Благоустройство» А***, представителя заинтересованного лица Управления внутренних дел по г. Воткинску и Воткинскому району Б***, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, обязании администрации муниципального образования «Город Воткинск» произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска,

УСТАНОВИЛ:

Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением признании незаконным бездействия администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети (далее по тексту УДС) г. Воткинска, а именно проезжей части в зоне пешеходного перехода на <адрес> (00+78 км. - 00+82 км.) точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <адрес> с ул. <адрес> - (00-00 км), об обязании администрацию произвести ремонт УДС г. Воткинска в срок до <дд.мм.гггг> в соответствии с требованием государственного стандарта (ГОСТ 50597-93), а именно устранить три выбоины (длина которых составляет - 2,7 м.; 1 м.; 2,20 м., ширина - 1,45 м.; 1,45 м.; 1,10 м.; глубина - 0,09 м.; 0,09 м.; 0,1 м., соответственно) проезжей части в зоне пешеходного перехода на <адрес> (00+78 км. - 00+82 км.) точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <адрес> с <адрес> - (00-00 км.).

Требования мотивированы тем, что в ходе проверки прокуратурой исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения были выявлены указанные выше нарушения законодательства о безопасности дорожного движения. Так, согласно акту осмотра (обследования) УДС г. Воткинска сектора №*** от <дд.мм.гггг>, в нарушение п. 3.1.1, 3.1.2 Государственного стандарта РФ (ГОСТ Р 50597-93) «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 (далее по тексту - ГОСТ Р 50597-93) по <адрес> 00+00 км - 01 + 154 км (точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска является пересечение <адрес> с <адрес> - (00-00 км) установлено, что участок проезжей части по <адрес> в зоне пешеходного перехода (00+78 км - 00+82 км), имеет выбоины. По результатам обследования <дд.мм.гггг> УДС г. Воткинска ОГИБДД в адрес главы администрации МО «Город Воткинск» внесено предписание от <дд.мм.гггг> об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, но до настоящего времени требования, изложенные в предписании администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены. Согласно сведениям ОГИБДД от <дд.мм.гггг>, <дд.мм.гггг> в 22 ч. 45 мин. на <адрес> в районе <адрес> (место остановки автобусов) произошел наезд на пешехода. В результате ДТП пешеход получил смертельные травмы. Сопутствующими условиями ДТП послужили, в том числе указанные выше выбоины на проезжей части. Согласно акту - осмотра (обследования), выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от <дд.мм.гггг>, установлено, что в зоне действия вышеуказанного пешеходного перехода, расположенного в 78 м. от перекрестка <адрес> и <адрес>, имеются три вышеуказанные выбоины. Данные выбоины не соответствуют требованиям ГОСТ 50597-93, в силу чего должны были быть устранены. Таким образом, на УДС г. Воткинска необходим ремонт проезжей части. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределённого круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.

Представитель процессуального заявителя - прокурора - помощник прокурора - Мурадов Э.Б. заявленные требования поддержал, настаивал на обязании администрации провести ремонт УДС в срок до <дд.мм.гггг> дополнительно суду пояснил, что поскольку данное дорожное покрытие находится в территориальных границах МО «Город Воткинск» соответственно указанные выбоины должны быть устранены органом местного самоуправления - администрацией МО «Город Воткинск». Бездействие администрации МО «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту УДС г. Воткинска, а именно проезжей части в вышеуказанной зоне пешеходного перехода на <адрес> ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан (автовладельцев, пешеходов) г. Воткинска.

Представитель органа чье бездействие оспаривается – администрации «Города Воткинска» - Сентякова М.Н. заявленные требования не признала, суду пояснила, что бездействие администрации вызвано отсутствием денежных средств. Также суду пояснила, что для проведения ямочного ремонта УДС администрацией МО «Город Воткинск» заключаются с организациями договора подряда. Кроме того, просила в случае удовлетворения требований установить срок проведения ремонтных работ УДС до <дд.мм.гггг>.

Представитель заинтересованного лица МУП «Благоустройство» А*** возражала против удовлетворения заявленных требований, но только в части срока проведения ремонтных работ УДС. Дополнительно суду пояснила, что между администрацией МО «Город Воткинск» и МУП заключен контракт, согласно которому в обязанности МУП ямочный ремонт не входит.

Представитель заинтересованного лица Управления внутренних дел по г. Воткинску и Воткинскому району Б*** просил заявленные требования удовлетворить, в том числе обязать администрация согласно п. 3.1.1. указанного ГОСТа провести ремонт УДС в срок до <дд.мм.гггг>.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 48 Устава МО «Город Воткинск», принятого решением Городской думы г. Воткинска Удмуртской Республики от 9 июня 2005 года № 259, администрация города Воткинска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования «Город Воткинск», наделена полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Удмуртской Республики.

В силу ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» полномочиями администрации города по решению вопросов местного значения являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8ноября2007года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.

Пунктом 10 ст. 5 Федерального закона № 257-ФЗ предусмотрено, что автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ).

Таким образом, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального образования.

Указанная УДС к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильным дорогам общего пользования местного значения поселений, частным автомобильным дорогам не относится, что также подтверждается дислокацией дорожных знаков УДС г. Воткинска (л.д. 23, 24), собственника не имеет, что представителем органа, чье бездействие оспаривается не отрицается.

Поскольку автомобильная дорога в зоне пешеходного перехода на <адрес> (00+78 км. - 00+82 км.) точкой начала отчета пересечение <адрес> с <адрес> - (00-00 км) находится в границах МО «Город Воткинск», суд приходит к выводу, что она относится к автомобильным дорогам общего пользования местного значения, то есть осуществление дорожной деятельности в отношении этой дороги относится к компетенции Администрации г. Воткинска.

В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона №257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Согласно п.п. «в» п.п. 2 п. 11 Приложения к Приказу Министерства транспорта Российской Федерации от 12 ноября 2007 года № 160 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них», в состав работ по содержанию автомобильных дорог по дорожным одеждам входят, в том числе, устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

В силу п. 2 ст. 46 Федерального закона №257-ФЗ, действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке.

Поэтому дело рассмотрено в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ (производство по делам, возникающим из публичных правоотношений).

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

<дд.мм.гггг> комиссией, под председательством первого заместителя главы Администрации г. Воткинска Г***, в составе из 8 человек, представляющих: Управление ЖКХ МО «Город Воткинск», ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району, МУП ЖКХ «Благоустройство», Воткинский филиал ОАО «Удмуртавтотранс», УГАН по УР, МУП «ВГЭС», ООО «Спецтехтранс», проведено обследование состояния содержания улично-дорожной сети г. Воткинска - сектор №***, в рамках проведения комплексной проверки с обследованием маршрутов движения пассажирского автотранспорта, в ходе которого были выявлены недостатки в содержании автомобильной дороги по <адрес> Республики (00+055 выбоины 10 кв.м.) (л.д. 15 - 21).

Поскольку в указанную комиссию входил представитель администрации (первый заместитель главы администрации города Воткинска), суд приходит к выводу о том, что администрации МО «Город Воткинск» с <дд.мм.гггг> было известно о наличии указанных выбоин.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, являющихся приложением к Правилам дорожного движения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны в числе прочего: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.

Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог и улиц, устанавливающие допустимые условия обеспечения безопасности дорожного движения, регламентированы ГОСТ Р 50597-93.

В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В соответствии с п. 3.1.2. указанного государственного стандарта, предельные размеры отдельных просадок, выбоин не должны превышать по длине 15 см., ширине - 60 см. и глубине - 5 см.

Требования ГОСТ 50597-93 являются обязательными в силу ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании», так как его положения направлены на сохранение жизни, здоровья и имущества граждан.

<дд.мм.гггг> ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району в адрес главы администрации МО «город Воткинск» направлено письменное обращение, в котором указано, что <дд.мм.гггг> в 22 ч. 45 мин. на <адрес> в районе <адрес> (место остановки автобусов) произошел наезд на пешехода. В результате ДТП пешеход получил смертельные травмы. Сопутствующими условиями ДТП послужили, в том числе указанные выше выбоины на проезжей части. В данном обращении ОГИБДД УВД по г. Воткинску и Воткинскому району просило принять исчерпывающие меры по обеспечению безопасности дорожного движения на ул. <адрес> г. Воткинска Удмуртской Республики (л.д. 12).

Согласно акту осмотра (обследования) выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от <дд.мм.гггг>, составленного старшим госинспектором ДИ и ОД ОГИБДД МОБ УВД по г. Воткинску и Воткинскому району Б***, совместно с начальником отдела Управления ЖКХ администрации МО «город Воткинск» В*** <дд.мм.гггг> проведена проверка эксплуатационного состояния проезжей части дороги, технических средств организации дорожного движения, наружного освещения на ул. <адрес> г. Воткинска Удмуртская Республика. По итогам проверки Б*** и В*** пришли к выводу о том, что не выполнены требования Федерального закона № 196-ФЗ, выявлены нарушения требований ГОСТ Р 50597-93; ГОСТ Р 52289-2004, а именно в ходе осмотра установлено, что на проезжей части дороги имеются просадки в виде выбоин: длина первой - 2,7 м., ширина - 1,45 м., глубина - 0,09 м.; длина второй - 1 м., ширина - 1,45 м., глубина - 0,09 м.; длина третьей - 2,20 м., ширина - 1,10 м., глубина - 0,1 м. (л.д. 22).

До настоящего времени требования, изложенные в предписании, администрацией МО «Город Воткинск» не исполнены, что подтверждается представленным в суд актом осмотра (обследования) выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от <дд.мм.гггг>, а также показаниями представителя органа, чье бездействие оспаривается.

Таким образом, на УДС г. Воткинска Удмуртской Республики необходим ремонт проезжей части. Несоответствие дорожного покрытия на улицах г. Воткинска требованиям ГОСТ Р 50597-93 нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц (автовладельцев, пешеходов), пользующихся данными участками дорог, поскольку имеющиеся дефекты дорожного покрытия приводят и могут привести к дорожно-транспортным происшествиям, в результате которых могут пострадать как жизнь, здоровье людей так и их имущество.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196-ФЗ органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Выявленные нарушения при содержании автомобильной дороги и несоответствие ее состояния требованиям ГОСТ Р 50597-93 затрудняет движение транспорта, в том числе и осуществляющего регулярные пассажирские перевозки, способствует созданию аварийных ситуаций на данной дороге.

Таким образом, в результате бездействия администрации МО «Город Воткинск» нарушаются права и законные интересы граждан на безопасные условия движения по дорогам, гарантированные государством.

Доказательств законности бездействия администрации МО «Город Воткинск» представитель администрации МО «Город Воткинска», суду не представила.

Отсутствие денежных средств в бюджете на ремонт дороги не может являться основанием для отказа прокурору в удовлетворении его требований.

Согласно ст. 8 Устава МО «Город Воткинск» формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа осуществляется администрацией города и контроль за исполнением данного бюджета обеспечивается администрацией города Воткинска.

Суду не представлено доказательств того, что с <дд.мм.гггг> администрация г. Воткинска планировала и включала в проект бюджета города расходы на ремонт проезжей части участка автомобильной дороги по ул. <адрес> г. Воткинска Удмуртской Республики.

При указанных обстоятельствах заявление Воткинского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

В соответствии с п. 3.1.1. ГОСТ Р 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице:

Группа дорог и улиц по их транспортно -эксплуатационным характеристикам

Повреждения на 1000 кв. м покрытия, кв. м, не более

Сроки ликвидации повреждений, сут., не более

А

0,3 (1,5)

5

Б

1,5 (3,5)

7

В

2,5 (7,0)

10

Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, определяемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03 по конкретным видам работ.

Согласно п. 1.3. СНиП 3.06.03-85 при выборе способа устройства поверхностной обработки покрытий необходимо учитывать ее назначение, условия движения на дороге, климатические условия района строительства, показатель твердости дорожного покрытия, наличие материалов и средств механизации.

Пунктом 1.4. СНиП 3.06.03-85 предусмотрено, что работы по устройству поверхностных обработок выполняют при температуре воздуха не ниже 15 °C; при использовании в качестве вяжущего катионных эмульсий - при температуре воздуха не ниже 5 °C.

Таким образом, с учетом общеизвестных климатических условий МО «Город Воткинск», суд пришел к выводу о том, что указанные выше выбоины должны быть устранены администрацией МО «Город Воткинск» в срок не позднее <дд.мм.гггг>.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, обязании администрации произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Город Воткинск» по непринятию мер по содержанию и ремонту улично-дорожной сети г. Воткинска, а именно проезжей части в зоне пешеходного перехода на <адрес> (00+78 км. - 00+82 км.) точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети г. Воткинска является пересечение <адрес> с ул. <адрес> г. Воткинска Удмуртской Республики - (00-00 км).

Обязать администрацию муниципального образования «Город Воткинск» устранить в срок до <дд.мм.гггг> произвести ремонт улично-дорожной сети г. Воткинска Удмуртской Республики в соответствии с требованием Государственного стандарта (ГОСТ Р 50597-93), а именно устранить три выбоины (длина которых составляет - 2,7 м.; 1 м.; 2,20 м., ширина - 1,45 м.; 1,45 м.; 1,10 м.; глубина - 0,09 м.; 0,09 м.; 0,1 м., соответственно) на проезжей части в зоне пешеходного перехода на <адрес> (00+78 км. - 00+82 км.) точкой начала отчета в соответствии с дислокацией дорожных знаков улично-дорожной сети г. Воткинска Удмуртской Республики является пересечение <адрес> с <адрес> - (00-00 км).

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы или кассационного представления через Воткинский городской суд Удмуртской Республики.

Решение составлено в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.

Председательствующий судья В.В. Войтович