Дело № 2- 158\11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
От 12 января 2011 года г. Воткинск
Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством федерального судьи Черкас Н.Н.
при секретаре Симановой Н.В.
с участием представителя истца Б***, действующей на основании доверенности, представителя ответчика А***, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по Протопоповой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
У С Т А Н О В И Л :
Протопопова Н.А. обратилась в суд иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, просит признать незаконным Решение ответчика об отказе в установлении пенсии №*** от <дд.мм.гггг> в части незачета стажа, дающего право на назначение досрочной пенсии по старости по ст. 27.1.19. Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ периодов работы в должности воспитателя детского сада ввиду невыполнения нормы учебной нагрузки. Признать за нею право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью с момента обращения в Управление Пенсионного фонда РФ.
Исковые требования обосновала тем, что <дд.мм.гггг> обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости Управлением ПФ РФ по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонного) было рассмотрено ее заявление и решением ответчика за №*** от <дд.мм.гггг>. в назначении досрочной пенсии по ст. 27.1.19. Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ ей было отказано ввиду отсутствия требуемых 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Незаконным является не включение в специальный стаж периода в должности воспитателя, ввиду невыполнения нормы учебной нагрузки, т.к. в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» норма рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений с 1 января 1996 года снижена до 30 часов. На основании нормативного акта власти субъекта Российской Федерации, работодателем истицы был установлен режим и норма рабочего времени для своих работников. При указанных обстоятельствах истица не могла работать по другому порядку работы. При этом необходимо учесть, что оплата труда работодателем производилась как при полной норме рабочего времени в количестве 36 часов, отчисления в Пенсионный фонд производились работодателем как по полной ставке.
Истица Протопопова Л.А. в судебное заседание не явилась, от нее поступило в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, просит допустить к участию в деле в качестве ее представителя Б***
В соответствии с ч. 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истицы.
В судебном заседании представитель истца Б***, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, пояснила, что истица на момент обращения <дд.мм.гггг> проработала более 25 лет в МДОУ в педагогических должностях. Обратилась в Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе УР (Межрайонное) за досрочным назначением пенсии в соответствии с пп. 10 п.1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Ответчиком было вынесено решение об отказе ей в назначении досрочной рудовой пенсии по основанию, что из педагогического стажа исключен период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, так как норма педагогической нагрузки не выполнена. Из-за противоречия Постановления Президиума Госсовета и Правительства РФ № 82/258 с постановлением Правительства РФ № 191, Управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе УР (Межрайонное) не зачло в педагогический стаж истицы работу воспитателем детского сада. Истица работала в соответствии с должностными инструкциями и графиком работы, утвержденным работодателем. Оплата труда работодателем производилась как при выполнении нормы рабочего времени в количестве 36 часов в неделю, соответственно и перечисления по социальному страхованию производились в полном объеме. Просит признать незаконным решения №*** от <дд.мм.гггг>, признать право истицы на досрочное назначение трудовой пенсии, включить в специальный стаж период работы с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>., и назначить пенсию со дня обращения – <дд.мм.гггг>
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) А***, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном возражении на исковое заявление.
В письменном возражении, подписанном начальником Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) В***, указано, что заявление истицы Протопоповой Л.А. о восстановлении пенсионных прав не подлежит удовлетворению, т.к. на день обращения истицы с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости действует ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» В соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 лицам, осуществляющим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждении для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста. Истица просит зачесть в трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>. в должности воспитателя в детском саду. В соответствии с письмом Министерства образования РФ от 16.01.2001 г. № 20-58-196/20-5 «Рекомендации о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждении», норма учебной нагрузки для воспитателей дошкольных образовательных учреждений определена в количестве 36 часов педагогической работы в неделю. В УР Постановлением Президиума Государственного Совета и Правительства УР от 29.09.1995г. № 82/258 норма педагогической нагрузки была снижена до 30 часов в неделю. В соответствии с постановлением Правительства РФ принятым 03.04.2003г. № 191 «О продолжительности рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений» продолжительность рабочего времени воспитателей дошкольных образовательных учреждений по всей территории РФ установлена 36 часов в неделю. В данном случае при исчислении стажа Протопововой Л.А. действует нормативный акт федерального уровня, т.е. письмо Министерства образования, постановление Правительства РФ от 03.04.2003г. № 191. На момент обращения истицы в Управление с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, т.е. на <дд.мм.гггг> у нее имеется 24 года 07 месяц 07 дней стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии как педагогическому работнику, что менее необходимых по Закону 25 лет. Таким образом, право на назначение досрочной пенсии на момент обращения истица не имела. Судебные расходы, заявленные истицей явно завышены.
Выслушав представителя истца Б***, представителя ответчика А***, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными по следующим основаниям.
Судом установлено, что Протопопова Л.А. с <дд.мм.гггг> была принята на должность воспитателя детского сада №*** г. Воткинска по приказу Воткинского ГОРОНО №*** от <дд.мм.гггг> (л.д. ).
С этого времени работает воспитателем в дошкольных учреждениях, что подтверждается трудовой книжкой истицы.
Согласно заявления <дд.мм.гггг> год Протопопова Л.А. обратилась к ответчику о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по ст. 27.1.19. Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (л.д № 12)
Решением ответчика за №*** от <дд.мм.гггг> в назначении досрочной пенсии по ст. 27.1.19. Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ ей было отказано ввиду отсутствия требуемых 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей, исключен из стажа, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости ввиду невыполнения нормы педагогической нагрузки периоды работы:
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, т.е. всего один год пять дней.
Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.
В силу ст. 2 ГПК РФ задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
Заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ).
Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ с изменениями от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ, определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).
В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).
Суд считает, что данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.
Подлежит включению в специальный педагогический стаж, дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости периоды работы в должности воспитателя ввиду невыполнения нормы учебной нагрузки :
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, т.е. один год 05 дней по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики от 29 сентября 1995 года № 82/258 «О сохранении системы детского дошкольного образования и социальной защите работников дошкольных учреждений» норма рабочего времени воспитателей дошкольных учреждений с <дд.мм.гггг> снижена до 30 часов. В соответствии с пунктами 9 и 14 ст. 29 Закона РФ « Об образовании» субъект Российской Федерации вправе формировать бюджет в части расходов на образование и устанавливать дополнительные к федеральным льготы педагогическим работникам.
В соответствии со ст. 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Судом установлено, что страховые взносы работодателем в спорный период оплачивались, что подтверждается выпиской из лицевого счета застрахованного лица.
Кроме того, в материалах дела имеется приказ начальника управления народного образования Администрации г. Воткинска Г*** от 11 октября 2004 года № 185\2-лс «Об изменении нормы рабочего времени и штатного расписания дошкольных образовательных учреждений», в котором говорится об изменении с 14 декабря 2004 года продолжительности рабочего времени, нормы педагогической работы на ставку заработной платы, воспитателей дошкольных образовательных учреждений с 30 часов до 36 часов в неделю.
На основании нормативного акта власти субъекта Российской Федерации, детский сад № 50 г. Воткинска, где истица работала в спорный период, и Управление народного образования Администрации г. Воткинска, являющегося работодателем истицы, установили режим и норму рабочего времени для своих работников.
В сложившейся ситуации истица не могла работать по другому порядку работы, поскольку в соответствии со ст. 56 Трудового кодекса РФ работник обязан исполнять условия трудового соглашения, в т.ч. норму рабочего времени. При этом необходимо принимать во внимание, что оплата труда работодателем производилась как при полной норме рабочего времени в количестве 36 часов, установленной в ст. 55 Закона РФ «Об образовании».
На основании изложенного, суд считает, что указанные выше обстоятельства не должны влиять на объем пенсионных прав истицы, поскольку она вынуждена была выполнять волю работодателя, в основе которой лежит нормативный акт органа власти субъекта Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности решения Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) от <дд.мм.гггг> №*** об отказе в установлении пенсии Протопоповой Л.А.
В соответствии с решением ответчика на момент обращения истицы с заявлением <дд.мм.гггг> о назначении досрочной пенсии по старости в специальный стаж истицы включено 24 лет 7 месяцев 05 дней. Таким образом, на момент обращения к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости у истицы с учетом включения спорного периода в количестве 1 год 5 дней, требуемый 25-летний стаж педагогической работы выработан.
В статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии).
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения за пенсией и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными постановлением Минтруда и ПФР от 27.02.2002 года № 17/19ПБ, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 года и статье 23 Закона от 15.12.2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Таким образом, суд считает необходимым обязать ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную пенсию с <дд.мм.гггг>, с даты, когда истица обратилась Управление Пенсионного фонда РФ по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) за назначением досрочной трудовой пенсии по старости.
Истица просит взыскать с ответчика судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 200 рублей, и оплате юридических услуг за составление искового заявления 1000 рублей и услуг представителя в сумме 4000 рублей, согласно приложенных к материалам дела квитанций.
С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей, Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанцией (л.д. 2).
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Судебные расходы присуждаются, если они понесены фактически, являлись необходимыми и разумными в количественном отношении. Суд может ограничить взыскиваемую в возмещение соответствующих расходов сумму, если сочтет ее чрезмерной с учетом конкретных обстоятельств.
Исходя из изложенного, учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого гражданского дела, суд считает расходы истца на оплату услуг представителя, заявленные к взысканию с ответчика, завышенными.
В связи с чем, суд определяет подлежащими взысканию с УПФР в пользу Протопоповой Л.А. расходы на оплату услуг представителя, принимавшего участие в судебном заседании, в размере 1.500 рублей, за составление искового заявления 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Протопоповой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о восстановлении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, удовлетворить.
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от <дд.мм.гггг> об отказе в установлении пенсии.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) включить в педагогический стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, в должности воспитателя детского сада №*** г. Воткинска периоды работы:
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, т.е. один год 05 дней.
Назначить Протопоповой Н.А. досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с <дд.мм.гггг>.
Взыскать с Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Воткинске, Воткинском и Шарканском районе Удмуртской Республики (межрайонное) в пользу Протопоповой Н.А. судебные расходы по оплате юридических услуг в сумме 2000 рублей, возврат госпошлины в сумме 200 рублей, всего 2.200 (две тысячи двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня его вынесения.
Решение принято и напечатано в совещательной комнате на компьютере.
Председательствующая судья: Н.Н. Черкас.