2010.10.27 `Об обязании поставить на бесхозяйный учет объекты гидросооружений` Вступило в з/с 17.01.2011 г.



Дело № 2- 1017 /2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 октября 2010 года г. Воткинск

Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством судьи ЛОМАЕВОЙ О.В.,

при секретаре ИЛЬИНОЙ С.П.,

с участием представителя истца- заместителя Воткинского межрайонного прокурора АКУЛОВА В.А., представителя ответчика Администрации МО «Город Воткинск» А***,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воткинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Город Воткинск» об обязании поставить на учет бесхозяйные гидросооружения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Воткинский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации МО «Город Воткинск», с учетом последующего уточнения, в порядке ст. 39 ГПК РФ, в части предмета требований, об обязании поставить на учет бесхозяйные гидротехнические сооружения (далее по тексту ГТС), расположенные на <адрес> в районе больнично- стационарного комплекса МЛПУ «Городская больница №***» (<адрес>); на пруду в СНТ №*** г. Воткинска, на пруду в СНТ №*** г. Воткинска, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Исковые требования обоснованы тем, что указанные ГТС, расположенные на территории МО «Город Воткинск» и отнесенные к водостеснительным сооружениям, не имеют собственника и в соответствии с положениями ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Принятие на учет объекта недвижимого имущества, в соответствии с пунктами 4, 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства № 580 от 17.09.2003 года, осуществляется на основании предоставляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. Указанные действия Администрацией МО «Город Воткинск» не были выполнены. До настоящего времени собственник указанных ГТС не определен. Вместе с тем, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, в соответствии с пунктом 8 части 1 ст. 16 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 8 Устава МО «Город Воткинск», относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии со ст. 3, 9 Федерального закона № 117- ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений», под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществлении мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. По причине неопределенности балансовой принадлежности указанных гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, в результате которых могут пострадать жители города Воткинска, индивидуализировать круг которых не представляется возможным, указанные меры не могут быть реализованы. Поскольку указанные выше ГТС расположены в административных границах МО «Город Воткинск» и не имею собственника, соответственно, Администрации МО «Город Воткинск» необходимо обратиться в Воткинский отдел Управления росреестра по УР с заявлением о постановке их на учет в качестве бесхозяйных объектов.

В ходе судебного заседания представитель истца исковые требования поддержал, дал объяснения, которыми подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также дополнительно дал суду объяснения о том, что, ГТС, расположенные на прудах СНТ №*** и СНТ №*** являются обособленными объектами и не имеют ни собственников, ни балансодержателей, в связи с чем, являются бесхозяйными. По поводу того, кто является собственниками указанных выше прудов - объяснить не смог. Считает, что поскольку право собственности на ГТС, которые являются объектами недвижимости не зарегистрировано в установленном законом порядке, СНТ №*** считать собственником ГТС юридически нельзя.

В ходе судебного заседания представитель ответчика Администрации МО «Город Воткинск» исковые требования не признала, представив письменное возражения на исковое заявление, из содержания которого следует, что требования прокурора в соответствии с пунктом 3 ст. 225 ГК РФ основаны на неправильном толковании норм права, поскольку положения указанной статьи предоставляют органу местного самоуправления лишь право, а не обязанность совершить действия по постановке на учет бесхозяйного имущества. Кроме того, постановка ГТС на учет в качестве бесхозяйной вещи не влечет возникновение права собственности, обязанностей по содержанию и эксплуатации данных объектов, в связи с чем, не может устранить нарушения, по поводу которых обратился прокурор. Прокурором не представлены доказательства того, что ГТС представляют угрозу для неопределенного круга лиц и не постановка их на учет повлечет нарушение прав и законных интересов жителей города. Имеющиеся на территории МО «Город Воткинск» ГТС неразрывно связаны с водными объектами, на которых они расположены. Земельные участки СНТ №*** и №*** принадлежат им на праве коллективной долевой собственности. Пруды, расположенные на территории СНТ, строились самостоятельно членами СНТ и используются ими для полива и иных хозяйственных целей. В связи с чем, на основании части 2 ст. 8 Водного кодекса, указанные ГТС, расположенные на прудах СНТ, принадлежат, соответственно, СНТ №*** и СНТ №***. Что касается ГТС, расположенного в районе больничного комплекса МЛПУ ГБ №***, по адресу: <адрес>, оно также не может считаться бесхозяйным имуществом, поскольку находится на реке Березовка, впадающей в Воткинский пруд. Образовавшаяся в данном месте запруда является частью водотока реки и не может рассматриваться как обособленный водный объект. Поскольку реки, в соответствии с Водным кодексом РФ, являются собственностью РФ, расположенные на них ГТС также являются федеральной собственностью.

Кроме того, в ходе судебного заседания представитель ответчика дала объяснения о том, что образование пруда или иного водного объекта не может быть создано без постройки ГТС, создание ГТС является одним из способов образования обособленного объекта- пруда. Пруды находятся на территории СНТ №*** и СНТ №***, земли СНТ находятся в коллективной долевой собственности участников СНТ. Статьей 8 Водного Кодекса установлено, что водные объекты находятся в федеральной собственности, за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта РФ, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами. Таким образом, пруды являются собственностью СНТ №*** и СНТ №***, а ГТС, расположенные на указанных прудах, являются собственностью соответствующих СНТ. Согласно топографической съемке, все пруды, имеющиеся на съемке, окружены земельными участками СНТ №*** и СНТ №***. Территории СНТ №№*** разбиты на кадастровые кварталы, описание границ, место их расположения отображены на карте. Указала о том, что межевые дела на земельные участки указанных СНТ никогда не заводились. Единственным документом, подтверждающим принадлежность указанных земельных участков СНТ, является свидетельство о праве коллективной собственности. По своей инициативе Администрация МО «Город Воткинск» межевание не проводит. По ГТС, расположенному в районе больничного комплекса МЛПУ «ГБ №***» объяснила о том, что таковое не может быть признано бесхозяйным имуществом, так как расположено на реке <данные изъяты>, впадающей в Воткинский пруд, который, в свою очередь, имеет статус Воткинского водохранилища, в соответствии с Постановлением Правительства № 197. Воткинское хранилище, расположенное на реке <данные изъяты>, включено в перечень водохранилищ. При этом, водный объект, расположенный на реке <данные изъяты>, не является частью водохранилища, а относится к самостоятельному водному объекту, на котором расположено ГТС.

Дело на основании части 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие третьих лиц Садоводческого некоммерческого товарищества №***, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в УР, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не известившими суд о причинах своей неявки. Судом причина неявки вышеуказанных третьих лиц признана неуважительной.

На основании части 5 ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Садоводческого некоммерческого товарищества №***, с учетом поступившего до начала судебного заседания заявления, в котором представитель СНТ просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Объяснениями представителя истца, актом обследования (инвентаризации) гидротехнических сооружений от <дд.мм.гггг> (л.д. 17), судом установлено, что в ходе проведения обследования комиссией были выявлены следующие гидротехнические сооружения, расположенные на территории МО «Город Воткинск»: ГТС на пруду в саду №***, ГТС на пруду в саду №***, ГТС <адрес> в районе больнично- стационарного комплекса МЛПУ «Городская больница №***» (<адрес>), которые отнесены к водостеснительным сооружениям, из оборудования ГТС выявлено наличие механизмов для управления потоками воды. Кроме того, комиссией установлено отсутствие технической документации на указанные ГТС и их собственников. Представитель истца также подтвердила, что все объекты ГТС расположенные в пределах территориальных границ МО «Город Воткинск».

Объяснениями сторон, показаниями свидетеля Б*** судом установлено, что ГТС - сооружение в виде дамб из железобетонных конструкций, сдерживающее водный поток, прочно связанное с землей, что в силу ст. 131 ГК РФ право собственности на недвижимые вещи подлежит государственной регистрации.

Справкой Воткинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от <дд.мм.гггг> (л.д. 13), уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дд.мм.гггг>, от <дд.мм.гггг> судом установлено отсутствие регистрации чьих либо прав на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении указанных выше объектов недвижимого имущества.

Статья 8 часть 1 Водного кодекса РФ относит водные объекты к федеральной собственности, за исключением пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, и закрепляет таковые в собственность, соответственно, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.

Справкой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <дд.мм.гггг>, установлено отсутствие сведений о земельном участке, расположенном по адресу<данные изъяты> в районе больничного комплекса «Городская больница №***» под гидротехническим сооружением.

Объяснениями лиц, участвующих по делу, письменными объяснениями представителя третьего лица Садоводческое некоммерческое товарищество «Сад №***», копиями дежурных кадастровых карт сада №*** и сада №*** г. Воткинска, судом установлено расположение водных объектов - прудов, на территории указанных садоводческих товариществ. Свидетельством №*** от <дд.мм.гггг>, №*** от <дд.мм.гггг>, установлено право коллективно- долевой собственности земельных участков, площадью 17,22 га и 49,8886 га, расположенных под землями СНТ №*** и СНТ №*** по <адрес> и по <адрес> тракта, для коллективного садоводства.

Представленными в суд письменными объяснениями СНТ №*** от <дд.мм.гггг> председателя СНТ №***, судом установлено, что СНТ №*** оспаривается принадлежность ему ГТС, расположенных на пруду, находящееся на территории СНТ №***.

В ходе судебного разбирательства представитель СНТ №*** дала объяснения о том, что и пруд и ГТС, расположенные на территории СНТ №***, созданы членами СНТ№ 3 по настоящее время ГТС ими содержится и производится посильный ремонт. В подтверждение зарегистрированного права собственности на ГТС СНТ №*** каких либо доказательств не представило. Представленный СНТ №*** технический паспорт отражает лишь план земельного участка, в том числе наличие пруда, но является недопустимым доказательством, подтверждающим право собственности либо иного владения СНТ №*** ГТС. В соответствии со ст. 131 ГК РФ подтверждение права собственности СНТ №*** на ГТС может являться только государственная регистрация. Кроме того, СНТ №*** не представлено каких либо доказательств создания ГТС именно СНТ №***, не представлено доказательств нахождения ГТС на его балансе.

Объяснениями представителя ответчика, справкой Воткинского филиала ГУП «Удмурттехинвентаризация» от <дд.мм.гггг>, установлено отсутствие постановки на технический учет спорных объектов ГТС, а также отсутствие их регистрации в Государственном водном реестре, что подтверждается справкой Камского БВУ №*** от <дд.мм.гггг>- органа регистрирующего права на ГТС в соответствии с Постановлением Правительства РФ от <дд.мм.гггг> №*** «О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений».

Доводы представителя ответчика о принадлежности ГТС СНТ, так как они в соответствии со ст. 8 Водного кодекса РФ являются собственниками прудов, не основана на законе, поскольку принадлежность пруда не порождает автоматическую принадлежность ГТС тому же лицу.

Таким образом, с учетом исследованных доказательств, суд приходит к выводу о том, что указанные выше объекты гидротехнических сооружений, не имеют собственника, ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены, никто не следит за их техническим состоянием, поэтому в соответствии с частью 1 ст. 225 ГК РФ, являются бесхозяйными.

Частью 3 ст. 225 ГК РФ предусмотрено принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

С учетом объяснений представителя ответчика, судом установлено, что на сегодняшний день заявление в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии о постановке на учет спорных объектов гидросооружений Администрацией МО «Город Воткинск» не подано.

Согласно п.8 ч.1 ст. 16 ФЗ от <дд.мм.гггг> «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», п. 8 Устава МО «Город Воткинск» к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. ст. 3 и 9 ФЗ от 21 июля 1997 г. "О безопасности гидротехнических сооружений" под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения; собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, … финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнических сооружений, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.

Статьей 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68 -ФЗ от 21.12.1994 года финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций межрегионального характера является в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.

Доводы представителя ответчика о том, что истцом не представлено доказательств опасности ГТС, что является одним из оснований отказа в удовлетворении исковых требований, являются не состоятельными, так как опасность ГТС, техническое состояние которых не будет поддерживаться до соответствующей нормы является общепонятным, не подлежащим дополнительному доказыванию.

Поскольку, как установлено ранее судом, такого рода объекты расположены в административных границах муниципального образования «Город Воткинск», не обращение Администрации МО «Город Воткинск» в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о принятии спорных гидротехнических сооружений на учет как бесхозяйного имущества, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, закрепленной в п. 3 ст. 225 ГК, в силу которой бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иной орган не вправе выполнить указанные функции. Суд считает, что такая обязанность возникает у Администрации г. Воткинска также на основании п.8 ч.1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Постановка объектов ГТС на учет как бесхозяйных впоследствии повлечет необходимость органа местного самоуправления определить лицо, ответственное за его состояние.

С учетом приведенных выше мотивов, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить.

Во исполнение п. 2 ст. 206 ГПК РФ суду, при обязывании ответчика совершить действия, необходимо установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурором в заявлении предложен срок - шесть месяцев со дня вступления решения в законную силу, который суд считает разумных.

Представителем ответчика каких либо доводов о неразумности указанного срока не выражено, доказательств не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Воткинского межрайпрокурора в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации МО «Город Воткинск» об обязании поставить на учет бесхозяйные гидросооружения, удовлетворить.

Обязать Администрацию МО «Город Воткинск» поставить на учет В Воткинском отделе Росреестра по УР бесхозяйные гидросооружения (в виде дамб), расположенные на:

- на <адрес> в районе больнично- стационарного комплекса МЛПУ «Городская больница №***» ( <адрес>);

- пруду в СНТ №*** г. Воткинска;

- пруду в СНТ №*** г. Воткинска в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Воткинский городской суд УР.

Решение в окончательной форме будет изготовлено с применением технических средств - компьютера 25 ноября 2010 года.

Председательствующий судья: Ломаева О.В.