Дело № 2- 1153/ 10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Воткинск 08 ноября 2010 года
Воткинский городской суд Удмуртской Республики под председательством судьи ЛОМАЕВОЙ О.В.,
при секретаре ШАЛАВИНОЙ Е.Б.,
с участием представителя истца А***, представителя ответчика Б***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ельцовой Л.Л. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконными решения об отказе в установлении пенсии, протокол заседания комиссии, об обязании зачета в спецстаж периодов работы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, об обязании назначения досрочно трудовой пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Ельцова Л.Л. изначально обратилась с иском в суд к ответчику УПФ РФ (ГУ) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) (далее по тексту ПФ) об обязании зачета в педагогический стаж период работы в Шарканском райкоме ВЛКСМ в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодёжи и пионеров с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, об обязании назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения, то есть <дд.мм.гггг>.
В ходе производства по делу, в порядке ст. 39 ГПК РФ истцом представлено заявление (л.д.38), принятое судом об уточнении требований, которым истец также просит признать незаконным решение ПФ от <дд.мм.гггг> №*** и протокол заседания комиссии от <дд.мм.гггг> №***.
Истцом исковые требования обоснованы тем, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) от <дд.мм.гггг> №***, и протоколом заседания комиссии от <дд.мм.гггг> №***, принятыми по результатам рассмотрения заявления истца от <дд.мм.гггг>, было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на основании ст. 27.1.19 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», в связи с отсутствием у истца необходимого 25-летнего педагогического стажа. ПФ не включил в педагогический стаж период ее работы в Шарканском райкоме ВЛКСМ в должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодёжи и пионеров с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, по тем основаниям, что данная должность истца не предусмотрена Списком должностей и учреждений, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии. Зачтенный ответчиком специальный - педагогический стаж истца на день обращения за назначением пенсии составил 22 года 6 месяцев 26 дней. Считает решение ответчика и протокол не законным, так как при ее подсчете ответчиком не включены в педагогический стаж для досрочного назначения пенсии 4 года 7 месяцев 6 дней, а именно период работы в выборной должности секретаря - заведующей отделом учащейся молодежи и пионеров Шарканского РК ВЛКСМ с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, когда действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397. Данное Постановление утвердило Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии по выслуге лет работникам просвещения и здравоохранения, где кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на выслугу лет засчитываются также выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. С учетом Постановления Совета Министров СССР от 17.12.1959 года № 1397, считает, что её педагогический стаж составляет 27 лет 2 месяца.
Дело на основании п.5 ст. 167 ГПК РФ рассмотрено в отсутствие истца, извещенной о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представившей до судебного заседании о рассмотрении дела в её отсутствие.
В судебном заседании представитель истца, А***, исковые требования истца поддержал, дал суду объяснения, подтвердив доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, а также дополнил то, что исходя из содержания архивной справки №*** от <дд.мм.гггг> с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> истец находилась в отпуске по уходу за ребенком, дочерью В***, <дд.мм.гггг> года рождения, поэтому ею получалась не заработная плата, а пособие по уходу за ребенком в сумме 35 рублей, размер которого был установлен п. 54 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года № 191. В соответствии с КЗоТ РСФСР отпуска по уходу за ребенком засчитывались в специальный, льготный стаж. Пояснил, что доказательств нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> либо получения заработной платы найти и представить не имеет возможности. Требований к ПФ о взыскании судебных расходов истец не предъявляет.
Представитель ответчика исковые требования не признал, подтвердил доводы и обстоятельства, изложенные в представленном письменном возражении (л.д. 29), из содержания которых следует, что таковые не подлежат удовлетворению, поскольку при обращении истца в Пенсионный фонд с заявлением о назначении ей досрочной пенсии по старости <дд.мм.гггг>, применению подлежит действующее законодательство, то есть, ст. 27.1.19 Федерального закона № 173- ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ», в соответствии с которой, при определении права на данный вид пенсии подлежит применению Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе работникам просвещения; а также Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» не имел нормы, которая устанавливала право на досрочное назначение пенсии отдельным категориям специалистам, в том числе педагогическим работникам; Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 на основании, которого был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, в том числе работникам просвещения; ст. 80 Закона РФ от 20 ноября 1990 года № 340-1 было определено право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей. В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитываются выборная и другая ответственная работа в партийных и комсомольских органах. В соответствии с Инструктивным письмом министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года №1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», п. 3.1 к выборной и другой ответственной работе в партийных и комсомольских органах относится работа в качестве освобожденного секретаря первичной партийной или комсомольской организации, штатного лектора, штатного пропагандиста, заведующего парткабинетом, заведующего отделом, инструктора райкома КПСС и райкома ВЛКСМ. Должность «секретарь-заведующий школьного отдела райкома ВЛКСМ» отсутствует в указанном письме.
На момент обращения истицы с заявлением о назначении пенсии, то есть на <дд.мм.гггг> её стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику, составляет 22 года 6 месяцев 26 дней. В соответствии с п.п. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173 ФЗ лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, назначается досрочная трудовая пенсия по старости независимо от возраста. Считает, что Ельцова Л.Л. на момент обращения не выработала требуемого педагогического стажа.
Заслушав объяснения лиц, участвующих по делу, исследовав представленные доказательства, оценив их в совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования основаны на законе, в связи с чем, подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.
В ходе судебного разбирательства объяснениями представителей сторон, копией заявления истца о назначении пенсии, поданного в ПФ от <дд.мм.гггг> (л.д.32-33), копией протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районах УР №*** от <дд.мм.гггг> (л.д. 30-31), копией решения УПФ РФ (ГУ) по городу Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районах УР №*** от <дд.мм.гггг> (л.д. 21), судом установлено, что истец <дд.мм.гггг> обратилась в ПФ с соответствующим заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии. Комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ПФ рассмотрела заявление истца о назначении пенсии и приняла <дд.мм.гггг> решение в виде протокола за №***, а также ПФ решение №***, которыми истцу в назначении досрочной трудовой пенсии отказано по основаниям отсутствия у неё 25 летнего стажа работы, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Указанными решением и протоколом в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости по статье 27.1.19 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ зачтено 22 года 6 месяцев 26 дней.
В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных случаях и размерах.
В соответствии со ст. 7 ФЗ РФ № 173-ФЗ от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В соответствии со ст. 27 ч. 1 п. 19 Закона от 17. 12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет независимо от их возраста. При этом, при определении права на данный вид пенсии, подлежит применению Список должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781. В случае отсутствия права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с указанным постановлением, с учетом постановления КС РФ от 29.01.2004 года № 2-П, право на досрочное пенсионное обеспечение может быть определено по нормативным документам, действовавшим до введения в действие нового правового регулирования, то есть, на 31.12.2001 года, на момент трудовой деятельности истца, каковыми являются постановление СМ РСФСР от 06.09.1991 года № 464 (за период работы до 01.11.1999 года).
Принимая правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в вышеуказанном Постановлении в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Копией трудовой книжки истца (л.д.11-13), архивной справкой ГУ «Центр документации новейшей истории УР» №*** от <дд.мм.гггг> (л.д.18) судом установлено, что <дд.мм.гггг> истец постановлением III пленума Шарканского райкома ВЛКСМ от <дд.мм.гггг> избрана секретарем- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ и решением бюро Шарканского райкома ВЛКСМ от <дд.мм.гггг> (прот. № 4) освобождена от должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ.
В спорный период времени действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», которым утверждалось Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утратившее юридическую силу с 1 октября 1993 года.
В соответствии с п. 1 п.п. «а» Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается выборная и другая ответственная работа в комсомольских органах.
Согласно п. 3.1 Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» при применении п.п. «а» п. 1 Положения следует иметь ввиду, что к выборной и другой ответственной работе в партийных органах относится работа в качестве освобожденного секретаря комсомольской организации и др.
Основанием для отказа ПФ в зачете стажа работы истца в должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ явилось то, что в п. 3.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 года № 1-63-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» должность секретаря – заведующего школьного отделом райкома ВЛКСМ не содержится.
Однако, с указанными основаниями отказа ПФ в зачете в педстаж периода работы истца в должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ суд согласиться не может, так как п.3.1 указанного инструктивного письма указывает на условия, при которых следует засчитывать выборную и другую ответственную работу в комсомольских органах в педстаж, а именно: работа в качестве освобожденного секретаря первичной комсомольской организации, заведующего отделом райкома ВЛКСМ и др., при этом перечень должностей в указанном письме не является закрытым.
Таким образом, для зачисления стажа работы истца в спорный период необходимо условия её освобожденности от иной трудовой деятельности. Согласно трудовой книжки и архивной справки №*** от <дд.мм.гггг>, истец работала и была избрана именно на указанную должность. Следовательно, работа в должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ являлась выборной в комсомольских органах и освобожденной от другой трудовой деятельности, поэтому подлежит зачету в педстаж, но лишь период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, который истцом подтвержден именно, как период исполнения трудовых обязанностей и выплатой заработной платы.
Объяснениями представителя истца, копией свидетельства о рождении В***, <дд.мм.гггг>, матерью которой является истец, архивной справкой №*** от <дд.мм.гггг>, выданной ГУ « Центр документации новейшей истории УР», а также с учетом п. 54 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 23 февраля 1984 года № 191, судом установлено, что с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> истец получала пособие по уходу за ребенком (в месяц 35 рублей), что позволяет суду сделать вывод о нахождении истца в отпуске по уходу за ребенком, несмотря на то, что истцом не представлено доказательств предоставления ей такого отпуска. Суд считает, что факт получения пособия и факт рождения ребенка является достаточным для указанного вывода.
Статья 167 КЗоТ РСФСР в редакции, действовавшей до 06.10.1992 года предусматривала включение периода нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии. С указанного времени Законом РФ от 25.09.1992 года № 3543-1 в ст. 167 КЗоТ РСФСР были внесены изменения и отпуск по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Следовательно, период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком, то есть с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, также подлежит зачету в педстаж.
По мнению суда не подлежит зачету в педстаж период работы истца с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>, так как факт работы, получения заработной платы в должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ, а также её нахождение в отпуске по уходу за ребенком какими либо доказательствами не подтвержден.
Таким образом, с учетом необходимости включения в педстаж истца периода работы в должности секретаря- заведующей школьным отделом Шарканского райкома ВЛКСМ с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ( 3 года 5 месяцев 15 дней), отпуска по уходу за ребенком в период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг> ( 9 месяцев 23 дня), а также зачтенного ПФ периода работы истца в педстаж – 22 года 6 месяцев 26 дней, суд приходит к выводу, что на момент обращения истца с заявлением в ПФ, т.е. на <дд.мм.гггг>, истец выработала 27 лет 01 месяц 10 дней педагогического стажа.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о незаконности обжалуемого решения ПФ от <дд.мм.гггг> №*** и протокола заседания комиссии по рассмотрению вопроса реализации пенсионных прав граждан ПФ №*** от <дд.мм.гггг> об отказе в установлении истцу досрочной трудовой пенсии.
В статье 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» указано, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией.
В соответствии с пунктом 15 Правил обращения за пенсией и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденных постановлением Минтруда и ПФР от 27.02.2002 года № 17/19ПБ, пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 года и статье 23 Закона от 15.12.2001 года, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами.
Учитывая изложенное, суд считает необходимым обязать ответчика – Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам УР (межрайонное) назначить досрочную трудовую пенсию по старости истцу с <дд.мм.гггг> (с учетом исковых требований истца и положений ст. 196 ГПК РФ - рассмотрения дела в пределах предъявленных требований), а не с момента возникновения права на пенсию – с момента обращения за ее назначением – <дд.мм.гггг>.
Поскольку истцом не предъявлено требований о взыскании судебных расходов, судом таковые не разрешаются.
На основании выше изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Иск Ельцовой Л.Л. к Управлению Пенсионного Фонда РФ (ГУ) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) о признании незаконными решения об отказе в установлении пенсии и протокол заседания комиссии, об обязании зачета в спецстаж периодов роботы и нахождения в отпуске по уходу за ребенком, об обязании назначения досрочно трудовой пенсии, удовлетворить в части.
Признать решение Управления Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) №*** от <дд.мм.гггг> и протокол заседания комиссии от <дд.мм.гггг> №*** незаконными.
Зачесть в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей периоды:
-работы Ельцовой Л.Л. в должности секретаря – заведующей школьного отдела райкома ВЛКСМ с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>,
-нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.
Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ (Государственное учреждение) по г. Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам Удмуртской Республики (межрайонное) назначить Ельцовой Л.Л. досрочную трудовую пенсию с <дд.мм.гггг>.
В удовлетворении требований Ельцовой Л.Л. о зачете в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей период с <дд.мм.гггг> по <дд.мм.гггг>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме, через Воткинский городской суд УР.
Решение в окончательной форме судом изготовлено с применением технических средств – компьютера 26 ноября 2010 года.
Председательствующий судья Ломаева О.В.