О возложении обязанности провести ремонт плотины



Дело2-1513/2010

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Воткинск 16ноября2010года

Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Войтовича В.В.

при секретаре Джафаровой А.З.

с участием,представителя истца Воткинской межрайонной прокуратуры Удмуртской Республики-помощника прокурора Гурьева А.А.,представителя ответчика Администрации МО «Воткинский район»,Абрамовой Н.В.,представителя ответчика Администрации
МО «Большекиварское» Перевозчиковой Е.А.,рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Воткинского межрайонного прокурора,действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Воткинский район»,Администрации
МО «Большекиварское» о возложении обязанности провести ремонт плотины,

установил:

Воткинский межрайонный прокурор,с учетом уточнения исковых требований,обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Воткинский район»,Администрации
МО «Большекиварское» об обязаннии в срок до30июня2011года провести ремонт плотины,расположенной на Большекиварском пруду Воткинского района,расположенном северо-восточнее <адрес>,площадью8,44га,а именно:восстановить выходной оголовок водосброса,выполненный в виде ступенчатого быстротока (восстановить5железобетонных плит быстротока); восстановить верховой откос над портальной стенкой входного оголовка водосброса; восстановить тело плотины.

Требования мотивированы тем,что вышеуказанная плотина находится в аварийном состоянии,что может привести к чрезвычайной ситуации в паводковый период,в результате чего могут пострадать граждане индивидуализировать которых не представляется возможным.Органы местного самоуправления входят в Единую Государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы.К вопросам местного значения поселения и муниципального района относится участие в предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории поселения,муниципального района.

В судебном заседании представитель истца-Воткинской межрайонной прокуратуры Удмуртской Республики-помощник прокурора Гурьев А.А.,требования поддержал в полном объеме,с учетом их уточнения,по мотивам,изложенным в иске.

Представитель ответчика Администрации МО «Воткинский район» -Абрамова Н.В.требования истца не признала,пояснила,что ответчики не являются собственниками плотины,данное недвижимое имущество является бесхозяйным,в силу чего в обязанность МО «Воткинский район»,
МО «Большекиварское» не входит содержание и эксплуатация этой плотины,в том числе и проведение ее ремонта.Кроме того,указала на то,что у Администрации МО «Воткинский район»,Администрации
МО «Большекиварское» отсутствуют денежные средства на ремонт плотины.

Представитель ответчика Администрации МО «Большекиварское» -Перевозчикова Е.А.исковые требования не признала,поддержала доводы представителя Администрации МО «Воткинский район».

Заслушав объяснения сторон,исследовав материалы дела,суд приходит к следующему.

Так,из материалов дела и пояснений сторон следует,что объект недвижимого имущества-плотина,расположенная на Большекиварском пруду Воткинского района Удмуртской Республики,находящемся северо-восточнее <адрес>,площадью8,44га.-является бесхозяйным (л.д.8,11,23,24,25,27,45,69,70).

Согласно акту от21апреля2010года,составленным представителем
АУ «Управление Минприроды УР» данное гидротехническое сооружение (далее по тексту-ГТС) -плотина находится в предаварийном состоянии,на нем выявлены,в том числе указанные в просительной части иска,разрушения,которые просит устранить прокурор.Также указано,
что ГТС является потенциально-опасным объектом для д.Большая Кивара и расположенного ниже пруда (л.д.5-7).Службы эксплуатации на объекте нет.

По результатам проверки,проведенной10сентября2010года Западно-Уральским Управлением Федеральной службы по экологическому,технологическому и Атомному надзору,установлено (л.д.8),что ГТС пруда
в д.Большая Кивара на р.Кивара находится в предаварийном состоянии,уровень безопасности-опасный.В ходе проверки выявлены нарушения:гидротехническое сооружение бесхозяйное; верховой откос практически вертикальный,подмывается; в районе входного оголовка крепление ж/б плитами разрушено; гребень плотины и откосы разрушаются,так как осуществляется прогон крупного рогатого скота на пастбище; выходной оголовок водосбора разрушен (ступенчатый быстроток-перепад из5сборных ж/бетонных лотков подмыло,лотки переломились).

Большекиварский пруд площадью8,44га.входит в перечень водохозяйственных объектов Воткинского района Удмуртской Республики,и закреплен постановлением Главы Администрации МО «Воткинский район» от15марта2010года № 362за МО «Большекиварское» (л.д.9,11,13).

В целом данные обстоятельства сторонами дела не оспариваются.

В силу ч.1ст.45ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав,свобод и законных интересов граждан,неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.8ч.1ст.14Федерального закона от6октября
2003года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций-это комплекс мероприятий,проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций,а также на сохранение здоровья людей,снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения
(ст.1Федерального закона от21декабря1994года № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Органы местного самоуправления входят в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций,в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст.4Федерального закона
от21декабря1994года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий
от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В силу закона и уставов администрации МО «Воткинский район»,
МО «Большекиварское» являются органами местного самоуправления.

Пунктом3ст.1Устава МО «Воткинского района» территорию муниципального района составляют территории всех муниципальных образований-поселений,образованных на территории Воткинского районаУдмуртской Республики (л.д.28).

МО «Большекиварское»,согласно Закону Удмуртской Республики
от16ноября2004года № 63-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Воткинского района Удмуртской Республики» составляет территорию МО «Воткинский район».

Согласно смыслу подп.7,21,п.1ст.7Устава МО «Воткинский район» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Воткинского района,организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории Воткинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах,охране их жизни и здоровья (л.д.28,см.на обороте).

Согласно смыслу подп.8,23,26п.1ст.7Устава
МО «Большекиварское» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения МО «Большекиварское»,организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории МО «Большекиварское» от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах,охране их жизни и здоровья
(л.д.43).

В соответствии со ст.ст.3,9Федерального закона от21июля1997года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» под обеспечением безопасности гидротехнического сооружения понимается разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации,ремонте,реконструкции,консервации,выводе из эксплуатации и ликвидации,обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения,природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения,в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде вредных природных и техногенных воздействий,результатов хозяйственной и иной деятельности,создавать финансовые и материальные резервы,предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения,финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения,обеспечению его безопасности,а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения и др.

Как усматривается из материалов дела,названные меры,установленные федеральным законом,не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения (плотины),представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации,поскольку они разрабатываются и предписываются для исполнения лицу или руководителю органа,которому принадлежит гидротехническое сооружение.

В этой связи отсутствие собственника (его бесхозяйность) гидротехнического сооружения (плотины) влечет неисполнение установленных законом обязанностей по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения и,следовательно,обязанность органа местного самоуправления по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Каких-либо доказательств возможности предупреждения чрезвычайной ситуации иным способом представители ответчиков суду не представили.

Напротив,представители ответчиков в судебном заседании подтвердили необходимость указанного ремонта плотины.

Факт нахождения плотины в предаварийном состоянии и ее потенциальную опасность для д.Большая Кивара и расположенного ниже пруда,подтвердили.

Учитывая изложенное,суд,принимая во внимание отнесение к вопросам местного значения МО «Воткинский район» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Воткинского района,организацию и осуществление мероприятий по защите населения и территории Воткинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах,охране их жизни и здоровья,отнесение к вопросам местного значения муниципального района МО «Воткинский район» участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории Воткинского района,организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории Воткинского района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера,по осуществлению мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах,охране их жизни и здоровья,пришел к выводу о законности и обоснованности заявленных прокурором исковых требований.

Довод представителей ответчиков-Администрации МО «Воткинский район»,Администрации МО «Большекиварское» о том,что у данных муниципальных образований отсутствуют денежные средства на ремонт плотины,суд находит несостоятельным,поскольку данное обстоятельство в силу закона не освобождает муниципальное образование от выполнения мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Согласно подп. «г» п.2ст.11Федерального закона от21декабря
1994года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

На основании изложенного,руководствуясь ст.ст.194-199ГПК РФ,суд

решил:

исковое заявление Воткинского межрайонного прокурора,в интересах неопределенного круга лиц об обязании Администрации муниципального образования «Воткинский район»,Администрации муниципального образования «Большекиварское» произвести ремонт плотины удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район»,Администрацию муниципального образования «Большекиварское»
в срок до30июня2011года провести ремонт плотины,расположенной на Большекиварском пруду Воткинского района,расположенном северо-восточнее <адрес>,площадью8,44га,
а именно:восстановить выходной оголовок водосброса,выполненный в виде ступенчатого быстротока (восстановить5железобетонных плит быстротока); восстановить верховой откос над портальной стенкой входного оголовка водосброса; восстановить тело плотины.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение10дней через Воткинский городской суд Удмуртской Республики со дня изготовления его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено судом22ноября2010года
с использованием компьютерной техники.

Председательствующий судья В.В.Войтович

-32300: transport error - HTTP status code was not 200