Дело № 2 - 288/11 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Воткинск 13 апреля 2011 г. Воткинский городской суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Москалева А.В., при секретаре Валуйских Е.Ю., с участием представителя заявительницы Пьянковой А.Я. – адвоката Демидцевой Е.А., представителя Администрации муниципального образования «Воткинский район» – Абрамовой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пьянковой А.Я. о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Воткинский район», УСТАНОВИЛ : распоряжением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №*** Пьянковой А.Я. отказано во включение в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в <дд.мм.гггг>. Отказ во включении в список обусловлен отсутствием справки из военного комиссариата о подтверждении участия А*** в боевых действиях. Отказ доведен до заявительницы письмом Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №***. Первоначально Пьянкова А.Я. (далее – заявительница) обратилась в Воткинский городской суд Удмуртской Республики с заявлением об оспаривании решения Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №***, в котором просила признать его незаконным, обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» включить ее в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета (далее – список) в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу. Заявление мотивировано тем, что заявительница является вдовой участника Великой Отечественной войны А***, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, поэтому имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьей 21 Федерального закона «О ветеранах». В ходе рассмотрения дела Пьянкова А.Я. изменила предмет заявления, просила признать незаконным распоряжение Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №***, обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» включить ее в список в течение трех дней с момента вступления решения суда в законную силу, возместить расходы на оплату услуг представителя в размере 6000 руб. Пьянкова А.Я. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие с участием представителя – адвоката Демидцевой Е.А. Представитель заявительницы – адвокат Демидцева Е.А. в судебном заседании заявление поддержала, просила признать оспариваемое распоряжение незаконным, обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» включить заявительницу в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, от взыскания расходов на оплату услуг представителя отказалась. Представитель Администрации муниципального образования «Воткинский район» – Абрамова Н.В. в суде с требованиями заявительницы не согласилась, мотивируя законностью оспариваемого распоряжения. Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Пьянкова А.Я. является супругой умершего участника Великой Отечественной войны А***, являлась членом его семьи. В подтверждение наличия у Пьянковой А.Я. указанного статуса ей выдано удостоверение установленного образца. После смерти А*** заявительница в повторный брак не вступала. Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №*** Пьянкова А.Я. признана нуждающейся в улучшении жилищных условий. А*** обратилась в Администрацию муниципального образования «Воткинский район» с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в <дд.мм.гггг>. Вместе с заявлением ею представлена архивная справка от <дд.мм.гггг>, согласно которой А*** был призван в армию <дд.мм.гггг> Ижевским горвоенкоматом; после призыва направлен рядовым в 155 гаубичный полк в <адрес>; на пути следования к фронту на станции <адрес> попал в окружение и <дд.мм.гггг> взят немцами в плен; содержался в лагерях военнопленных; в <дд.мм.гггг>. освобожден американскими войсками; проходил фильтрационную проверку. Распоряжением Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №*** Пьянковой А.Я. отказано во включение в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в <дд.мм.гггг>. Отказ мотивирован отсутствием справки из военного комиссариата о подтверждении участия А*** в боевых действиях. Указанные обстоятельства дела подтверждены в судебном заседании исследованными доказательствами и участвующими в деле лицами не оспариваются. Установив указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что заявление обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Оспариваемый акт органом местного самоуправления принят в отношении заявительницы. Вследствие этого она вправе обжаловать его в судебном порядке (статьи 254 и 255 ГПК Российской Федерации). Распоряжение об отказе заявительнице во включение в список принято <дд.мм.гггг> Заявление об оспаривании данного распоряжения подано заявительницей в суд <дд.мм.гггг>, т.е. в установленный частью 1 статьи 256 ГПК Российской Федерации трехмесячный срок. Статьей 21 Федерального закона от 12января1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Федеральный закон № 5-ФЗ) предусмотрены меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 указанной статьи Федерального закона № 5-ФЗ нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, состоявшие на его иждивении и получающие пенсию по случаю потери кормильца (имеющие право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счет средств федерального бюджета жильем в соответствии с положениями статьи 23.2 Федерального закона. Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак (подпункт 3 пункта 2 статьи 21 Федерального закона № 5-ФЗ). Согласно пункту 1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 и пунктом 3.1 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ по письменным заявлениям супругов умерших участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 стати 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями, указанными в пункте 1 статьи 23.2 Федерального закона (пункт 12 статьи 23.2 Федерального закона № 5-ФЗ). Таким образом, Федеральным законом № 5-ФЗ установлено, что супруга умершего участника Великой Отечественной войны, не вступившая в повторный брак, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, независимо от состояния ее трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы, подлежит обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем, в том числе путем предоставления ей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. При этом указанным Федеральным законом подлежит обеспечению жильем супруга умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, независимо от участия ветерана Великой Отечественной войны в боевых действиях. Во исполнение предоставленных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по обеспечению жильем ветеранов, принят Закон Удмуртской Республики от 24 июня 2010 года № 29-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" (далее – Закон Удмуртской Республики № 29-РЗ). В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 4 данного Закона Правительству Удмуртской Республики при осуществлении органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий предоставлено право издавать в пределах своей компетенции обязательные для исполнения нормативные правовые акты по вопросам осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий и осуществляет контроль за их исполнением. В целях реализации Закона Удмуртской Республики № 29-РЗ постановлением Правительства Удмуртской Республики от 25 октября 2010 г. № 320 утверждено Положение о порядке предоставления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, образованных на территории Удмуртской Республики, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – Положение). Данным Положением установлен порядок предоставления указанной выплаты гражданам, зарегистрированным по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования, нуждающимся в улучшении жилищных условий, и относящимся, в том числе, к следующим категориям: участники Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (пункт 1 Положения). В соответствии с пунктом 10 Положения орган местного самоуправления в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования средств на предоставление выплат и по результатам рассмотрения документов, предусмотренных в пункте 11 настоящего Положения, формирует список получателей выплаты на текущий год (далее – список). Согласно пункту 11 Положения для включения в список гражданин представляет в орган местного самоуправления заявление о предоставлении выплаты в текущем году. К заявлению прилагаются документы (копии документов) согласно перечню в соответствии с приложением 4 к настоящему Положению. Приложение 4 к Положению содержит Перечень документов, предоставляемых для включения в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. Пунктом 5 раздела указанного Перечня предусмотрена справка из военного комиссариата о подтверждении участия в боевых действиях (для ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны) (представляется в случае, если постановку на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий осуществляют органы местного самоуправления поселений). Отсутствие справки из военного комиссариата о подтверждении участия А*** в боевых действиях явилось основанием для отказа заявительнице во включении в список. Вместе с тем, категории граждан, на которые распространяются меры социальной поддержки, установленные Федеральным законом № 5-ФЗ, определены данным Федеральным законом. При этом Федеральным законом № 5-ФЗ супруга умершего участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, подлежит обеспечению жильем независимо от участия ветерана Великой Отечественной войны в боевых действиях. Данный закон не ставит в зависимость обеспечение жильем участника Великовой Отечественной войны (супруги умершего участника Великой Отечественной войны) его участием в боевых действиях. С учетом изложенного, Положение в той части, в которой оно обязывает гражданина предоставить справку из военного комиссариата, подтверждающую участие ветерана Великой Отечественной войны в боевых действиях (пункт 5 раздела I приложения 4 к Положению), противоречит федеральному закону, имеющему большую юридическую силу. В соответствии с частью 2 статьи 11 ГПК Российской Федерации указанная норма Положения не подлежит применению. Вследствие этого непредоставление заявительницей такой справки не могло явиться основанием для отказа во включении ее в список. Установление в Положении правила о необходимости предоставления такой справки фактически лишает некоторую категорию участников Великой Отечественной войны на получение мер социальной поддержки, установленных Федеральным законом № 5-ФЗ. Так, Указом Президента Российской Федерации от 24 января 1995 г. № 63 были восстановлены права бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной войны и в послевоенный период, которые могли и не участвовали в боевых действиях. В соответствии с названным Указом им выданы удостоверения участника Великой Отечественной войны. Таким образом, действующим законодательством на указанных граждан, с учетом отсутствия в Федеральном законе № 5-ФЗ какого-либо исключения из общего правила, распространяются меры социальной поддержки ветеранов, в том по обеспечению жильем, установленные данным Федеральным законом. Несмотря на сделанный судом вывод о несоответствии Положения в указанной части нормативному акту, имеющему большую юридическую силу, суд считает необходимым дать оценку представленным доказательствам участия А*** в Великой Отечественной войне. На заявление о предоставлении сведений об участии А*** в боевых действиях военный комиссариат Удмуртской Республики по г.Воткинску, Воткинскому и Шарканскому районам рекомендовал обратиться в государственный архив. Из представленной архивной справки от <дд.мм.гггг> следует, что А*** был призван в армию <дд.мм.гггг> Ижевским горвоенкоматом; после призыва направлен рядовым в 155 гаубичный полк в <адрес>; на пути следования к фронту на станции <адрес> попал в окружение и <дд.мм.гггг> взят немцами в плен; содержался в лагерях военнопленных; в <дд.мм.гггг>. освобожден американскими войсками. Согласно Перечню №*** артиллерийских, минометных, зенитно-пулеметных полков и полков ПВО железнодорожных эшелонов, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны <дд.мм.гггг> (Приложение к директиве Генерального штаба от <дд.мм.гггг> №***) 155 гаубичный артиллерийский полк входил в состав 98 стрелковой дивизии, период вхождения в состав Действующей армии – <дд.мм.гггг> - <дд.мм.гггг> Исследованные документы о том, что А*** был призван в состав Действующей армии, которая попала в окружение, результатом окружения явилось взятие его в плен, позволяют суду сделать вывод об участии его в боевых действиях. Таким образом, оспариваемое заявительницей распоряжение в части отказа во включении в список незаконно, нарушает права заявительницы на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жилым помещением, предусмотренной Федеральным законом № 5-ФЗ. Установив незаконность распоряжения, в соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК Российской Федерации и пунктом 10 Положения суд считает необходимым обязать орган местного самоуправления включить заявительницу в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, формируемый в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования «Воткинский район» средств на предоставление выплат. Решение состоялось в пользу заявительницы. Поэтому на основании части 1 статьи 98 ГПК Российской Федерации с Администрации муниципального образования «Воткинский район» в ее пользу подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб, уплаченная при подаче заявления. Руководствуясь статьями 194-198, 258 ГПК Российской Федерации, суд РЕШИЛ : заявление Пьянковой А.Я. о признании незаконным распоряжения Администрации муниципального образования «Воткинский район» удовлетворить. Признать незаконным распоряжение Главы Администрации муниципального образования «Воткинский район» от <дд.мм.гггг> №*** в части отказа Пьянковой А.Я. во включение в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета в <дд.мм.гггг>. Обязать Администрацию муниципального образования «Воткинский район» включить Пьянкову А.Я. в список получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств федерального бюджета, формируемый в течение 30 дней с момента поступления из бюджета Удмуртской Республики в бюджет муниципального образования «Воткинский район» средств на предоставление выплат. Взыскать с Администрации муниципального образования «Воткинский район» в пользу Пьянковой А.Я. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Воткинский городской суд Удмуртской Республики. Мотивированное решение суда изготовлено 18 апреля 2011 г. Председательствующий судья А.В.Москалев